«Ты хочешь быть прав или хочешь быть женат? — шутят американцы. — Do you want to be right or you want to be married?» И в этой шутке есть значительная доля правды.
Есть люди, которые всегда хотят доказать свою правоту и отстаивают ее любой ценой. Они требуют, чтобы их слово было последним. И даже если предположить невероятное, что люди эти действительно правы в каких-то конкретных спорных ситуациях, то все равно, по большому счету, они глубоко заблуждаются в самом главном. Людям этим не хватает душевной щедрости, великодушия, умения прощать ошибки других. С такими людьми очень трудно иметь дело. В результате страдают их близкие, друзья, коллеги и деловые партнеры. Впрочем, каждому терпению приходит конец, и тогда такому человеку могут уже не в шутку сказать: «Выбирай: хочешь быть прав или хочешь быть женат?»
Доносчик был прав?
Первый Иерусалимский Храм был разрушен, как сказал пророк Иеремия, из-за того что евреи «оставили Тору». Это выразилось, по словам мудрецов Талмуда, в трех грехах: идолопоклонстве, кровопролитии и разврате.
Но почему был разрушен Второй Храм, ведь в те времена евреи изучали Тору и соблюдали ее заповеди? Второй Храм был разрушен из-за «беспричинной ненависти» евреев друг к другу, заключает Талмуд и иллюстрирует эту мысль, приводя историю Камцы и Бар-Камцы.
У одного человека был друг по имени Камца и недруг по имени Бар-Камца. Однажды этот человек устроил праздничную трапезу и попросил своего слугу:
– Пойди и приведи мне Камцу.
Пошел тот и привел Бар-Камцу. Хозяин увидел Бар-Камцу, который сидел среди гостей, и сказал ему:
– Ты ведь недруг мой. Что тебе здесь делать? Встань и уйди!
– Раз я пришел, оставь меня. Я заплачу за все, что съем и выпью.
– Нет.
– Я оплачу половину стоимости трапезы.
– Нет.
– Я оплачу всю трапезу.
Взял его хозяин за руку и вывел из зала.
Подумал Бар-Камца: «Ученые мужи сидели и не препятствовали хозяину, значит, они согласны с ним. Пойду и донесу на них римскому императору».
Пошел он в Рим и сказал императору:
– Взбунтовались против тебя иудеи…
«Но разве эта история иллюстрирует “беспричинную ненависть” евреев друг к другу?» — удивитесь вы. Хозяин дома имел полное право приглашать на свой праздник друзей, а не врагов. И если по ошибке пришел Бар-Камца, то хозяин имел право попросить недруга покинуть его дом. Очевидно, что хозяин дома не ошибался относительно Бар-Камцы, ведь тот действительно оказался доносчиком. С другой стороны, и Бар-Камца имел полное право обидеться: «Если уж по ошибке меня пригласили, то могли хотя бы не позорить публично, выгоняя из дома».
Может быть, в этом и состоит урок этой истории. Даже если все правы в своих глазах, но никто не хочет, проявив великодушие, уступить, то конфликт неизбежен.
Так что же, у Бар-Камцы была причина донести на евреев римлянам? Нет, это не причина, а повод. Сначала человек ненавидит, а уж потом ищет или ждет повода, чтобы дать этой ненависти проявиться. Мудрецы учат, что преодолеть эту «беспричинную ненависть», в результате которой был разрушен Храм, можно лишь «беспричинной любовью». Настоящая любовь не может зависеть от какой-то внешней причины, корысти или выгоды. Мы любим наших родных не потому, что они обладают какими-то достоинствами, а потому, что это наши родители, дети или супруги. «Возлюби ближнего, как самого себя!» — Тора указывает нам любить еврея, потому что он «ближний» — брат, член большой семьи еврейского народа.
Отказ
Наша недельная глава повествует о том, как Моисей просил Всевышнего позволить ему войти в страну Израиля. «И умолял я Всевышнего: “…Дай мне перейти и увидеть эту землю хорошую, которая за Иорданом…” И сказал мне Всевышний: “…Взойди на вершину Писги и взгляни своими глазами на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты Иордана”» (Дварим, 3:23–27).
Раши объясняет: «И хотя праведники могут упоминать (в молитвах) о своих добрых делах, они просят у Всевышнего только дара». Своей молитвой Моисей обращался не к небесному суду, а к милосердию Всевышнего. Корень слова «молить», на иврите «ханан», означает «дарить, миловать».
Если кто-то начнет качать права: «Ты обязан мне это дать, мне полагается!» — то вы захотите проверить, действительно ли прав этот человек в своих требованиях. Однако он может обратиться к вам по-другому: «Я знаю, что по праву мне не полагается ничего, я лишь прошу тебя проявить милосердие и сделать мне одолжение». Отказать человеку, который апеллирует к щедрости вашей души, будет гораздо сложнее. Почему же Всевышний отказал Моисею, несмотря на то что он молил Всевышнего проявить милосердие?
Воды раздора
После смерти сестры Моисея Мирьям осушились источники воды в Синайской пустыне. «И спорил народ с Моисеем: “…Зачем привели вы общество Всевышнего в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? Для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место, место, лишенное посева, и смоковниц, и винограда, и гранатовых яблок, (где) и воды нет для питья?..” Всевышний сказал Моисею: “Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду…” И созвали Моисей и Аарон общину к скале, и сказали им: “Слушайте, строптивые, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?” И поднял Моисей руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их… Всевышний сказал Моисею и Аарону: “За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред глазами народа Израиля, не введете вы общины этой в землю, которую Я дал им”» (Бамидбар, 20: 1–12).
В чем же состоял грех Моисея, из-за которого ему не было позволено войти в землю Израиля?
Рамбам утверждает, что грех состоял в проявлении гнева: Моисей в сердцах назвал евреев строптивыми. Раши считает, что Моисей упустил возможность продемонстрировать перед евреями святость Всевышнего — силу слова. Если бы евреи увидели, что даже скала выполняет слово Всевышнего, то тем более и они решили бы исполнять его волю. Рав Пам пояснял, что Моисей мог научить евреев верить друг в друга, даже если другой человек кажется тяжелым, как скала. Все равно нужно «не ударять» его, а разговаривать с ним до тех пор, пока не выйдут из него чистые воды Торы.
Урок щедрости
«Можно понять волнения евреев, которые вдруг остались без воды в Синайской пустыне, — писал Рав Элиэзер Шах, глава иешивы «Понович» в Бней-Браке. — Однако они были не правы в своих нападках на Моисея. Несмотря на всю их неправоту, Всевышний попросил Моисея собрать евреев у скалы для того, чтобы напоить их. Всевышний хотел этим показать, что Его милосердие и щедрость распространяются не только на тех, кто заслужил, но даже и на тех, кто не достоин! Моисей назвал евреев строптивыми, призывая их к раскаянию и исправлению. Он считал, что лишь таким образам они могут действительно заслужить воды. По-своему он был прав, человеку следует стремиться заслужить награду, а не надеяться на подачку — незаслуженный дар. В данном случае Моисей нарушил план Всевышнего. Евреи раскаялись и теперь, заслужив, могли получить воду. Однако возможность продемонстрировать щедрость Всевышнего была упущена!»
Человек сотворен по образу и подобию Всевышнего. Потому если Всевышний милосерден и щедро поддерживает существование даже тех, кто не прав и не заслужил воды в пустыне, то и каждому из нас следует уподобиться Всевышнему! «Он — милосерден, и ты будь милосердным!» — учили мудрецы Талмуда.
Теперь мы, возможно, можем понять, что Всевышний «мерой за меру» не проявил милосердия к Моисею, который упустил возможность продемонстрировать милосердие Всевышнего перед евреями и научить их щедрости духа. И все же главный урок состоит в том, что требовательность стоит проявлять прежде всего по отношению к себе, а с милосердием и щедростью следует относиться к другим.
«Есть люди, которые хотят доказать свою правоту и отстаивают ее любой ценой».
А это плохо? Если человек имеет стержень, готов отстаивать свою позицию, а не крутится, как флюгер, от любого дуновения и не меняет окраску, как хамелеон? Если такой человек не прав, на это можно указать, но предъявив аргументы, конечно. Мне кажется, труднее общаться с тем, кто меняет своё мнение, не держит слово, имеет «семь пятниц на неделе». Причём здесь душевная щедрость? Это понятие из другой плоскости. Ну кесли только называть душевной щедростью желание угодить всем сразу, сегодня говорить одно, а завтра полностью противоположное. Например, сказать, выступая на радио, что у Израиля есть единственный верный друг — Америка, во главе которой ум, честь и совесть по имени Абама, а через пару дней в статье написать, что лучше иметь кучу врагов, чем такого друга для Израиля, как Америка