Сегодня я хочу поделиться с вами размышлением о том, как примирить два направления иудаизма — литовское и хасидское — и выйти на более глубокое понимание природы человека.
Напомню некоторые из аспектов различий.
В классическом (или литовском) иудаизме подчеркивается, что еврей должен выстраивать прямую связь со Всевышним, без посредников. И классический раввин — это толкователь закона или учитель.
Когда более двухсот лет назад возникло хасидское движение, постепенно в нем сформировалась фигура хасидского ребе, который отличается от классического раввина. В хасидизме у еврея возникает большая связь с ребе, который как бы играет роль духовного отца, он поддерживает своих хасидов по многим аспектам духовной жизни.
И здесь возникает то самое разделение между литваками и хасидами. Литвак считает, что он сам справляется с религиозными вызовами, а хасид считает, что ему очень важна помощь ребе в духовной жизни.
Анализируя это различие, я увидел, что оно в определенном смысле напоминает различие между взрослым и ребенком. Взрослый должен полагаться в жизни больше на свои силы, а ребенок знает, что он может просить помощь у родителя.
И роль родителя может играть хасидский цадик. При этом в духовном мире роль ребенка имеет большой смысл, так как духовный рост очень напоминает взросление и созревание, и помощь духовного родителя очень ценна для духовно растущего человека.
И тут мне в голову недавно пришла интересная идея. Дело в том, что современная психология развивает модели, основанные на том, что в человеке одновременно присутствуют разные части личности: некоторые части взрослые (или зрелые), а некоторые — детские (или незрелые). Еще более интересно, что известный психолог Эрик Берн (он был евреем) разработал систему под названием «транзактный анализ», которая построена на идее, что в человеке есть части личности трех типов — «взрослый», «ребенок» и «родитель». И если воспользоваться этой идеей, то можно примирить оба направления иудаизма.
Для взрослых частей личности более подходит классический (или литовский) иудаизм, в котором человек не нуждается в поддержке и сам выстраивает свой духовный путь. Для детских частей личности очень важно пользоваться поддержкой духовного родителя, роль которого может в том числе играть хасидский ребе. Развитый человек может ощутить в себе наличие этих разных частей (взрослых и детских) и в каждом случае опираться на ту модель иудаизма, которая соответствует той или иной части.
Так, вместо противопоставления двух версий иудаизма мы можем получить их синтез.
Ребенок внутри нас
Как выражают себя детские части нашей личности?
Это само по себе очень интересное исследование — о ребенке внутри нас, которое может в значительной степени помочь нам в самопознании.
Кстати, в Пасхальной Агаде есть сюжет о четырех сыновьях — мудром сыне, бунтаре, простаке и сыне, не умеющем спрашивать. С точки зрения нашей концепции, это также четыре вида ребенка внутри нас. И каждый из этих типов нуждается в своем «родителе».
Мудрый ребенок внутри нас любит учиться, ребенок — бунтарь может использоваться, чтобы разрушать старое и строить на его месте новое. Сын-простак умеет наслаждаться простыми подходами к жизни. Сын, не задающий вопросов, — та часть личности, которая доверяет и не сомневается (как маленький ребенок доверяет родителю).
Это только часть вариантов использования идеи ребенка внутри нас.
Также ребенок внутри нас умеет непосредственно радоваться жизни, а взрослый — умеет критически мыслить.
Родитель внутри нас
А кто такой родитель внутри нас?
С одной стороны, в нас может быть развит свой ребе — часть, которая изнутри поддерживает ребенка. С другой стороны, те из нас, кто работает в еврейском образовании — преподает, консультирует, пишет статьи и книги, — реализуют функцию родителя внутри нас для других.
Хасидский ребе — одна из самых ярких форм реализации роли родителя. В светском мире роль родителя может играть психотерапевт и частично социальный работник. Роль родителя нужно развивать и делать разнообразной.
Чем сложнее мир вокруг нас, тем важнее иметь в мире духовных родителей — как среди окружающих, так и внутри себя, то есть каждому из нас для работы со своими детскими частями нужно развивать родителя внутри нас.