Чтобы начать, наконец, действовать так, как полагается на войне, – необходимо вернуться к еврейской религиозной морали военных действий. Она весьма гуманная, но не идиотическая. А для этого надо перестать высокомерно относиться к еврейской традиции и дополнить чисто армейскую силу изучением военных аспектов Торы. Без еврейской традиции наш народ не сможет выработать правильную стратегию в отношении Эрец Исраэль, – а без этого Государство Израиль, даже и с самым лучшим оружием, будет бесконечно толкаться вокруг Газы, не имея моральных сил действительно решить эту проблему.
Одна из важных общенациональных заповедей, содержащихся в еврейской Библии, ТаНаХе – научить сынов Израиля воевать. В течение двух тысяч лет, пока еврейский народ был в изгнании, эта заповедь подзабылась. Мудрецы и раввины не изучали ее сами и не преподавали своим слушателям. И поэтому иудаизм в диаспоре обрел некоторый пацифистский, не склонный к войне характер.
В эпоху изгнания это было неизбежно – начав военные действия против окружающих народов, евреи были бы полностью уничтожены. С возвращением еврейского народа в свою страну за дело воскрешения этой заповеди взялись нерелигиозные сионисты. Они создали военную промышленность и израильскую армию – одну из лучших в мире.
Но, поскольку иудаизм потерял понимание войны, они решили, что между военной подготовкой и религией вообще нет связи. Это не значит, что они забросили ТаНаХ – наоборот, для нерелигиозных сионистов он был очень важной книгой в исторических и военных вопросах. Но они брали оттуда только тактику войны, а не ее мораль. А следующее поколение нерелигиозных, которое пришло им на смену, посчитало, что религия вообще не нужна для обеспечения безопасности.
Но на самом деле умение воевать состоит из двух компонент. Первая – это технические военные умения и навыки. И вторая компонента – это чувство собственной справедливости, осознание своих прав на войну и победу. Ощущение своей правоты, моральные принципы ведения войны важны для всех народов – но для евреев, остро чувствующих этическую ответственность, это особенная проблема.
В начале существования Израиля вопрос о нашей правоте не стоял – она основывалась на необходимости выживания народа в «государстве-убежище». Это действительно было актуальным после Катастрофы, при создании Государства, в Войне за Независимость.
Но сейчас, когда успешный Израиль – это признанный миром факт, все более очевидным становится чудовищный перекос между мощью армии и практическим отсутствием идеологической концепции войны. С одной стороны, наша армия замечательна и потрясающе сильна. А с другой – наше понимание собственной правоты хромает на обе ноги. И это понимание необходимо разработать – и стратегически, и тактически.
Стратегически – это означает чувствовать свое право на освоение, заселение и владение всей Страной Израиля, данной нам Богом; знать, что мы поступаем справедливо, изгоняя из нее все враждебные нам силы. Понимать, что наш отказ от заселения Страны, передача ее частей враждебным нам арабам приведет только к ракетным обстрелам и разрушению Государства. Этому, собственно, нас учит жизнь. И мы должны обосновать свои права именно на нашей Традиции.
Будет ли такое обоснование убедительным и для других народов? Да – но только если мы убедим, в первую очередь, самих себя. И тогда окажется, что мы недооцениваем тот факт, что Библия является священной книгой для всего мира – и поэтому ее текст обладает огромной силой.
Для левых жизненно важно чтобы Израиль НЕ приводил библейских доводов – но это связано не с внешнеполитической стороной, а с внутренней израильской борьбой. Ведь если признать, что Библия – это серьезный документ для народов всего мира, то сами левые, отрицающие ее важность, будут выглядеть дураками. Поэтому они убеждают нас, что никто не поверит в наше право, если оно будет базироваться на ТаНаХе.
Но на самом деле все наоборот – народы мира согласятся с нами и будут уважать нас, если мы твердо заявим, что наше право на Страну доказано библейским текстом. Наша первая, стратегическая, задача – осознание этого самими евреями.
Вторая задача – тактическая. На войне действительно очень важно остаться человечным: гуманно относиться к мирному населению, не убивать без необходимости и т.д. Но все это предусмотрено еврейской моралью войны, изложенной в ТаНаХе. Окружив город, мы должны призвать его к миру, а жителям – дать возможность уйти. Куда они пойдут – это уже их проблемы; мир велик и справится без нас. Если они уходят или соглашаются с нашей властью, мы ни в коем случае не должны никого убивать понапрасну.
Но если они продолжают с нами воевать уже после того, как мы призвали их к миру и дали убежать желающим – то в этом случае еврейская мораль требует уничтожать врага полностью, не разбирая уже дальше, где там вооруженные боевики, а где гражданское население. Т.е. нельзя просто так убивать мирных людей – но если они действуют заодно с армией врага, то надо ориентироваться только на военную необходимость и стрелять так, чтобы добиться победы.
В Израиле левые пацифисты контролируют «моральный кодекс армии», которому учат солдат. Через Верховный Суд левые преуспели в запугивании солдат и командиров уголовной ответственностью в случае их решительных действий – против врагов. Поэтому солдаты и офицеры в сложных случаях зачастую боятся воевать – и это оборачивается победой врагов, а иногда и гибелью наших солдат.
Эту атмосферу в армии необходимо изменить. Нужно лишить обычную судебную систему права разбирать военные конфликты – ими должен заниматься специальный военный суд, который будет исходить, прежде всего, из необходимости спасения жизней солдат, и лишь следующим, более низким уровнем приоритета должны стать интересы гражданского населения враждующей с нами стороны. Именно еврейская традиция – а не современная псевдолиберальная мораль – содержит достаточно материала для разработки такой системы.
Сионистское движение, откинувшее галутную форму иудаизма, добилось создания очень боеспособной, но хромающей армии – у нее есть сила, но нет понимания своей правоты и адекватной для войны моральной системы.
Только еврейская традиция обладает достаточной энергией, чтобы такую систему разработать. Одни лишь крики «уничтожим врага» слишком слабы, на их основе невозможно создать настоящую военную этику – которая, с одной стороны, должна обеспечить народу победу через осознание нашей моральной правоты, и при этом, с другой стороны, будет ограждать человеческое достоинство солдат и не даст им озвереть (что, к сожалению, тоже возможно на войне). А также поможет всему миру понять справедливость войны, которую мы ведем.
В войне мы обязаны придерживаться не псевдогуманистической, а именно еврейской морали. Тора говорит, что каждый индивид несет ответственность за действия коллектива, к которому он относится. Тот, кто не хочет ее нести, кто не согласен с коллективом, обязан от него отделиться. Промолчал? Значит – соучастник.
Наш праотец Авраам по поводу Сдома задавал Творцу вопрос: «Можно ли наказывать грешников вместе с праведниками?» И получил ответ об общей судьбе всех жителей. Дифференциации не произошло, ибо не нашлось в городе тех, кто отстранился от тамошнего зла. Следовательно, есть не только персональная, но и коллективная ответственность.
Это совсем НЕ значит, что надо сбросить на Газу атомную бомбу. Согласно требованиям еврейской религиозной морали мы ДА должны предоставить гуманитарный коридор для тех, кто хочет бежать. Но НЕ надо подменять еврейскую мораль псевдогуманитарной – и поэтому необходимо немедленно прекратить поставки врагам воды, газа, электричества, продуктов, денег и медикаментов, не говоря уже про цемент и железо для строительства туннелей.
И не надо быть идиотами – как когда израильские медики развертывают полевой госпиталь на границе Газы для помощи ее жителям, чтобы через несколько часов Хамас обстрелял этот госпиталь. Или когда мы, стараясь минимизировать потери среди населения Газы, заранее уведомляем врагов о наших военных операциях, и из-за этого гибнут наши солдаты. Мы уже предупредили «мирных жителей» и дали им достаточно времени на сборы – этого достаточно, нет необходимости повторяться.
Кстати, такой подход – мы предлагаем мир, потом предупреждаем, потом еще раз громко предупреждаем что наш удар будет непропорциональным, предлагаем гуманитарный коридор для отхода желающих уйти, но после этого действительно уничтожаем врага целиком, уже не разбирая, кто там где засел – будет четким и понятным, и поэтому он будет гораздо лучше принят «мировым сообществом» чем сегодняшние израильские постоянные извинения.
Чтобы начать, наконец, действовать так, как полагается на войне, необходимо вернуться к еврейской религиозной морали военных действий. Она весьма гуманная, но не идиотическая. А для этого надо перестать высокомерно относиться к еврейской традиции, и дополнить чисто армейскую силу изучением военных аспектов Торы. Без еврейской традиции наш народ не сможет выработать правильную стратегию в отношении Эрец Исраэль – а без этого Государство Израиль, даже и с самым лучшим оружием, будет бесконечно топтаться вокруг Газы, не имея моральных сил действительно решить эту проблему.
Автор — Пинхас ПОЛОНСКИЙ
В работе над статьей принимал участие Михаэль Брук
Многоуважаемый Пинхас Полонский! То, что Вы написали при участии михаэля Брука — «золотые слова»! Но, более того! Текст буквально звучит как устав, как свод правил и даже законов. Он — чётко сформулирован , очень точно, не размыто. Прежде всего его надо изучить и ещё раз уточнить с военными раввинами, затем с командованием нашей, самой справедливой армией мира. И надо распространить его через СМИ всего мира! Чтобы все понимали, какие евреи справедливые!!! На каждую чёрную ложь врага — чётко сформулированные пункты устава и объяснения к ним, с точной ссылкой на Тору и другие святые книги!!! Есть ли у нас министерство пропаганды, по нашему — министерство «разъяснений» . О нём ни слуха, ни духа. Ауу! Чем они занимаются? огромное спасибо за статью. Как жалко, что её не было раньше! Наталия Рейн.