Недавно я опубликовал эссе «Христианский вопрос», в котором обсуждал поиски многими нынешними христианами выхода из духовного кризиса их религии. Я предлагал помочь им найти путь к иудаизму. Возражения на мои идеи пришли из Израиля от Володи Кислика.
Володя — ядерщик. В Израиле он стал профессором химии в Иерусалимском университете. До того 17 лет Володя провёл в отказе. Как активный борец за репатриацию на три года был заключён в ГУЛАГ. Ныне cо своей женой Беллой (моей сестрой) Володя живёт в прелестном поселении Долев, в округе Биньямин, с видом на весь Израиль, особенно на близлежащую Рамаллу. Вот его послание.
«Еврей, не встревай» — восьмая заповедь Ноаха.
Мы опять хотим осчастливить человечество?
Я уже давно хотел выразить свое «фе» носителям идеи «семи заповедей Ноаха» для христиан, давно хотел откликнуться. Статья Бориса Гулько на эту тему переполнила чашу моего терпения.
Но прежде, чем перейти к сути проблемы, приведу несколько случаев из своего прошлого опыта.
В 1974–1975 годах, будучи активным киевским отказником, я имел в соседях неплохого, но страдавшего периодическими запоями человека, украинца, художника. Говоривший обычно по-русски, в нетрезвом виде он переходил на родной язык и часто наведывался ко мне в гости. И каждый раз начинал одно и то же: «Ну почему ты хочешь уехать? А кто здесь будет бороться за правду?» Я, как правило, раздражался и отвечал ему: « Ты — украинец, это твоя страна. Я — еврей. Ну почему я должен бороться за твою правду? Ты сам борись за свою правду здесь, а я поеду в Израиль и там (если понадобится) буду бороться за свою». После этого он обычно сникал и уходил.
В 1976 или 1977 году (точно не помню) пришли ко мне ребята из Украинского правозащитного движения и пригласили на их тайное заседание. Мне сказали, что, поскольку главу их движения Сергея Руденко и нескольких его товарищей недавно посадили, у них кризис, и они, по рекомендации московского правозащитника Володи Слепака, предлагают мне войти в их украинскую группу и даже возглавить ее.
Я отказался и пояснил почему: во-первых, украинская организация, возглавляемая борющимся за свой выезд евреем, — это нонсенс. Во-вторых, наше движение — борьба за выезд и имеет только одно общее с их борьбой — это право на свободу передвижения. Мы не хотим влезать в их внутренние дела, мы хотим уехать. С этих позиций нам нет смысла входить в их группу, хотя наши отношения могут оставаться дружескими со взаимной помощью.
Ещё случай. В 1988 году на наш (отказников) семинар по проблемам выезда (уже в Москве) пришли десятки иностранных юристов, съехавшихся на конференцию, проводимую МИДом тогда еще существовавшего СССР. Среди пришедших к нам был профессор международного права из Канады, еврей (сделавший потом большую карьеру). В разговоре он сообщил мне, что сразу после этой конференции едет в Южную Африку на какой-то «междусобойчик». На мой вопрос, что он там потерял, профессор ответил, что они помогают черным бороться с апартеидом, а те в свою очередь помогут бороться с антисемитизмом и за права советских евреев.
Как вы все хорошо знаете, победив апартеид, черная Южная Африка стала одной из самых антисемитских стран.
И ещё одна иллюстрация. В 70-х годах в один из «приводов» в КГБ провели меня к их большому начальнику — то ли к генералу, то ли к полковнику (он был в штатском), в кабинет со множеством телефонов и красивым кидушным бокалом в качестве пепельницы. Он не кричал, не говорил мне «ты», только между делом заметил, что я, возможно, уже не выйду из здания.
Так вот, он мне разъяснил их позицию в еврейском вопросе. «Вы — наш открытый враг, не скрываете своих позиций. И в этом даже можете вызвать уважение. Но вот рабиновичи — ярые коммунисты, рабиновичи — русские, христиане, рабиновичи — борцы за права русского, украинского и других народов — все они тайные и самые опасные наши враги». Гэбист произносил это с такой силой и убеждением, что я поверил в его искренность.
Я думаю, что все уже поняли мою позицию по поводу вмешательства в дела гоев с идеологией «ноаховцев» и других, подобных им. А их накопилось в истории, начиная с христианства, мусульманства, жидовствующих, марксизма, ленинизма, французов, немцев и других Моисеева закона и кончая носителями семи заповедей Ноаха, либерализма, мультикультурализма, борьбой за «мирный процесс» (подчеркиваю, не борьбой за сам мир, а за мессианский процесс мира), немало.
Самое главное и самое страшное, что эти евреи-носители искренне верят, что несут народам светлое и сладкое. «Они ведь нуждаются и просят помочь», — так со слезой умиления в голосе сказал один из апологетов-ноаховцев. Он ни за что не поверит, что потом тот же гой, из просивших его, или другой, его товарищ, скажет, что он «жид, который хочет его опутать, запутать в свои сети и поработить».
Дорогие друзья, когда я читаю в Торе, что мы избраны нести другим народам ее свет и святость, я понимаю это как нести своим примером, своей святостью, а не навязывая другим свои идеи, как правило, чуждые им.
А какой пример мы можем нести, когда сами грыземся, как пауки в банке: ашкеназы с мизрахим, хасиды с митнагдим, светские с религиозными? Давайте у себя наведем порядок, а не будем учить других — как лучше это сделать.
Поселок Долев, Шомрон, Израиль».
В чём-то я согласен с Володей. Надеюсь, он не предлагает бороться за мир (вместо мирного процесса), ведь ещё древние римляне толково разъяснили: «Если хочешь мира — готовься к войне». Быть сильным — прекрасный довод для мира.
И учить своим примером — прекрасный совет. Но здесь отношения между «ашкеназами с мизрахим, хасидами с митнагдим, светскими с религиозными», которые Володя назвал «грызнёй, как пауки в банке», по-моему, очередной пример того, как израильтяне критикуют вещи, которыми должны бы гордиться. Евреи, такие разные, столь различно видящие реальность, мирно уживаются в Израиле. Сравните: украинцы сжигают друг друга живьём, сбивают самолёты с людьми, бомбят города. И всё из-за чего? Какое правительство будет содержать убыточные районы Донбасса — российское или украинское?.. Конфликт, не стоивший, используя формулу Достоевского, слезинки ребёнка. А из-за него убиты сотни людей, если не тысячи. Не научили мы украинцев заповеди сыновей Ноаха — «не убей»…
Володины примеры следствий нашего неудачного, по его мнению, влияния на христианство, мусульманство, жидовствующих, марксизм, ленинизм, либерализм, мультикультурализм. Последние четыре, безусловно, негативны. Негативны глобально, для евреев включительно. Так, Израиль поныне мучительно изживает социализм, привнесённый его создателями.
Сведений об участии иудеев в появлении ислама и мультикультурализма нет. Иное дело — христианство. Оно — ответвление иудаизма для неевреев, наше «дочернее предприятие». И в историческом масштабе предприятие успешное. Язычники, принявшие христианство, сильно продвинулись за последние два тысячелетия. Я рад, что американцы, живущие вокруг меня, в основном следуют этике Танаха, а не приносят в жертву идолам своих детей.
Сейчас христианство сносилось, выдохлись идеи, которые отделили его от его материнской религии. И им нужно решать, куда поворачивать: в секулярность, несущую моральное и демографическое вырождение, или к основе, от которой отделилась их религия, — к иудаизму.
Некоторые нынешние лидеры христианства начинают понимать, откуда исходит святость, которую они ищут. Это видно в заявлении папы Иоанна Павла II, сделанном 13 апреля 1986 года в римской синагоге: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В словах нынешнего папы Франциска I: «Внутри каждого христианина сидит еврей» и разъяснении: «Нельзя быть настоящим христианином, не признавая своих еврейских корней — не в расовом, а в религиозном смысле».
Самый интересный из приведённых Кисликом примеров еврейского влияния — жидовствующие — секта, в конце XV века едва не утвердившая на Руси иудаизм как национальную религию. Удивительные, если не сказать мистические причины предотвратили это. Победа жидовствующих в то время не соответствовала предсказаниям пророков.
В конце XVIII века в России возникло аналогичное движение — субботников — христиан, шаг за шагом принимавших догматы иудаизма. В 70-е годы ХХ века крестьяне деревни Ильинка Воронежской области, вышедшие из этого течения — этнически русские иудеи, — мужественно добивались и добились права переехать в Израиль. Духовный путь субботников может стать хорошей моделью приближения христиан к иудаизму.
Главное отличие нашего времени от времён духовных поисков жидовствующих и субботников: уже воссоздан Израиль и, по пророчествам Исайи, цитированным в моём эссе, и Захарии: «Так сказал Господь Цеваот: в те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов, и держаться будут за полу иудея, и скажут: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г» (8, 23), мы должны научить народы истине.
Отказаться от своей исторической миссии мы не можем. Сейчас, когда христиане начали ощущать себя нашими «младшими братьями» и почувствовали, что «внутри каждого христианина сидит еврей», пришло время привести их к аутентичному иудаизму. Это наше с ними семейное дело.
В недавней дискуссии католика и иудея — члена Верховного суда США Энтони Скалии с выдающимся раввином Адином Штейнзальцем — раввин подчёркивал различия: «Представьте, — говорил он, — что случилось второе пришествие, которое ждут католики. Пришёл Иисус в синагогу, услышал несколько иные мелодии молитв, какие-то мелкие изменения, но в целом почувствовал себя дома. Заглянул в костёл и ужаснулся: иконы, скульптуры — это же всё запрещено!» Судья Скалия защитил близость католиков к еврейской традиции: «Зато наш папа носит ермолку».
Владимир Минков всегда говорил об этом и Вы, Борис, также заговорили о симбиозе христианства и иудаизма. Мне, как еврею, понятна Ваша сердечная боль, поиск новых путей для выживания нашего маленького народа среди чумы мирового джихада. Христиане, однако, неминуемо внесут свой «оболус», свою негативную лепту в иудаизм. Будет ли удачным такой «брак»? Задумывались ли Вы, о том, что на Ваше приглашение отреагируют «братья наши младшие»?
В знаменитой сцене, в Гефсима́нском саду, на вопрос Петра: „Quo vadis“, отвечает Христос (Joh. 14,1): „В доме моего отца существуют много квартир“. Мне также кажется, что каждый народ должен жить мирно в отдельной «квартире». В «коммуналке» отношения врядли станут лучшими. Я полностью разделяю мнение Вашего друга Володи Кислика. Хотя я не првомочен Вас переубедить, ведь два еврея имеют три мнения.
Для всей планеты мой народ —
большое Божье наказание;
не будь меж нас такой разброд —
весь мир бы сделал обрезание.