Новой антитеррористической операции в секторе Газа дали два названия: на иврите – צוק איתן(«Несокрушимая скала»), по-английски – Protective Edge («Защитное острие»). Более точной, судя по событиям последних дней, можно считать англоязычную версию: сухопутные войска в сектор Газа пока не введены.
Лишь после того, как 7 июня по территории Израиля было выпущено порядка 100 ракет, а вой сирены огласил такие города в сердце страны, как Реховот и Нес-Циона, «приказ номер 8» о мобилизации («цав шмоне») получили, согласно сообщению армейской пресс-службы, 40.000 воинов-резервистов. Вдоль границы с сектором Газа дислоцирована артиллерия и танки, но, по состоянию на 19 часов 8 июня, наши войска не введены в анклав, превратившийся в террористическую структуру в результате уничтожения в 2005 году цветущих поселков Гуш-Катифа и полного – до последнего миллиметра! — отступления Израиля к «границе 1967 года».
Впрочем, на данном этапе война на истощение, которую арабы Палестины ведут против евреев более 100 лет, не имеет ничего общего с битвой за землю. Территория – всего лишь старый протухший предлог к эскалации – только наивный Запад по инерции воспринимает его всерьез. «Арабская весна», перетекшая в кровопролитную хроническую болезнь, доказала: на нынешнем витке радикальный ислам пытается установить новый миропорядок. Если в 2001 году после мегатеракта в США речь шла о войне цивилизаций, то сейчас налицо глобальный конфликт на религиозной почве, в ходе которого в арабских государствах хладнокровно сметают либо пытаются свергнуть светские или умеренные мусульманские режимы и создать мега-халифат, функционирующий по законам шариата.
В силу географического положения Израиль по-прежнему остается на переднем крае.
Пока правительство играло с просвещенным миром в поддавки по формуле «два государства для двух народов», освобождая из тюрем убийц и суля Абу-Мазену часть просторов Иудеи и Самарии, ХАМАС наращивал свою военную мощь. Достичь этой цели в последний год – после свержения в Египте режима «Мусульманских братьев» было достаточно сложно: с генералом Ас-Сиси шутки плохи. Разрушил значительную часть туннелей, по которым регулярной террористической армии ХАМАСа переправляли иранские «фаджеры» и пусковые установки; борется на Синае с джихадистами. Пришлось ХАМАСу в авральном порядке наладить в Газе производство оружия массового уничтожения – ракет с боеголовками диаметром 8 инчей, способных поразить цель на расстоянии 70-80 километров, читай — Иерусалим, Тель-Авив и даже Нетанию. На сегодняшний день исламисты располагают сотнями таких ракет. Подтверждение – массированный обстрел Израиля вечером 7 июля. Не изобрети еврейский гений систему противоракетной обороны «Железный купол», перехватившую не менее 12 ракет, которые должны были взорваться в густонаселенной местности, — не избежать бы нам жертв.
Однако всю территорию Израиля семь батарей «Железного купола» прикрыть не в состоянии. На восьмую, девятую и одиннадцатую нет в государственной казне денег, а США, смею предположить, готовы поддержать нас материально исключительно в обмен на новые уступки в рамках безнадежно тупиковой концепции «двух государств». К тому же в последние недели капризная госпожа Удача отвернулась от Израиля, долгое время остававшегося на фоне кровопролитной «исламистской зимы» островком стабильности на Ближнем Востоке.
Примирение ФАТХа с ХАМАСом и сформирование «палестинского правительства национального единства» тут же вылилось вначале в легализацию деятельности исламистов в арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии – в Рамалле состоялись многолюдные митинги. Дальше – больше. ХАМАС (вспомним «демократические выборы» в ПА в 2006 году) стремится победить на новом «празднике всенародного волеизъявления», подмять под свой контроль Рамаллу и повести «палестинский народ» в нужном исламистам направлении – к уничтожению «сионистского образования». Чтобы «опустить» чиновников зажравшегося на подачках мирового сообщества ФАТХа, нужно показать зубы, пощекотать нервы жителям Хеврона, Дженина и Шхема, возродить в низах боевой дух, улетучившийся в последние годы благодаря сытой благополучной жизни.
Звенья одной цепи
Первая акция – выношенный в Хевроне, цитадели ХАМАСа на Западном берегу, захват заложников – Нафтали Френкеля, Эяля Ифраха и Гиль-Ада Шаера. Далеко идущий план хамасников сорвал своим звонком в полицию 16-летний Гиль-Ад – террористам пришлось застрелить двух подростков и 19-летнего юношу прямо в автомобиле.
Мало того, что дерзкая операция ХАМАСа провалилась – ЦАХАЛ и ШАБАК стали методично, как в добрые старые времена до подписания «ословских соглашений», прочесывать Хеврон и окрестные арабские деревни в поисках тел убитых. В ответ ХАМАС еще две недели назад возобновил ракетные и минометные обстрелы Сдерота и населенных пунктов, прилегающих к границе с сектором Газа. Убедительным подтверждением фиаско, которое ХАМАС потерпел в результате провала операции по захвату заложников и освобождению в обмен на них арабских заключенных-убийц, стало обнаружение волонтерами из Гуш-Эциона останков застреленных ребят. Неизвестность, парализовавшая на три недели большинство вменяемых израильтян, сменилась потрясением и… чувством облегчения: слава Всевышнему – тела убитых будут преданы земле в полном соответствии с еврейской традицией.
Желтая пресса (другой в наши дни, к сожалению, нет) продолжала тем временем истерично нагнетать страсти по поводу возможных акций отмщения. Словосочетание «таг мехир» властно заполонило эфир популярных радиостанций и телеканалов.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»? Отозвалось – убийством 16-летнего арабского подростка из Шуафата, но не только. Именно в те до предела наэлектризованные дни, когда полиция судорожно искала убийц Мухаммеда Абу-Хдейра, по жилым кварталам Восточного Иерусалима и арабским деревням в районе Вади-Ара и в Галилее поползли зловещие слухи: акции отмщения будут продолжены, жертвой операции «таг мехир» может стать каждый.
Долго ждать упредительного удара не пришлось: в Иерусалиме трамвайное полотно и укрытые навесами станции были варварски искорежены и сожжены еще до того, как полиция известила об аресте членов еврейского семейства, подозреваемых в убийстве на националистической почве. Пиком гнева обитателей лагеря беженцев Шуафат стали похороны 16-летнего Мухаммеда. В Вади-Ара, Калансуа, Тире, Умм-Эль-Фахме и других арабских городах и деревнях Израиля вспыхнули беспорядки, которые не улеглись и по сей день (вечером 7 июля в зажиточном иерусалимском квартале Бейт-Цафафа арабы устроили показательное камнеметание). Но открывать второй (третий, четвертый – глобальный!) фронт и подавлять внутреннюю интифаду Армии обороны Израиля не придется – с безмозглыми подростками-хулиганами справится полиция, а взрослые многоопытные арабы в большинстве сидят дома. Попытаюсь разъяснить, почему.
Красиво жить не запретишь
Официальная статистика в арабском секторе – будь то в Иерусалиме, обитатели которого, напомню, получили в свое время статус постоянных жителей Израиля, или в Вади-Ара, Галилее и Негеве – никоим образом не совпадает с истинным положением дел. Значительная часть арабов, официально числящихся безработными, не только трудоустроены, но вполне достойно зарабатывают. Правда, расплачиваются они друг с другом «по-черному», минуя Главное налоговое управление. Отсюда – высокий уровень безработицы в арабском секторе (в 2012 г., по данным Центра социальных исследований «Тауб», — почти 30%).
Примем во внимание, что 80% арабских женщин не работают – ведут домашнее хозяйство и занимаются воспитанием детей: такова традиция. Этот факт тоже оказывает немалое влияние на безлико-усредненную статистику.
Еще один парадокс: в противовес «дискриминации», «неравенству», «безработице» и прочим пропагандистским бедами, за счет которых в Израиле и за кордоном кормятся десятки правозащитных организаций, в нашей стране большинство арабов живет вполне благополучно. Часть снимков, которыми я проиллюстрировала эти заметки, были сделаны в арабских населенных пунктах Галилеи, жители которых жгли в последние дни на нескольких шоссе покрышки и забрасывали камнями принадлежащие евреям автомобили.
Лживым и демагогическим является также миф о том, что правительство якобы вкладывает в развитие еврейского сектора больше средств, чем в арабский. Не так давно эксперты добровольного объединения «Регавим» провели исследование, полностью развенчавшее аргумент «правозащитников» о неравенстве. Проанализировав размер бюджетных ассигнований, перечисляемых муниципалитетам на нужды арабских и еврейских населенных пунктов в Негеве (Иерухам, Сдерот, Нетивот, Димона, Офаким, а также бедуинских поселков Сегев-Шалом, Абу-Басма, Арара, Тель-Шева), авторы исследования констатировали: по состоянию на 2011 год правительственные субсидии арабским населенным пунктам почти в два раза превышали капиталовложения в еврейские города.
При этом доходы бедуинских местных советов от уплаты муниципального налога («арноны») не превышали 3,7% , в то время как в еврейских городах региона они составляют 21,32% от бюджета мэрий.
Характерная деталь: в большинстве арабских населенных пунктов никто не следит за соблюдением Закона об архитектурном планировании и строительстве. Еврейский гражданин, посмевший на 40 сантиметров расширить лоджию или пристроить к своему дому складское помещение, будет отдан под суд и оштрафован на астрономическую сумму. В арабских населенных пунктах частное строительство по индивидуальным проектам ведется космическими темпами – во многих деревнях не осталось ни пяди свободной, незастроенной земли, в связи с чем местные жители требуют, чтобы государство расширило муниципальные границы их поселков.
Что же касается Восточного Иерусалима (арабские жилые кварталы, напомню, разбросаны по разным частям города), то буквально неделю назад столичный муниципалитет принял стратегическое решение инвестировать в ускорение их социально-экономического развития 300.000.000 (триста миллионов!) шекелей. Астрономическое капиталовложение вызвало недоумение у еврейских жителей столицы, многие из которых едва сводят концы с концами: мэр города Нир Баркат обосновал свою царскую щедрость тем, что благодаря повышению социально-экономического уровня арабские подростки прекратят забрасывать камнями полицейских, а уголовники перестанут угонять автомобили, совершать кражи и ограбления. Еврейским преступникам и мечтать не приходится о подобных методах перевоспитания.
Как бы там ни было, последнее, к чему стремятся иерусалимские арабы, — это «новая счастливая жизнь» под юрисдикцией Абу-Мазена или (не приведи аллах!) – ХАМАСа. Только при израильском «оккупационном» режиме можно безнаказанно укрывать доходы от налогообложения, при этом получая от Института национального страхования пособия на детей, по безработице, по утрате кормильца, параллельно наслаждаясь высококачественным медицинским обслуживанием.
Демократия западного образца (в Израиле за счет горячего восточного темперамента она изрядно утрирована и в ряде случаев граничит с вседозволенностью) не только раскрепощает, но и — развращает. Либо (соблюдем политкорректность) – расслабляет. В этом достаточно удостовериться, прогулявшись по улицам столицы, например, в районе Мамилы. Арабы не только отовариваются в заоблачно дорогом торговом центре – многие работают в магазинах и кафе. Аналогичным образом в торговые центры Петах-Тиквы регулярно ездят за покупками прекрасные дамы из арабских деревень Самарии, в Кфар-Сабе они выстраиваются в очереди, а в тель-авивском медицинском центре «Ихилов» проходят сложнейшие хирургические операции.
От добра добра не ищут.
И хотя ХАМАС втянул Израиль в очередной головокружительный виток непрекращающейся войны на истощение (8 июля в 19.15 ракета М-75 была сбита «Железным куполом» над Тель-Авивом), особо чувствительные соотечественники и зарубежные друзья нашей Страны могут спать спокойно: арабское восстание образца 2000 года не повторится. Хотя бы потому, что за последние 14 лет уровень жизни израильских и иерусалимских арабов ощутимо повысился.
Автор: Jane Kravchik