Бесстрашный хирург
«Мазл тов!» — поздравил реб Гейче моего друга Женю с обрезанием.
Маленькая московская квартирка отважной пожилой женщины наполнялась людьми каждое воскресенье. Каким-то чудом находились три-четыре молодых человека (а иногда и не очень молодых. Например, одному ветерану войны было за семьдесят), которые решались, несмотря ни на что, войти в союз нашего праотца Авраама и совершить обрезание.
Впрочем, одного горячего желания выразить свою принадлежность к еврейскому народу было недостаточно. Требовалось еще найти бесстрашного хирурга, который согласился бы сделать операцию не в больнице, а нелегально, в домашних условиях, рискуя не только потерять работу, но и свободу.
На протяжении многих лет таким человеком был еврей старой закалки, уролог Яков Цацкис. Семья Цацкис продолжала соблюдать заповеди Торы и была дружна с большим праведником равом Ицхаком Зильбером еще с Казани. Однако после отъезда доктора Цацкиса в Израиль в Москве больше некому было делать обрезание.
В то время один из родственников еврейского активиста Зеева Мешкова оказался в Бакулевской клинике грудной хирургии под наблюдением известного кардиолога Дмитрия Борисовича Лифляндского. «В то время как доктор занимался сердцем близкого мне человека, я занялся еврейским сердцем доктора», — рассказал мне Зеев. При этом следует отметить, что оба специалиста преуспели в своем деле. «Чем могу я помочь еврейскому народу?» — в конце концов спросил доктор Зеева, который тут же поделился с ним, рассказав, что в Москве некому делать евреям обрезание. К великой чести доктора Лифляндского, он стал тем бесстрашным хирургом, который сделал обрезание целому поколению московских евреев.
Став свидетелем беспрецедентного явления возвращения ассимилированных московских евреев к своему народу, доктор Лифляндский начал свой путь духовного поиска. Он присоединялся к праздничной трапезе после обрезания, вместе со всеми произносил молитву после еды и вставал на дневную молитву — минху. Этот мужественный человек не только делал операции, но и вдохновлял людей на этот шаг.
Без шуток
Каждому из нас было по-своему трудно решиться на это, преодолеть страх. Однако был и еще один фактор. Тот, кто решался на это, обычно заканчивал стадию «игры в иудаизм», которую начинали некоторые лишь в знак протеста против тоталитарной системы или для ознакомления с религиями народов мира. Обрезание означало, что человек действительно осознал себя евреем и полон решимости жить жизнью еврея, несмотря ни на что, преодолевая, если понадобится, страх и боль.
Тот факт, что однажды Женя (мой друг по московскому институту связи) объявил мне, что хочет сделать обрезание, я расценил как чудо. Хотя тогда, в 1979 году, было сложно оценить всю важность принимаемого им решения. Женя вырос в совершенно ассимилированной еврейской семье. Родители решили покончить со всем еврейским: взяли русскую фамилию, записали Женю русским.
Это была не просто форма выживания в условиях государственного антисемитизма, нет, они решили воспитать его русским. Однако приемные комиссии институтов стояли на страже расовой политики партии интернационалистов-антисемитов и не пропускали даже таких ребят. Институт связи был одним из немногих исключений, где Женя впервые в жизни познакомился с евреями, которые пели еврейские песни, ходили в синагогу и подумывали о выезде в Израиль…
Женя решил сделать обрезание! Реб Гейче поздравил Женю и благословил его, чтобы он удостоился найти хорошую еврейскую жену. Благословение великого праведника исполнилось: преодолев все препятствия, заключение и психушку, Женя вырвался из тюрьмы народов и создал прекрасную еврейскую семью. Если бы вы только увидели его замечательную жену и детей, то наверняка смогли бы оценить всю судьбоносность решения Жени… В действительности же решение это повлияло не только на его жизнь, но и на судьбу его детей и потомков на все времена.
Так же, как…
И все же традиционное благословение, которое произносят все собравшиеся, обращаясь к отцу в день обрезания, на восьмой день после рождения сына, звучит так: «Так же, как вошел в союз, пусть так же войдет в Тору, хупу — еврейскую семью и добрые дела!»
В чем смысл слов «так же, как вошел в союз»? Что особенного во вхождении в союз, в связи с чем следует желать, чтобы вся будущая жизнь ребенка уподобилась этому?
Ответ кроется в самом слове «союз». Для заключения союза требуются две стороны. Это объясняет, почему Авраам, который постиг духовную суть Торы благодаря пророческому дару и выполнял все заповеди, тем не менее почему-то ждал указания исполнить заповедь обрезания и войти в союз со Всевышним.
Трон пророка
Теперь мы понимаем, почему в месте, в котором производится обрезание, обязательно устанавливается кисэ шел Элияху — трон пророка Ильи. Нам становится также ясен смысл благословения: «Так же, как вошел в союз…»
Точно так же, как присутствие Всевышнего очевидно в момент заключения союза — обрезания, так же желаем мы ребенку, чтобы Всевышний всегда был с ним, хранил и благословлял его всю жизнь, когда он будет изучать Тору, строить семью, творить добрые дела.
Символом присутствия Всевышнего на обрезании и является трон пророка Ильи. Следует напомнить, что в конце пасхального седера наполняют пятый бокал, кос шель Элияху — бокал пророка Ильи. По преданию, пророк посещает каждую еврейскую семью, собравшуюся вокруг праздничного стола отмечать Песах — праздник рождения нашего народа.
Кто же он, этот удивительный персонаж еврейской традиции, который приходит на каждое обрезание, на каждое празднование Песаха во всех поколениях? Мудрецы открывают нам тайну: пророк Илья — это Пинхас!
Любящий сын
Да-да, тот самый Пинхас, который остановил эпидемию страшной болезни, поразившей евреев в Синайской пустыне. Злой гений, ясновидящий Билам, убедился в том, что не только меч войны, но и слово проклятья не способны поразить евреев. Тогда он дал совет царю Балаку, как уничтожить евреев, чтобы не допустить их возвращения в Израиль. Для этого следует разрушить еврейские семьи, утверждал Билам. Тогда в лагерь евреев вошли мидьянские женщины с идолами в руках. Нашлись мужчины, которые не выдержали испытания.
Для того чтобы научить нас, говорят мудрецы Талмуда, убийца несет ответственность не только за пролитую кровь своей жертвы, но и за всех еще не рожденных ее потомков. «Убивающий одного человека как будто убивает весь мир, — говорит Талмуд. — Спасающий же одного человека как будто спасает весь мир!» И если убийца наказывается за все будущие поколения своей жертвы, то тем более спаситель награждается за все поколения потомков спасенных людей!
Сокрушение зла и убийство негодяя засчитывается Пинхасу как великая заслуга. Талмуд утверждает: за то, что Пинхас «очистил свой народ» и спас его от уничтожения, он будет всегда «очищать свой народ». Потому Пинхас станет пророком Ильей, который будет защищать еврейскую семью и спасать этим народ. Не случайно приходит пророк Илья на праздники еврейской семьи — обрезание и Песах.
Тот, кто дарит жизнь другим, продлевает и свою жизнь. Потому Пинхас приходит на помощь каждому, кто хочет сохранить еврейский народ, как бы говоря: «Ты не один, я всегда с тобой!»
Придётся внести некоторые уточнения. Когда «Женя» уехал из России. он оставил жену и маленького сына. Он никак не общался с ними, ведь когда человек чувствует себя виноватым, он старается уходить от общения, «прятаться».
Его жене было очень трудно растить сына в то непростое перестроечное время одной, и очень часто по субботам она плакала. Почему именно по субботам? Чтобы не ходить опухшей и заплаканной на следующий день на работу.
Она вышла замуж, но поскольку всё ещё продолжала любить своего «Женю». то брак не сложился. Но время, как известно, лечит, она полюбила вновь и вышла замуж в третий раз.
Сейчас это счастливая и успешная женщина. Вырос прекрасный сын.
А что же «Женя»? Это не очень здоровый одинокий человек, ибо его новая жена бросила его, а дочери не общаются с ним. Не только наше сознание влияет на наши поступки, но существует и обратная связь: поступки влияют на сознание и нашу жизнь!
Нанесенная обида неизбежно возвращается обидчику
Можно заткнуть уши и постараться не слышать плач брошенной женщины, который, как известно, слышен и на другой стороне земного шара, но если ты кого-то обидел, унизил, обманул, воспользовавшись доверчивостью, приготовься к тому, что получишь мерой за меру!
И тут не надо верить или нет. Это надо знать.
Нельзя забывать о духовных закономерностях мира, о наградах и наказаниях Творца за добро и зло.
Хорошо, что «Женя» нашёл в себе мужество, позвонил своей первой жене и сыну и попросил у них прощение. Только получив прощение, можно обрести счастье!
Завязался дружелюбный контакт, и именно его первая жена убедила его сделать шаг навстречу его американским дочерям, лучше любого психолога она объяснила ему, что именно мы, родители, несём ответственность за наши отношения с детьми.
Наши дети, как в зеркале, отражают наше поведение. Невозможно убедить детей быть аккуратными, если сами мы разбрасываем мусор вокруг. Бесполезно учить их честности, если поступаем по-другому.
Еврейская, да и общечеловеческая обязанность – своим личным примером демонстрировать существование общечеловеческих универсальных моральных ценностей!
Ой вэй, как вам удалось узнать что женя это тот женя? Ведь вы обломили весь кайф от этого рассказа. Теперь придётся каяться за злословие.