Разум и сердце. Недельная глава Торы «Балак»

Рав Авраам Тверский
Рав Авраам Тверский

Задумаемся над тем, как Германия могла стать родиной фашизма.
А ведь она была страной самой передовой науки, колыбелью просвещения и утонченной культуры. Германия дала миру Гете и Шиллера, Лессинга и Лейбница, Канта и Гегеля. Как же случилось, что образованная и культурная Германия развязала самую жестокую и кровавую войну в истории человечества? Как мог крупнейший немецкий философ Хайдеггер стать нацистом? Очевидно, что именно эта дилемма занимала великого Эйнштейна — члена научных академий Германии.
«Наша эпоха гордится своими достижениями в интеллектуальном развитии человечества, — писал Альберт Эйнштейн в 1943 году в своей статье «Цель человеческого существования». — «Поиски истин и знаний, стремление к ним являются безусловным достоинством человека. Хотя зачастую мы видим чрезмерное самоуважение именно там, где прилагались наименьшие усилия. По всей вероятности, нам не следует возводить в кумиры эту способность к познанию. Несомненно, разум обладает большой мощью, однако он лишен индивидуальности. Сам по себе он не способен вести, а может лишь служить инструментом. Кроме того, он неразборчив в выборе хозяина. Эти особенности нашли свое отражение в качествах, присущих жрецам разума — интеллектуалам. Разум незаменим при выборе методов и средств. Однако он слеп, если речь идет о приоритетах и конечных целях. И эта фатальная слепота передается из поколения в поколение, от стариков к молодым.
Пророки, наши еврейские предки, провозгласили, что совершенствование человека должно подчиняться прекрасной цели: человечество может стать сообществом свободных и гармоничных людей.
Но сегодня миром правят грубые человеческие страсти, столь необузданные, что их нельзя и сравнить с минувшей эпохой. Незначительным меньшинством оказывается повсюду наш еврейский народ. У него нет надежных средств защиты. При этом больше, чем какой-либо другой, он подвергается жесточайшим преследованиям, если не полному уничтожению. Эта свирепая ненависть зиждется на том, что именно мы дали миру идеалы гармоничного сотрудничества и усилиями лучших сынов нашего народа воплотили их в слово и дело».
Любопытно, что наша недельная глава повествует о столкновении двух великих людей своего поколения — Моисея и Билама, поднимая, по сути, вечный вопрос о приоритетах разума и сердца.
«Не было пророка, подобного Моисею, у еврейского народа», — провозглашает Тора. «Но почему сказано “у еврейского народа”? — удивляется Талмуд. — Разве Моисей не был величайшим мудрецом и пророком?» «Нет, — отвечает Талмуд, — Билам был большим пророком, чем Моисей, но использовал всю свою мудрость для уничтожения ни в чем не повинного народа».
Итак, обратимся к нашей недельной главе.
«И увидел Балак, сын Ципора, как победил Израиль Эймори, и очень испугался. И сказал Моав старейшинам Мидьяна: “Теперь объест этот народ все, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую”. А Балак, сын Ципора, был царем Моава. И отправил он посланников к Биламу, говоря: “Вот народ, вышедший из Египта, заполонил всю землю и расположился напротив меня. Пойди и прокляни мне этот народ, чтобы смог я ударить и уничтожить его. Ведь знаю я: все, что ты благословишь, — благословенно, а все, что проклянешь, проклято”».
Еврейский народ, вышедший из египетского рабства и принявший Тору на горе Синай, возвращается на родину отцов — Авраама, Ицхака и Яакова. Народ, чудесным образом сохранившийся в течение 40 лет скитаний по пустыне, должен был наконец обрести свой дом — Страну Израиля. Однако государства, с которыми граничил Израиль, отказались пропустить евреев на их историческую родину, встречая их не хлебом и солью, а мечом.
«Позвольте нам только пройти по дороге, — просили евреи. — Мы не свернем с нее, мы будем есть наш хлеб и пить нашу воду». Однако Сихон — царь Эймори и Ог — царь Башана ответили на эту просьбу войной. Еврейское войско разбило одного царя за другим. Теперь царь Моава Балак также отказывается пропустить евреев через свою страну. Но моавитяне не надеялись на силу своих солдат. Они знали, что произошло с сильным войском Сихона, царя Эймори (наша недельная глава так и начинается: «И увидел Балак, сын Ципора, как победил Израиль Эймори, и очень испугался»).
«В чем же сила этого народа и их лидера Моисея? — спросил царь Балак. «Сила евреев в слове, — ответил Балак сам себе. — Приведу-ка я Билама, который так же силен словом. Он проклянет их, и я смогу уничтожить этот народ».
Царь Балак послал людей к Биламу за соответствующее вознаграждение проклясть евреев. Билам, обладавший сверхъестественным даром управления духовными силами этого мира, с радостью откликнулся на его просьбу. Моавитяне и мидяне, обычно враждовавшие друг с другом, временно помирились, чтобы обрушить все свои силы на народ Израиля. Объединенная армия моавитян и мидян расположилась напротив еврейского лагеря, преградив им дорогу в Израиль.
Намерением евреев была мирная жизнь, а не война. Множество семейных шатров раскинулось вдоль пустыни. Именно их, мирных и не желающих никому зла евреев, хотят проклясть и стереть с лица земли царь Моава Балак и обладающий пророческим даром Билам.
Все готово. Перед взором Билама — шатры еврейского лагеря, царь Балак, его министры, солдаты с нетерпением вслушиваются, ожидая проклятий. Билам открыл рот и, к изумлению всех, произнес: «С вершин гор привел меня Балак, царь Моава: “Иди, прокляни Яакова, уничтожь Израиль”. Но как прокляну я того, кого не проклял Б-г? Как смогу уничтожить, если не желает этого Всевышний? Потому что с вершин гор вижу его и с холмов смотрю на него. Этот народ в одиночестве будет жить. Не сосчитать его, как песок. Пусть и я умру смертью праведных, и пусть моя участь будет подобна его участи. Как прекрасны шатры твои, Яаков, и жилища твои, Израиль!»
Не страшное проклятие, а величайшее благословение сошло с уст Билама. Талмуд объясняет, что не только Всевышний помешал проклятию. Просто Билам, обладающий даром провидения, понял, что не сможет одолеть Израиль. Потому что «с вершин гор вижу его», — объяс­нил Билам.
«Харим» — горы и «хорим» — родители — на иврите однокоренные слова, и это не случайно. Горы подобны родителям, объясняет Талмуд. Чем больше мы удаляемся от них, тем яснее видим их высоту и величие. Биламу удалось увидеть вершины гор еврейского народа, духовную чистоту отцов народа — Авраама, Ицхака и Яакова, унаследованную евреями, их потомками.
Билам умен и талантлив, он обладает сверхъестественной силой слова, силой проклятия. Но разве ум — гарантия добрых намерений?
Столкновение Билама с Моисеем — это конфликт двух противоположных подходов к жизни. Сила Билама — в слове, а сила Моисея — в слове, исходящем из сердца. Билам может проклясть, а евреи обычно желают добра и благословляют. И Билам понял, что ему не хватит сил зла, чтобы победить это добро. «Как прекрасны шатры твои, Яаков, и жилища твои, Израиль!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,13 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора