Механика еврейской души

МеханикаМы знаем из Торы, что «Авраам родил Ицхака, а Ицхак родил Яакова». Конечно, родили они не сами. Яакова родила Ривка, внучатая племянница Авраама, племянница его жены Сары и сестра Лавана. Дочери Лавана родили Яакову 12 его сыновей, давших начало двенадцати коленам Израиля.

То есть генетически не меньшим, чем Ицхак, прародителем евреев является Лаван — через Ривку дядя Яакова и через своих дочерей дед его детей. Вчитываясь в историю и приглядываясь к сегодняшнему миру, неизбежно приходится признать, что и на духовном уровне в нас присутствует составляющая от Лавана не меньшая, чем от Ицхака. Душевные качества этих двух персонажей Торы, предельно различные, определяют тот широкий спектр, в котором размещается национальный характер евреев.
Верхний экстрим нашего характера — Ицхак. Ицхак бесконечно доверяет Творцу: беспрекословно ложится на жертвенник в истории со своим жертвоприношением, женится на девушке, выбранной для него слугой отца. История выбора невесты Ицхаку показывает, как Всевышний решает всё за него. Ицхак и не думает отменять благословение, обманом полученное от него Яаковом. Если случилось — значит, на то воля Б-жья. Ицхак никогда не покидал землю, данную Создателем его отцу Аврааму. Даже слепота Ицхака — знак доверия Высшей Силе: он всё решает не глядя.
Пинхас Полонский определяет: «Ицхак — это святость во всём», и Всевышний должным образом отвечал на бесконечную преданность Ему Ицхака. «Я буду с тобой и благословлю тебя», — пообещал Он Ицхаку в Граре (Брейшит, 26:3). И действительно, Ицхак «получил в тот год урожай стократный, и Господь благословил его… Росло его достояние всё больше и больше, пока не стало безмерно велико» (26:12–13).
Составляющая Ицхака в еврейской душе — центростремительная. Она направлена внутрь, на сохранение народа, традиции. Полонский написал о жизненной позиции Ицхака: «…Ситуация не меняется, и как поступали раньше, так надо поступать и сегодня». Лаконично выразил такой подход великий раввин XVIII–XIX веков Хатам Софер: «Всё новое запрещено Торой». Легко увидеть, что в неразбавленном виде характер Ицхака доминирует у ультраортодоксов (харедим), замыкающихся в общинах Боро-Парка, Вильямсбурга в Нью-Йорке и Бней-Брака, Меа-Шеарим в Израиле.
Покорность Ицхака судьбе видна в смирении иных жертв Холокоста, когда два эсэсовца могли конвоировать к месту казни толпу в тысячу евреев. Вместе с тем у евреев от Ицхака — удачливость в бизнесе, поддержка Всевышнего в деловых начинаниях. Еврей вроде бы выглядит недотёпой, а займётся чем-то, и у него почему-то получается.
От другого нашего предка — Лавана — еврейская душа унаследовала центробежную тенденцию. Для классических комментаторов нет более презренного персонажа библейской истории, чем Лаван. Пасхальная Агада заявляет: «Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить всех, ибо сказано: «Арамеянин — губитель отца моего». Понятно, обвинения эти идут от стороны еврейства, базирующегося на Ицхаке и презирающего всё, идущее от Лавана. Сколь они справедливы?
Вроде в Лаване была известная добросердечность. Тора повествует (Брейшит, 29:13): «Когда Лаван услышал весть о Яакове, сыне своей сестры, побежал он ему навстречу, и обнял его, и целовал его, и привел его в дом свой». Конечно, Лаван хитроват. Яаков жаловался своим жёнам: «Отец ваш глумился надо мною и менял мою плату десятки раз…» (31:7). Но в жизни хитрость часто полезна и может приносить добро. Так, если бы Лаван не обманул Яакова при женитьбе, навязав тому ещё одну жену — свою старшую дочь Лею, у евреев было бы четыре колена вместо двенадцати. Да и своё благословение Яаков получил от Ицхака за счёт того, что сестра Лавана Ривка инсценировала обман мужа. В этом обмане участвовал и сам Яаков, видно, унаследовавший не только качества Ицхака («человек цельный, сидящий в шатрах» (25:27) — сказано о нём), но и от семьи Лавана. И непонятная генетическая процедура, превратившая всех овец Лавана в крапчатых, а Яакова — в богача, показывает это. Так что практическая сметка в нас — от Лавана.
Центробежные силы Лавана в еврейской душе всегда влекли нас в даль. В древности — во времена царя Соломона — покинули родную землю переселенцы в Йемен. Потом, после завоевания в 721 году до н. э. Израильского царства ассирийцами, в иные земли отправились десять колен Израилевых. Куда они делись — неизвестно. Ныне их остатки ищут среди дикарей в бассейне Амазонки, в дебрях Африки. В Японии пишут книги о близости японского языка к ивриту, о схожести японских легенд с еврейскими верованиями. Сын и внук Черчилля, первыми написавшие гордую книгу о победе евреев в Шестидневной войне, начали её так: «Многие люди, в том числе адмирал Фишер (создатель современного английского флота), утверждали, что англичане являются потомками потерянных колен». Наверное, даже раньше потери десяти колен возникла еврейская община на Крите. Иосиф Флавий сообщает, что в Древнем Риме существовало 150 синагог и жили 100 тысяч евреев. В Кёльне, около знаменитого собора, сохраняются остатки миквы древнеримских времён. Можно понять переселение в столицу империи, но что влекло евреев в землю диких германцев?
Когда арабы в начале VIII века завоевали Испанию, они обнаружили там хорошо обустроенные общины евреев. Позже, в 1492 году, евреи, в то время изгоняемые из Испании, дали денег на экспедицию Колумба. Команда одного из трёх кораблей состояла целиком из евреев. Один из них стал первым европейцем, ступившим на землю Нового Света. Да и сам Колумб почти наверняка был евреем. И, можно смело предположить, духовным наследником Лавана.
Многие общины евреев, которых разносила по свету тяга Лавана к чужим землям, хранили, однако, связь со Всевышним и свою религию. Тайманские евреи, оторванные от Земли Израиля почти три тысячи лет, сохранили в Йемене, как говорят знатоки, самый чистый иврит и приобрели удивительное умение ввиду нехватки свитков Торы читать её, находясь от неё в любом положении: вверх ногами и с любого бока. Духовный ген Лавана у них определённо сочетается с геном Ицхака — «святость во всём».
Так почему же «Лаван — губитель отца моего»? Лаван тяготеет не только к иным землям, но и к чужим народам, к их традициям и вере. Он — ассимилятор. Полонский пишет: «Лаван приобрёл арамейскую, “всеобщую космополитическую” идентичность… классическое стремление и соблазн (сохраняющиеся во все времена) стать космополитами… просто “хорошими людьми”, слившись с другими народами». Рождённый в семье, имевшей традиции единобожия, идущей ещё от его предка Эвера, Лаван стал, как народ, среди которого он жил, идолопоклонником.
Проявления «лаванства» в сегодняшних евреях многочисленны. Это и евреи-буддисты (неожиданно самая большая группа из буддистов в США), и евреи-христиане, и атеисты, и социалисты. Можно заключить, что как только в душе еврея отступает Ицхак — «святость во всём» — традиция иудаизма, на его место заступает Лаван и ассимилирует еврея.
Недавнее большое исследование, проведённое Пью-центром, чётко поделило американских евреев по их духовному родству — от Ицкаха до Лавана. С правой — Ицхаковой стороны спектра — харедим, с левой — реформисты и светские евреи. Посередине — модерн-ортодоксы. Левее модерн примостилась община консервативных евреев, ещё недавно доминировавшая в американском еврействе, но теряющая своё влияние.
Левый фланг еврейства, как и можно было ожидать от наследников Лавана, стремительно ассимилируется. Браки с неевреями здесь перевалили за 70%. Ортодоксы, включая модерн, успешно размножаются. Смешанных браков здесь всего 2%.
Модерн-ортодоксы, показывает опрос, сохраняя верность традиции Ицхака, совместили её с открытостью миру и его достижениям, унаследованной от Лавана. Модерн воспринимают сущностными для еврейской идентификации, выше других групп евреев, интеллектуальную любознательность — 54% опрошенных (у харедим только 25%), этичное ведение жизни — 90% (у харедим — 78%, у светских — 59%), заботу об Израиле — 79% (так же думают 45% харедим, 42% реформистов и 31% светских евреев).
Труднее объяснить превосходство модерн-ортодоксов над другими группами евреев в количестве закончивших колледжи — 65% и имеющих достаток на семью более 150 тысяч долларов в год — 37%. Если харедим (показатели 25% и 24% соответственно) имеют сильно отличные жизненные приоритеты, то показатели реформистов — 61% и 29% соответственно и светских — 58% и 22% могут быть объяснены только или мистически — модерн, как законные наследники Ицхака, имеют поддержку с Небес и потому успешны, — или вульгарно — модерн-ортодоксы просто умнее реформистов и светских евреев.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 3,88 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора