Пожары над страной все выше, жарче, веселей,
Их отблески плясали — два притопа, три прихлопа,
Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там — в галоп, под пули в лоб,-
И мир ударило в озноб
От этого галопа.
Владимир Высоцкий
Лет 20 тому назад у меня впервые у Стены Плача возникло желание приближать людей ко Всевышнему. Однако знаний в Торе к тому моменту практически не было, да и сейчас не блещу. А желание было. И очень сильное. И не ослабло. Я не знаю, к счастью это или к несчастью, я редко живу своими желаниями; скорее, чувством долга,- так, как я его понимаю. Поэтому сразу же попытался выяснить у двух учителей Торы — стоит мне этим заниматься или пока переждать?
Брат привёл ответ из Талмуда, характеризующий литовский подход к данной проблеме. «Тора – это вода. Для тушения пожаров надо дождаться, пока твой кувшин переполнится. То, что будет переливаться, использовать для тушения пожаров Гейинома в душах других людей. Иначе существует опасность самому остаться без воды и сгореть.»
Другой учитель, рав Йосеф Шугерман ответил в духе движения ХаБаД: «В мире пожар. Поэтому любую частицу воды, поступившую в твой кувшин, сразу выливай на других. От этого в твоём кувшине не убудет».
Я не помню, чьему совету я последовал. Скорее, второму. Потому что не знал, переполнится когда-либо мой кувшин.
Однако сейчас хочу вспомнить другой совет любавического Ребе. Однажды к нему обратились хасиды с просьбой: «Мы знаем, что Тора – это вода. Чтобы не отравиться, мы обязаны пить её из самого чистого источника. Но ведь для того, чтобы тушить пожар, можно брать воду из любого болота. Давайте сделаем так, чтобы мы могли помочь большому числу людей. Пусть на молитву мужчины и женщины приходят вместе. Тогда их придёт больше и мы на большее количество можем повлиять».
Ребе ответил: «Вы правы. Вода для тушения пожара необязательно должна быть из горного источника. Но она по крайней мере не должна быть бензином».
Вчера я разговорился со своим другом Арье Юдасиным и сказал, что я меньше всего желаю работать бензином. Он обрадовался идее и предложил: «Вот и назовите свой следующий рассказ:”Не желаю работать бензином”!». Выполняю его совет и приведунемножкосведений из Википедии. Правда, назвать рассказ я решил более стандартно – «Пожары».
«Пиромания (от греч. Πυρ — огонь + мания) — психическая болезнь, выражающаяся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, возникающем импульсивно.
Определение пиромании как патологического стремления к разведению огня появилось ещё в 1824 году. Однако и сегодня этот синдром до конца не изучен. Случаи пиромании являются объектом исследования психиатрии и юриспруденции.
Психологи считают, что пиромания — это болезнь, психическое расстройство. Больного непреодолимо влечёт к поджогам и ему для этого не нужен мотив. Для пиромана важен сам процесс, он получает истинное удовольствие от того, что происходит и совершенно не скрывает своей причастности к этому. По мнению психологов, случаи пиромании крайне редки и часто являются спутниками других серьёзных психических заболеваний — депрессивного психоза и шизофрении.
Пациенты, наблюдая за пожаром, проявляют любопытство, испытывают радость, удовлетворение или облегчение. Пожар никогда не осуществляется ими ради материальной выгоды, для сокрытия преступлений, как выражение общественно-политического протеста.
В настоящее время в медицине преобладает версия о том, что пиромании — это влечение, в основе которого в большинстве случаев лежит ненормальное или нарушенное развитие структуры личности».
Почему я вдруг привел эти данные? Дело в том, что болезнь видоизменилась. Во многих странах «поперло быдло кверху». Теперь пироманы–политики заняты поджогами и раздуванием пожаров, имея на этом «свой бубновый интерес». И главное –«аристократия помойки диктует моду на мораль», раздувая пожары по всему миру, защищая мифические ценности.
Об интернете вообще не хочу говорить. Там всё «поделились и люто и наспех, и в пучину без дна. В поле поровну белых и красных, а Россия – одна. Шашки наголо, шпоры с размаху, чья выходит вина?». А я не желаю быть ни красным, ни белым, так как кровь одинакового цвета у всех.
Теперь я понял, как можно писать на любую тему и вмешиваться в любой спор. Если тебя переполняет Тора–вода, то лей её на людей. А если желчь и страсть к пиромании, то знай: Хозяин за всё потребует ответа.
Первое, что я услышал от своего учителя 12 лет назад, когда поделился с ним мыслью о желании писать: «Ты пишешь по-русски. В мире и без тебя достаточно антисемитов. То есть достаточно очагов пожара Гейинома. Постарайся хотя бы не увеличивать их количество». То есть, даже если ты льёшь на людей бензин, тут же заливай его водой из другого источника.
Добавлю цитату из рава Ицхака Зильбера. «Если у тебя пришли забирать заповедь – отдай и ищи ту, которую никто не хочет делать. То ли потому, что невыгодно, то ли потому, что не умеют».
Мой раввин несколько лет назад отметил: он очень счастлив, что я популярен в разных еврейских общинах и среди неевреев,- так как это признак того, что моё творчество – Тора, а не политика. «Вода – а не бензин».
Меня сейчаспросто охватывает дрожь, когда проглядываю комментарии людей к приходящим событиям. Сейчас на «русскоговорящих» сайтах самая горячая тема – Украина. Злость, взаимные обвинения и грубости, полная безапеляционность агрессивных суждений, призывы «к победе над мафиозным недругом»… Видимо, пиромания стала болезнью настолько распространённой, что выглядит для многих вполне респектабельной нормой.
Поэтомузакончу рассказ стихом Новеллы Матвеевой, подсказанным моим другом Давидом Шенкарём.
«Жил-был пожарный в каске ярко-бронзовой.
Носил, чудак, фиалку на груди!
Ему хотелось ночью красно-розовой
Из пламени кого-либо спасти…
Спала в пыли дороженька широкая.
Набат на башне каменно молчал.
А между тем…горело очень многое,
Но этого никто не замечал».