Отделенность Израиля

Противоракетный ров, или Местечковый взгляд на события, происходящие на Украине

Исходя из объявленного в заголовке нашей статьи «угла» (точнее, сектора) зрения во всем, что касается «высокой» геополитики, диагноз предельно ясен — «чума на оба ваши дома» (Россию и США). Ведь очевидное слово «интересы» полностью описывает все «механизмы» конфликта, а люди Эйсава (западную цивилизацию), естественно, не интересуют вовсе.
Но, понятное дело, именно люди, а предельно узко — люди еврейской национальности (по маме, чтоб вы не сомневались) интересуют автора данных строк. Их сверхпроцентное участие в решении судьбы «рідної неньки України» заставляет любого носителя еврейской традиции вспомнить историю. Но прежде настоящий вопрос о настоящем.
Господин Тарута еще до провозглашения Донецкой народной республики попробовал создать непреодолимое препятствие на пути русской агрессии. Нанятые им экскаваторы вырыли на границе Донецкой области и Российской Федерации… ров, довольно глубокий. Такое проверенное на протяжении веков (средних!) средство, по мнению вышеозначенного господина еврея, должно было если и не остановить российскую бронетехнику и тактические ракеты, то хотя бы их… задержать. А чтобы нам стало совсем не до смеха, вспомним о господах Коломойском и Добкине, той самой, вышеозначенной национальности, беззаветно сражающихся за украинско-западную/русскокультурную (нужное подчеркнуть) ориентацию Батьківщини/Родины! Их непримиримая искренность заставляет меня вспомнить «дела давно минувших дней» и в очередной раз задаться вопросом об «особенностях национального» существования евреев.

Особенность Израиля
Будьте кдошим, так как кадош Я.
Ваикра, 19:2
Говоря о выделенности Израиля, его особенности, «происходящей» от Всевышнего, мы говорим о его единственности, в смысле перемешанности евреев друг в друге. Общность судьбы совершенно вроде бы разных (в смысле мест проживания и особенностей быта) евреев впечатляла и продолжает впечатлять. И «вынужденность» дружелюбия в отношениях евреев друг к другу (исторически обоснованная!) вызывает в памяти тем не менее «иудейские войны», в особенности беспричинную ненависть, приведшую к разрушению Второго Храма и нынешнему двухтысячелетнему галуту.
Рабби Ицхак из Ворки, один из самых замечательных хасидских цадиков, дает невероятно глубокий ответ на весьма каверзный вопрос о глубинных причинах той Катастрофы. Как известно (Гмара, трактат «Гитин»), все случилось из-за Камцы и Бар-Камцы. Совсем коротко изложенная, эта история звучит так.
Слуга весьма почтенного жителя Иерушалаима, не названного по имени (!), пригласил на семейное торжество по ошибке вместо любезного друга Камцы ненавистного своему господину Бар-Камцу. Хозяин, невзирая на лица (присутствующих мудрецов), потребовал Бар-Камцу удалиться. Тот, дабы избежать прилюдного оскорбления, предложил оплатить половину стоимости пира, а затем и его полную стоимость. Но был с позором вытолкан. И если о поведении виновника торжества (хозяина пира) и случайно, по ошибке приглашенного на пир ненавистного хозяину Бар-Камцы, а также роли непрореагировавших мудрецов сказано ясно и определенно, то о роли неприглашенного, но любящего Камцы не сказано почти ничего. Но ведь по вине Камцы и Бар-Камцы… а значит, Камца «при чем»!
По мнению рабби Ицхака из Ворки, известного своей запредельной любовью к евреям, вина Камцы заключалась в том, что он не пришел на пир без приглашения! Будучи близким хозяину торжества человеком, он должен был разделить с ним его радость, даже не будучи приглашенным! Ведь смысл любого еврейского веселья — в его поделенности на всех близких. Радость жениха и невесты делится (при этом не уменьшаясь, а увеличиваясь от деления!) на всех ее, с женихом и невестой, разделяющих!
Попробуем (с помощью Савраньского ребе) разобраться в ответе ребе из Ворки. Для этого вспомним методику Аарона-коэна по восстановлению мира между рассорившимися евреями. Старший брат Моше Рабейну, приходя к каждой из конфликтующих сторон, объяснял, как противоположная сторона сожалеет и умоляет о прощении, решая главную проблему первого шага. Ведь как бы еврей ни обижался на своего собрата, но известие о том, что тот кается и умоляет о прощении, не оставит его равнодушным со всеми вытекающими…
А теперь вернемся на пир и предположим, что Камца вопреки неприглашению пришел бы разделить радость виновника торжества. В этом случае нахождение на пиру Бар-Камцы было бы расценено хозяином пира как покаяние и попытка примирения. Ведь ошибка слуги, пригласившего Бар-Камцу вместо Камцы, в этом случае осталась бы нераскрытой! И основная причина неуступчивости хозяина пира — в результате ошибки Бар-Камца решил, что приглашение его на пир — это покаяние и первый шаг к примирению, сделанный противоположной стороной, получалось, что именно он, хозяин пира, сделал первый шаг, признав себя неправым, а это невозможно ни за какие деньги, даже в результате ошибки! — была бы устранена.
Повторим, именно первый шаг — признание собственной неправоты — и оставляет неразрешенной проблему примирения. И ложное (!) представление обеих конфликтующих сторон о том, что именно оппонент первым (!) признал свою вину, приводит к… миру!
А практический вывод для всех нас очевиден, хотя и неожиданен — не бойтесь радоваться… чужой радости. Ведь чужой радости не бывает! Все евреи кдошим — братья!

Крым и приход Машиаха
В заключение я хочу привести слова рабби Элиягу, Виленского Гаона, сказанные незадолго до смерти, во времена, когда Россия уже прочно обосновалась в Крыму. Рабби Элиягу заявил, что, когда Россия овладеет Крымом, следует в самые ближайшие к этому событию годы ожидать прихода Машиаха. И хотя ждать его следует всегда, такое предвидение, таки да, наводит на мысли, которыми я рискнул с вами поделиться. Исходя из вышесказанного, можно сделать очевидный вывод — следует больше радоваться, ибо не бывает у евреев чужой радости. И, конечно, держаться подальше от «ихних разборок», в особенности с национальным душком. Ведь революцию, как известно, делают Троцкие, а страдают от нее… Бронштейны (оригинальная фамилия Льва Давыдовича). Или мы «не хотим достаться Машиаху»?!
Рав Михаэль ГИТИК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора