Военную ситуацию можно отслеживать перестановкой флажков на карте соответственно сводкам с фронтов, но не менее важно следить еще и за атмосферой, которой дышат воюющие общества, ибо фронты проходят не только на местности, но и в головах людей, воспринимающих информацию, в частности и особенно ту, которая исходит из крайних по идеологии источников.
Российская агрессия против Украины явилась для западной цивилизации сюрпризом и одновременно тестом на стойкость. От того, пройдет ли Запад этот суровый тест, а еще и благополучно ли он его пройдет, не уронив веками добывавшийся авторитет, зависит будущее мироустройство в самом широком, глобальном плане. Если коротко, то замечу: отнюдь не случайно совпали по времени суннитско-исламистское восстание в Ираке и испытание Израиля ХАМАСом — это реакция террористов на замеченные ими проблемы Запада, зашатавшегося в растерянности перед российским Сфинксом, и порожденная этим уверенность, что «мировой жандарм» запутался, напуган неудачами и теперь уже везде предпочтет невмешательство.
Ситуация вокруг Украины затягивается, Запад замер в раздумьях и, похоже, норовит спустить проблему на тормозах. Только вряд ли это ему удастся. А что тем временем в голове у Сфинкса, какие планы роятся в его извилинах? Мне показалось интересным через некоторые окошки подсмотреть, что там сегодня варится на завтра. Удобным для просмотра окошком оказалась газета, так и названная — «Завтра». Ровно месяц прошел с того дня, когда я цитировал оттуда Александра Проханова. Он человек исключительно эмоциональный, поэтому его передовицы — это индикатор настроения довольно широких привластных кругов, то впадающих в эйфорию и патриотический раж от побед над «украми», то, напротив, негодующих от неудовлетворенности.
Месяц назад: «Вы — русские герои… Подмога идет. Пусть будет у вас больше переносных зенитно-ракетных комплексов… гранатометов… Пусть появится у ваших бойцов противотанковая ракета “Корнет” — и мы увидим, как Коломойский в обугленных штанах улетит на Луну… За Родину! За Новороссию!»
Через пару недель тонус пониже: «Президент Путин отзывает свой мандат из Совета Федерации, дающий ему право применять российские войска за границей. В Донецк прибыла из Киева контактная группа… Как бы ни велись эти переговоры, их итогом не может быть исчезновение Новороссии в кислотном растворе новой украинской государственности. Не для того сражались и гибли герои. Не для того создавалась концепция народного государства, которое сражается против фашизма и против НАТО. Но будем реалистами. Киев никогда не пойдёт на признание Новороссии. Коломойский, чьи руки в крови донецких детей и женщин, никогда не сольётся в объятиях с Игорем Стрелковым».
Ну то, что прицепился Проханов к Коломойскому, это он, понятно, на российскую публику играет. На руках губернатора Днепропетровской области нет и не может быть крови донецких детей и женщин, Проханов сознательно врет, подмигивая дружкам-антисемитам.
Один тут же отозвался, выстроив версию о претензии евреев — потомков хазар — «на часть Украины, включая Новороссию, и на Крым, и на все Причерноморье. Да что там Причерноморье — на весь Кавказ… Кстати, на старых картах Каспийское море именовалось Хазарским. Не здесь ли истинная причина развязности Коломойского и настойчивости Бжезинского… и вялости России в противостояни этим событиям?»
Другой подобный: «Путин увлеченно обсуждает ужасы “Холокоста”… с представителями еврейских организаций, непонятно по какому поводу оказавшимися в Москве… При этом времени, чтобы встретиться с беженцами или представителями организаций, оказывающих помощь Донбассу и Луганску, президент не находит».
Недовольство воинствующих патриотов «вялостью» президента России особенно заметно на фоне прославления Игоря Стрелкова, командующего ополчением «Донецкой народной республики» — москвича, полковника ФСБ в отставке (настоящая фамилия — Гиркин, под ней он и фигурирует в списке подлежащих американским санкциям), засланного в Украину с заданием, старавшегося, как только мог, а теперь возмущенного: «Я не понимаю одного: почему было можно спасать несколько десятков тысяч осетин, немедленно кинувшись им на помощь, но уже месяцы тянуть волынку со срочно необходимой помощью русским? Которых тут миллионы!.. Сколько трупов еще нужно, чтобы принять решение?.. Без прямой военной помощи России нам уже не устоять».
Издающаяся в отколовшемся от Молдовы Тирасполе газета «Приднестровье и Россия» (упрек «поматросил и бросил» в адрес Путина я увидел там) сетует без обиняков: «Путин больше не определяет положение вещей в РФ и Новороссии. Определяет русский народ». Новое информагентство «Новороссия»: «Заняв Крым, Путин начал революцию сверху. Идёт этот процесс очень и очень тяжело, с постоянными “шатаниями из стороны в сторону”. Но он идет. И если его не поддержать сейчас, то провал сметет и его, и всю страну».
Неожиданная тревога снарядила в Донецк небезызвестного демагога Кургиняна, борца за реставрацию СССР, в прошлом консультировавшего гэкачепистов, ныне возглавившего пропутинское движение под странным названием «Суть времени» (как «Операция “Ы”» — чтоб никто не догадался). Прибыв в Донецк, чтобы унять Стрелкова или по крайней мере сгладить противоречия по части тактики и стратегии войны, развернутой в Украине (или в «Укропии», как ее называет Стрелков), Кургинян получил отпор в своей попытке — так ему объяснили — «противопоставить власти народ в лице пользующегося безусловной симпатией Стрелкова, а власть в лице Путина противопоставить народу, столкнуть их лбами и создать в России условия для майданного сценария».
«Время Стрелкова» — такой форум открыла редакция «Завтра» на своем сайте. Кстати, в этой газете он когда-то сотрудничал и там же познакомился с Бородаем, ныне ставшим «премьер-министром ДНР». Цитирую оттуда: «И Кургинян, и нацдемы, и либералы делают одно и то же дело. Конечная цель — устранение военного лидера Новороссии через дискредитацию его в глазах российской власти и дальнейший разгром народных республик, а на другом уровне — дискредитация лично Путина и создание образа Путина — врага Новороссии»; «Путин, по всей видимости, решился на то, на что пошел в свое время Ленин, согласившийся подписать мирный договор с Германией, который повлек фактическую сдачу основной части Украины немцам»; «Если репутацию Стрелкова разрушить не удастся, то его, разумеется, постараются убить, как уже пытались убить Болотова и Мозгового, которые представляют “партию войны”. Эти люди мешают сговору и сливу Новороссии, поэтому должны быть либо опорочены, либо уничтожены».
Отчаявшись в подобных сетованиях, главред газеты «Завтра» даже покинул на недельку Москву. Его следующая передовица «Пью воду из чувашского колодца» была уже и вовсе отвлеченной от военной тематики: «Снова и снова меня влечет на Волгу — к этой великой русской реке, реке русского времени, где от севера до юга сложилась удивительная, неповторимая волжская цивилизация».
Тем временем Путин почти синхронно улетел подальше от «неповторимой волжской цивилизации» охмурять латиноамериканскую на Кубе (где скостил ей 30 миллиардов долларов госдолга), потом заглянул в Никарагуа (где давнему клиенту за признание независимости отторгнутых от Грузии земель пообещал подбросить пшенички), затем отправился взбодрить опечаленные футбольными поражениями Аргентину и Бразилию. Приняв эстафету футбольного первенства 2018 года и посидев на саммите БРИКС, Путин возвратился «к своим баранам», разругавшимся и требующим от него действий, перед которыми он в нерешительности, кажется, остановился, поглядывая то на Запад, то на Восток, то на свое сомнительное окружение, из которого вдруг может вырисоваться некто вроде цезаревского Брута.
Вот сейчас для США и Евросоюза, как мне представляется, было бы самое подходящее время для объявления того пакета действенных санкций, которые Путину были давно обещаны и неизвестно, будут ли когда-нибудь осуществлены.
Попытки проследить тенденции дальнейшего развития ситуации в российско-украинской войне упираются именно в неопределенность позиции Запада.
Эта неопределенность и некоторая растерянность Запада перед терзающими его внешнеполитическими и внутренними проблемами имеет, между прочим, и положительную грань в том, что непрошеные советчики и бестолковые «профессиональные миротворцы» хоть сколько-нибудь помолчат и дадут возможность Армии обороны Израиля подавить огневые позиции террористов, с которых под безразличным взором мира сотни и тысячи ракет все последние месяцы и годы обрушиваются на мирное население страны, ни на кого не нападающей, а только вынужденной обороняться.
В заключение — о печальной вести. К несчастью для России и тех, кто ею сейчас в мире озабочен, умерла Валерия Ильинична Новодворская, воительница с извечным российским злом, настоящий интеллигент и интеллектуал, честный, принципиальный и неподкупный человек, талантливо разивший российское непотребство. Умерла в возрасте 64 лет, очень преждевременно, когда так еще нужна на фоне погрязшего в чудовищной лжи российского информационного (дезинформационного) пространства.
А в Тбилиси похоронен Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, достойный человек, умерший на 87-м году жизни, бывший президент независимой Грузии, немало хорошего успевший сделать с 1985 года на посту министра иностранных дел СССР при Горбачеве, а в конце 1990-го ушедший в отставку «в знак протеста против надвигающейся диктатуры», как он тогда громко заявил с трибуны Съезда народных депутатов. Тогда созревал путч ГКЧП, а его предупреждение не было должным образом услышано. Вот и надвинулась диктатура, от которой мир в шоке, и то ли еще будет…