«И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что возревновал он за Б-га своего и искупил вину сынов Израиля» (25:13).
Почему Пинхас не получил сан священника-коэна вместе с Аароном и его потомками еще до того как проявил беспримерное рвение, казнив Зимри и Козби за публичный разврат? Почему его надо было вознаградить «союзом вечного священнослужения» вместо того чтобы дать ему священнослужение по праву рождения?
В мистических источниках утверждается, что душа Пинхаса произошла из того же небесного источника, что и душа Каина. Каин, как известно, убил своего брата Авеля еще на заре человечества. Согласно книге «Зоар», которая лежит в основе каббалы, коэн, совершивший убийство, навсегда теряет свой священный статус: он не может больше служить в Храме. Поэтому Пинхас лишился из-за Каина своих прав и возможности передать их потомкам. Каин как будто отобрал у Пинхаса статус коэна, и только несравненное рвение Пинхаса, отчаянное стремление защитить честь Б-га вернули право на священнослужение ему, его детям и внукам.
Как же получилось, что убийство, совершенное Пинхасом, ликвидировало ущерб от убийства Каином Авеля?
Имя Каин образовано от того же корня, что и слово «киньян» — приобретение. Мать Каина Хава сказала: «Приобрела я человека вместе с Господом» (Берешит, 4:1).
В еврейской традиции приобретение равнозначно существованию. Мы говорим, что Б-г «приобрел небо и землю». Это «приобретение» означает действие, которым были созданы небо и земля.
В глазах Каина он сам был единственным «приобретением» в этом мире, единственной сущностью.
В том и состоит корень всякого зла. Ибо нет места для Б-га в мире, который целиком заполнен «моим большим “я”». Если весь мир наполнен моей славой, как можно признавать какое-то другое существование? «Большое “я”» — основа атеизма. Оно порождает зависть. А зависть, в свою очередь, ведет к убийству. Ибо для «большого “я”» нет более эффективного средства избавиться от зависти, чем уничтожить ее источник. Этим источником является «маленькое “я”», которое не имеет права на существование рядом с «моим большим “я”».
Впрочем, чувство собственной значимости может иметь и позитивную сторону. Каждый человек должен говорить себе: «Мир был создан для меня» (Вавилонский Талмуд, трактат «Санхедрин», 37). В каком-то смысле каждый из нас должен смотреть на мир, как если бы он был единственным «киньяном» в нем. В Книге хроник сказано: «И возвысилось сердце его (царя Иеошафата, сына Давида) на путях Господних» (17:6). Сердце может возвыситься либо от эгоизма и злых помыслов, либо от ревностного служения Б-гу.
Когда Пинхас «возревновал за Б-га своего» и отомстил развратникам за публичное попрание Его имени, хотя и не был обязан сделать это, он привел в действие позитивную сторону Каинова эгоцентризма.
Если человек делает что-либо важное, что он не обязан делать, он тем самым раскрывает парадокс сердца, жаждущего служить — не себе любимому, не своему «большому “я”», а Тому, Кто целиком заполняет мир.
От траура к веселью
В этом году раздел «Пинхас» читается перед 17 тамуза, датой, с которой начинается трехнедельный период траура по разрушенному Храму, завершающийся 9 ава. «Пинхас» проходит водоразделом между грехами поколения пустыни (золотой телец, грех разведчиков, бунт Кораха и др.) и подготовкой их родившихся в пустыне детей к вступлению в Эрец Исраэль.
В этом разделе выделяются два героических эпизода: поступок Пинхаса и инициатива дочерей Цлофхада, благодаря которым был уточнен закон о наследовании. Почти за 40 лет до этого два миллиона евреев молча наблюдали языческие оргии в честь золотого тельца. Хотя в поклонении тельцу участвовали всего три тысячи человек, никто не отважился их остановить. Подвиг Пинхаса символизирует «тикун», исправление того тяжкого греха.
Трагедии, выпавшие в последующие эпохи на 17 тамуза, это, по существу, Б-жественные кары за наши грехи. Именно в тот день Моше разбил Скрижали Завета при виде вакханалии поклонения золотому тельцу.
Раздел «Пинхас» дает нам пример искупления грехов и примирения с Б-гом.
Дочери Цлофхада проявили похвальное рвение и любовь к Эрец Исраэль. Мидраш утверждает, что эти пять молодых женщин нейтрализовали грех десяти мужчин-разведчиков, которые также за 40 лет до событий, описанных в разделе «Пинхас», деморализовали своим клеветническим отчетом весь народ, помешав ему выполнить указание Всевышнего — войти в Землю Обетованную. Евреи плакали над отчетом разведчиков 9 ава, и в наказание за их преступное поведение этот день стал днем плача для всех поколений, днем разрушения двух иерусалимских Храмов — Первого и Второго.
Читая раздел «Пинхас», мы отвергаем поведение разведчиков и одобряем решительность дочерей Цлофхада. Таков наш вклад в исправление своей коллективной судьбы.
Нынешний раздел — один из двух, содержащих указания обо всех «моадим» — праздниках и субботах, заповеданных Торой (второй такой раздел — «Эмор» в книге «Ваикра».) Но почему именно в эти скорбные дни нам выпало читать о радостных праздниках Песахе, Шавуоте и Суккоте?
Мудрецы отвечают, что в будущем, когда еврейский народ удостоится полного избавления, 17 тамуза будет отмечаться как первый день большого многодневного праздника, завершающегося 9 ава. Двадцать дней между двумя нынешними постами станут полупраздничными — подобно пасхальной неделе и осенним дням Суккота. Поэтому, когда мы читаем раздел «Пинхас» со всеми приведенными в нем деталями праздничных жертвоприношений в Храме, гибель которого мы сейчас оплакиваем, в наших сердцах возрождается надежда на скорое духовное возрождение еврейского народа и его окончательное освобождение от всех врагов. Возвестил пророк Ирмеягу: «Превращу ваш траур в веселье».