В маркетологии есть понятие buyer’s remorse — по-русски «синдром раскаяния» (покупателя). Купишь чего-то впопыхах, а потом жалеешь. Так и Обама. Как показал опрос CNN, если бы выборы президента проходили сейчас в том же составе, что два года назад, то 53% американцев проголосовали бы за Митта Ромни и лишь 44% — за Барака Обаму. Вот я и говорю: синдром раскаяния.
Два года назад Обама победил Ромни со счетом 51% — 47%.
Демократы отмахиваются от опроса CNN и подчеркивают, что Обама уже никуда не баллотируется, поэтому все это лишь курьез.
Последний опрос Пью доказывает, что нет и что неважнецкий рейтинг президента сильно сказывается на перспективах его партии на ноябрьских выборах в Конгресс. Примерно треть опрошенных заявили, что будут голосовать в ноябре «против Обамы», то есть против кандидата, который с ним отождествляется, то бишь против демократа. Лишь 19% сказали, что их выбор определится стремлением поддержать Обаму. Перед выборами в Конгресс 2010 года 28% американцев говорили, что будут голосовать «против Обамы», а 23% — за. То есть картина была несколько более благоприятная для президента, чем сейчас, но в конечном итоге Обама потерял 63 мандата в Палате представителей, и с тех пор она ставит ему палки в колеса.
Если расклад к ноябрю сильно не изменится, демократы потеряют в нижней палате еще десятки мандатов, и Обаме придется провозгласить себя императором, а то Конгресс не даст ему шагу ступить.
Почему Обама так упал в глазах своих подданных? (Я было написал «своих сограждан», но потом переправил на «подданных», потому что Обаме, похоже, закон не писан.)
У многих американцев ощущение, что их мир летит в тартарары. Вот примеры. Что бы ни говорила официальная статистика, кризис, который помог Обаме выйти в дамки, для миллионов американцев так и не кончился. Я видел на своем веку много кризисов и знаю их верную примету: заколоченные витрины. Их, по-моему, становится в последнее время больше, а не меньше.
Или вот ошеломительная цифра. У более чем 35% американцев имеются долги и неоплаченные счета, которыми занимаются коллекторские агентства. Это и счета за мобильник, и задолженность по кредиткам, ипотеке, и больничным счетам, это и просроченная плата за спортзал. Но все эти долги поручено собирать коллекторам, что может испортить вам кредитный рейтинг или перспективы трудоустройства.
В США 140 тысяч коллекторов, которые ухитряются получить с должников примерно 50 млрд долларов в год, притом без помощи паяльника или щипцов для завивки, применяющихся для той же цели в Америке. Я был поражен, узнав, что более трети моих сограждан являются несостоятельными должниками.
Цены на бензин, который для американца важнее хлеба — притом намного, поскольку без хлеба большинство прекрасно обходятся, — стабильно высоки, а стоимость электроэнергии высока рекордно.
В июне киловатт/час стоил в среднем 14,3 цента, что почти на четыре с половиной процента больше, чем предыдущий рекорд.
Инфляция официально крошечная, но цены растут семимильными шагами. Три года назад треугольный пирожок с яблоком стоил у нас на вокзале Пенн-стейшен доллар семьдесят пять, но с тех пор подскочил до 2,25–2,40, а теперь уже 2,50 доллара.
Я далек от мысли винить в этом одного Обаму, но такие вещи создают фон, при котором люди начинают ностальгировать по Ромни.
У меня в райцентре на Лонг-Айленде зловещий вирус Западного Нила обнаружили уже у семи комаров, а из Африки к нам привезли уже двоих американцев с неизлечимой «эболой». Но не бросать же их было в Африке. Меня самого уже пятый раз укусил энцефалитный клещ, и я поглощаю антибиотики, как Обама, небось, жареных кузнечиков, которые в наших краях должны быть страшно дороги.
Путин аннексировал Крым, нарушив договор 1994 года и сломав послевоенный порядок в Европе; на Украине и в Газе идет война с танками, самолетами и ракетами; треть Ирака захватили головорезы, худшие, чем «Аль-Каида»; в Ливии убили американского посла; США бросают Афган на произвол судьбы; наши южные границы атакуют десятки тысяч детей и подростков из Центральной Америки; в России всерьез поговаривают о третьей мировой; США все меньше уважают в мире, хотя у нас и легализовали однополые браки. Если бы американцы интересовались внешней политикой, то рейтинг Обамы был бы вообще отрицательный.