Зачем я приехал в этот Израиль? Недельная глава Торы «Шлах»

Зачем я приехал«Зачем я приехал в этот Израиль? Хочу вернуться в Россию, здесь мне все не нравится!» — услышал я жалобу от одного московского знакомого во время застолья, которое я устроил в нашей иерусалимской квартире в честь его приезда в Израиль в 1986 году.
Честно говоря, я сначала опешил, но потом ответил: «Когда я впервые прочитал, что после Исхода евреи захотели не идти в Израиль, а вернуться в Египет, то отказался в это поверить. Неужели евреи преодолели все страдания рабства и чудом вырвались на свободу лишь для того, чтобы добровольно вернуться в Египет? Однако ваши слова подтверждают истинность Торы, эта история действительно могла иметь место!»
Почему моему знакомому ничего не нравилось в Израиле? Он был сыном высокопоставленного советского функционера и изначально не хотел никуда уезжать. Приехав в Израиль из-за сына (который в дальнейшем стал одним из самых выдающихся русскоязычных раввинов страны), он видел лишь то, что хотел видеть — только отрицательное.
Конечно, мы можем понять и простить его, однако этот рассказ Торы все же вызывает у нас вопрос. Почему разведчики, которых послал Моисей, чтобы «исследовать землю Ханаан», вернувшись, начали уговаривать народ не входить в Израиль? Тем более что Всевышний приказал Моисею «отправить по человеку от каждого колена их отцов, самых выдающихся среди них». Раши комментирует, что люди эти были самые «почтенные и достойные». Как же могли эти самые почтенные и достойные оклеветать Землю Израиля?
«И тогда они оклеветали землю перед сынами Израиля: “Эта земля истребляет своих жителей”» (Бамидбар, 14:31–32).
В чем же смысл слов разведчиков: «Эта земля истребляет своих жителей»?
Мудрецы Талмуда объясняют, что, куда бы разведчики ни приходили, всюду ханаане были заняты похоронами и не обращали на них никакого внимания. Всевышний совершил для разведчиков великое чудо, таким образом, предоставив им возможность беспрепятственно путешествовать по всей стране. В действительности ханаане знали, что евреи вышли из Египта, и опасались их возвращения в Израиль. Они серьезно готовились к войне и собирались схватить любого разведчика, которого евреи могли отправить, чтобы исследовать землю Ханаан. Даже сорок лет спустя, когда Йехошуа бин Нун (Иисус Навин) отправил не двенадцать, а всего двух разведчиков, то за ними сразу же началась погоня в городе Иерихон.
Так почему же, вместо того чтобы благодарить Всевышнего за то, что местные жители были заняты похоронами и они смогли беспрепятственно пройти по всей стране, разведчики начали жаловаться: здесь опасно жить, «эта земля истребляет своих жителей»? Потому что они видели в Израиле лишь то, что хотели видеть! Они искали не достоинства страны, а ее недостатки, потому что изначально не хотели в нее идти. Почему?
Книга «Зохар» объясняет, что разведчики были людьми высокого духовного уровня и обладали пророческим даром, благодаря которому им открылось будущее: они, лидеры народа в пустыне, не удостоятся сохранить свои позиции лидеров в стране Израиля. Потому, вернувшись из Земли Обетованной, они отговаривали евреев идти в Израиль, аргументируя это заботой о благе народа, трудностями войны с сильным врагом, опасностью жизни в Израиле. Однако все это были отговорки, действительная причина состояла в их личной заинтересованности!
Неужели «почтенные и достойные» люди поставили свой шкурный интерес выше интересов народа? Глубина ответа книги «Зохар» и состоит в том, что личная заинтересованность, подобно взятке, «ослепляет глаза мудрых» (Дварим, 16:19).
Когда разведчики пришли в Израиль, то, возможно, даже не отдавая себе в этом отчет, видели лишь отрицательное, потому что хотели это видеть! Возможно, что они не признавались даже себе в том, что они необъек­тивны, а истинной причиной их решения являются не приводимые ими доводы о благе народа, а их личная заинтересованность сохранить власть.
Так как же научиться человеку видеть реальность, а не то, что ему хочется видеть в свете своей личной заинтересованности?
Прежде всего, признаться себе в том, что проблема нашей субъективности действительно существует, стоит перед каждым из нас, и стремиться ее преодолеть. Моисей молился о своем ученике и главе колена Биньямине Хошеа (на иврите — «спасет»), изменив его имя на Йехошуа («будет спасен»). Раши комментирует это словами Талмуда: «Моисей молился: “Да спасет тебя Всевышний от (дурного) совета разведчиков”. Калев, глава колена Ехуды, также не поддался дурному влиянию, потому что молился о себе на могилах праотцев в Хевроне».
Велика награда за преодоление субъективности! Из всего поколения евреев, вышедших из Египта, лишь Йехошуа и Калев удостоились войти в Израиль! На территории колена Биньямина был построен Иерусалимский Храм, а династия царя Давида вышла из колена Ехуды. Десять колен Израиля исчезли с разгромом Северного царства, а эти два колена объединились в Южном царстве и стали родоначальниками всех сохранившихся до наших дней евреев.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 3,40 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 thoughts on “Зачем я приехал в этот Израиль? Недельная глава Торы «Шлах»

  1. Ув. Лев: Относительно смысла мнения о том, что разведчики оклеветали Землю обетованную (кстати, в тот период она ещё не называлась Израилем), небольшая дискуссия была проведена на сайте «Евр. Мира» несколько лет назад. Тогда я (а вероятно это было сделано и до меня) обратил внимание на то, что в «Торе» (под ред. Г. Брановера) в разных местах содержатся расходящиеся по смыслу описания событий. В Вашей статье ссылка даётся на Бамидмар (по-видимому гл. 13, а не 14). В другом же месте говорится о том, что Моше с ведома Вс-вышнего направил разведчиков в Землю, где действительно жили великаны. Но даже и в упомянутой Вами главе, а также на изображении марки, двое разведчиков несут громадную гроздь винограда на палке. Таким образом, в Ханаане как-будто бы действительно происходили необычные вещи, что и напугало их (кроме двух). Получается, что утверждение о некоей клевете на Землю повисает в воздухе… Скорее грех разведчиков ,а также и всего народа ,состоит в том ,что они в очередной раз продемонстрировали сомнение в том,что Б-г их поддержит.
    Таких несостыковок в Торе множество, и создаётся впечатление, что по крайней мере некоторые тексты переведены неадекватно. Это можно понять, учитывая, что очень многое передавалось устно. В то же время традиция полагает, что в тексте Торы верна каждая буква и, более того, никаких сокращений или добавок не должно быть. Если Тора идёт от Бога, то это так. Но где уверенность, что те тексты, которые мы сейчас читаем и изучаем, аутентичны текстам, переданным Моше Создателем?
    Несколько непонятно в Вашем разъяснении причины, по которой «сын высокопоставленного советского функционера… хотел видеть только отрицательное в Израиле». Но ведь действительно в Союзе он имел всё, что было ему необходимо, а в этом смысле что он мог увидеть в Израиле положительного – ведь он не был верующим. Объяснение причины негативного отзыва о Земле почти всех лидеров народа тем, что они якобы были заинтересованны в сохранении «статус кво» (книга Зоар), не выглядит логичным. Почему бы они не могли сохранить лидерство и в Израиле?

  2. Я думаю ответ где-то в словах: «Эта земля истребляет своих жителей». Ведь жители разные — «добрые» и «злые». К нашим реалиям среди «товитов», добрых изральтян — есть добрые «по-духу» и добрые внешне, но внутри — «истребляют-дух-в-себе» и «в-других». Это ярко видно в одиозных «леваках». Они — наследники «испугавшихся». Мы — два разделенных «царства», Израиль и Иудея и одно уйдет в «плен истории», как и было «во время оно».
    О наших «истребителей-кузинов» — все ясно, это духовные предки недрбитков нашего Первого Прихода, от Моисея до Самсона.
    Пасхальный ягненок «на три дня» — это предвосхищение о суде над «истребителями» в Конце и Последнего «истребления жителей». Ведь «жителем» может быть налетчик, вор и вернувшийся хозяин — и злой и добрый. Разведчики сказали злую правду, «что есть» но не всю правду — добрую, «что будет».

  3. Копаться в аналах истории довольно грязная работа, хочу лишь заметить что многие читатели и писатели еврейского мира не живут в израиле. И это наводит на мысли.

Comments are closed.