Товары и вывески. Арье Юдасин беседует с равом Авраамом Бинским

ТоварыПродолжение. Начало в № 1149

– Шалом рав! Народ с нетерпением ждёт Ваших разъяснений — что же такое «еврейское государство»? Какие у него признаки? Например, есть ли передача в собственность католической церкви целого этажа дома над могилой царя Давида, а также пышный, невероятно «экуменический» приём римского папы — среди них? И — являются ли отмена всякого госфинансирования колелей и резкое сокращение помощи иешивам, приуроченные к кануну Дарования Торы, таким признаком? Это, конечно, издёвка. Но вот что мне кажется абсолютно еврейским — правдивость. Граждане снимают маски и перчатки. Вся эта болтовня про равноправие, демократию, про «оставлять только лучших», «столько учащихся народу не потянуть», игра в «заботу о бедненьких религиозненьких» — наконец закончились. Я и не думал, когда мы с Вами встречались неделю назад, что всё пойдёт так быстро и так открыто. Прижучивать — так всех без разбора: тружеников и лентяев, гениев и тупиц, богатых и бедных (богатые-то выдюжат…). Согласитесь, приятнее открытый враг, чем лицемер. Хотя ничего худшего, чем вражда между евреями, я представить себе не могу. Но — к теории. Что оно такое, ребе, — «еврейское государство»?
– Шалом, реб Арье. Давайте я сперва Вас поправлю: экуменизм — это движение внутри христианства с целью объединения всех церквей в одну. А тут дело куда «демократичней»: все эти «совместные молитвы о мире» папы, Переса и Аббаса — нечто… из области фантастики. Особенно меня вдохновляют «духовные пастыри» евреев и мусульман — Перес и Аббас… Хотя помолиться, хоть бы разок, не помешает, конечно.

– Не вижу противоречия, рав. Там, где светские политики не стесняются позировать в ролях «главных верующих» — и должно преследовать людей, молящихся не только ради кинокамер. Или цирк — или жизнь. Не в этом ли корень нынешних конфликтов — вдруг до меня дошло? Ведь критики «мира Торы» никогда даже не упоминают о смысле жизни, не предлагают никаких несиюминутных вопросов — только деньги, власть, бюджеты, конкретные персональные претензии!.. Всё — только о поверхностном, текущем. О том, как расположены декорации на сцене. А о чём и зачем весь спектакль — гробовая тишина.
– Арье, Вы задаёте непростые вопросы со множеством сторон и оттенков. И по нескольку сразу. Давайте лучше по одному. Начнём, если позволите, с того, что мы обещали читателям — темы «еврейского государства». Хотя, если само это «еврейское государство» не может решить, кто является «евреем» (хотя бы в рамках «Закона о возвращении»), то Вы что, хотите, чтобы оно разобралось в самом себе? Что оно такое?

– Рав, позвольте напомнить — Вы не упомянули других заданий Золушке: «перебрать 3 мешка сорной пшеницы, сварить обед и убрать дом» — «познай самоё себя» шло у мачехи последним номером, перед самым отъездом на бал.
– Реб Арье, давайте не будем сейчас играть в ассоциации. Продолжая тему, могу привести пример. Я недавно видел передачу, в Израиле сейчас в ходу телешоу — викторины и турниры. Например, собирается группа, им дают набор рецептов, за определённое время должны их исполнить, судьи пробуют — и победитель становится популярным, он может открыть свой ресторан или хотя бы получить высокую должность в шикарном ресторане. Таких «турниров» много. Они очень модны, престижны…

– Не ради ли этих шоу, «реального бизнеса» отменяют сейчас в Израиле налог на телевизоры? А деньги, которые отныне не будут расходоваться «зря», на всякую там Тору, нравственность и прочие устарелости, можно и телевизионщикам отдать…
– Для пущей пропаганды…

– А также полицейским, социальным работникам, специалистам по молодёжной преступности, врачам-наркологам и т. д.
– Арье, Вы же знаете ответ. Давайте продолжим. В Израиле есть один человек, его фамилия Агарони. Он — самый элитарный повар в стране. Он не стоит на месте, ищет постоянно новые рецепты. Настоящий ас. По нему, как по «законодателю мод», строится вся престижная израильская гастрономия, «тель-авив-стайл». Так вот, я видел в Израиле передачу: Агарони в поисках новых блюд поехал в Яффо, нашёл там соответствующую еврейскую общину, даже с «синагогой» и обогатился новыми рецептами. Все блюда содержали мясо, варённое с молочными продуктами. Кулинар в диком восторге, очень хвалил вкус, взял на вооружение, и сегодня это — «высшее кулинарное пророчество» в стране.

– Рав, извините, Вы когда-то рассказывали историю про офицера-лётчика, который Вас подбрасывал на тремпе.
– Спасибо, что напомнили. Удивительно, это случилось так давно, а помню отчётливо — запало в душу, как говорят. Как он выразился, мне так не сказать. Он был йеменским евреем и — лётчиком. Вы, Арье, конечно знаете, что такое лётчик в Израиле? Это — суперэлита. На курсах из 100 принятых в итоге остаётся один. Он меня подобрал, я ещё был свеженьким из Союза, мы разговорились. И он мне задал вопрос: «Почему евреи из Союза кушают свинину?» Вкратце — я объяснил, что «детство у них было тяжёлое». На что он ответил, что «для меня кушать свинину — это всё равно что разорвать израильский флаг».
Я, конечно, знаю, что и раньше хватало некошерного, но такой уверенной рекламы ему, как сейчас, по телевидению на «топ-левеле» — этого прежде стеснялись. Арье, что Вы там спрашивали про еврейское государство, напомните пожалуйста?

– Вот что, рав — может быть, проект Нетаниягу стоит переназвать: «светское еврейское государство»?
– Реб Арье, Вы меня путаете: светское или еврейское? Пожалуйста, не уводите меня в сторону. Израильский лётчик определил точно: если в еврейской стране кушают «а-хазер» и при этом не только не стесняются, а гордятся этим — то, по определению, это «нееврейское государство». Когда люди не знают ничего, воспитаны в глухой деревне, это одно, а когда они знают… Тогда это поступок! Как сказал бы мой собеседник, «государство с разорванным (еврейским) флагом».

– Я помню в 90-х системы некошерных магазинов — так их называли «русскими», и слово «еврейские» там не присутствовало. Ну как здесь international food. Что же произошло?
– Произошло, что сегодня мы говорим о празднике Шавуот. Любая мицва — в данном случае речь пошла о диетарных законах — это в первую очередь связь с Торой. Еврейское государство — это такое государство, где есть связь с Торой. А не связь с «хазерим»!
Мы видим, что празднику Дарования Торы предшествует «сфират а-омер», счёт дней от Песаха до Шавуота. Давайте я приведу выдержки из выдающегося современного труда по еврейской этике — «Михтав ми-Элиягу» рава Элиягу Дреслера.
Написано: «И сосчитайте себе…» — чтобы задумались, всматривались каждый день (и каждый день иначе) в «какую-то трещину в сердце». Эти дни служат для подготовки к получению Торы. (Обратите внимание, Шавуот — это праздник Дарования Торы, а получение её — работа каждого из нас.
Выясняя это, мы вместе с нашими читателями сможем прийти к ещё более ясному ответу на вопрос: что же такое «еврейское государство»?)

– Простите, рав, слишком для меня резкий переход — какие «трещинки в сердце»?! Мы с Вами обсуждаем борьбу израильской бюрократии с иешивами — местами, где Тору изучают; рецепты некошерной пищи, которые рекламируют; подарки самых святых еврейских мест римскому папе — в благодарность за всё, что сделали нам за века христиане! А нынешний понтифик, продолжая линию благодарности, громко солидаризируется с месье Аббасом и «всем страдающим палестинским народом». Почему-то позабыв при этом упомянуть о страданиях евреев — скажем, жертв терактов и их близких, о детях, выросших под «Кассамами» и «Градами»… Мы не в сумасшедшем доме, ребе?
– Уже в палате номер шесть.
Поэтому, чтобы выйти из этой палаты… Давайте поговорим о вещах нормальных, с помощью рава Дреслера. Наши мудрецы объяс­няют, что есть «шней офаней кабалат Тора» — два способа принятия Торы. «Известно, что получение Торы — это не одноразовое событие, но в каждом поколении, в каждом году и в каждый день — мы должны обретать её заново». Но ввиду этого — возникает определённая проблема, в которую нам придётся углубиться. Тора, как называет её Маараль из Праги — «Б-жественный разум». И оттого нет у неё ни границы, ни сокращения. Её нет никакого способа измерить — как мы не можем «измерить Всевышнего». Сама идея «измерения» неприменима к Торе как целому (это же подчёркивает Виленский Гаон). «Она за пределами всяких материальных образов и концепций». Поэтому сказали мудрецы, что Тора предшествовала созданию мира. Всё созданное, можно сказать, находится в темноте, а свет, в нашем мире присутствующий — и материальный, и духовный, — мал и ограничен. А в Торе нет этого сокращения и этих границ. Но человек — он ограничен, его разум имеет пределы.
Так как же человек может получить Тору? Это кажется абсурдным и невозможным. Но — мы действительно можем обрести Тору и в этом мире — и это великое чудо, подарок Благословенного. Говорят мудрецы, что только искренне скромный, который «делает себя (как бы) пустыней», может получить этот подарок.

– Получается, рав, что гордиться «еврейскостью» государства, якобы тесной связью страны с нашей тысячелетней Традицией — на самом деле отвержение скромности и потому закрытие дверей перед Торой? Но ведь многие руководящие деятели страны этого и хотят, вполне уже открыто и громогласно — избавиться от Торы!
– Знаете, реб Арье, чем нашим «руководящим деятелям» сидеть по тюрьмам (да по заслугам) — не лучше ли было бы им задуматься о своей жизни и о том, куда они идут и ведут, как пастыри, свой народ? Вы слышали про историю в ашдодском порту?

– Не то слово — «слышал». В этом порту происходит растаможивание контейнеров, которыми мы (среди других) посылаем вещи в помощь беднякам Израиля. Бывали проблемы, задержки, какая-то закулисная игра… Один контейнер — уж не знаю, что там неположенного везла компания-перевозчик — отдыхал в порту 15 месяцев, а с перевозчиков требовали нарастающие штрафы. Как договорились (или откупились) — не знаю, но мы долго расстраивались тогда. Но представить вскрывшихся ныне, по информации СМИ, масштабов коррупции мы с женой не могли.
– Как Вы думаете — если «визитной карточкой» и «проходным баллом» в политические верха становится несколько уголовных расследований за душой, если в тюрьмах находятся (или побывали) известнейшие политические лидеры страны — могут от них люди должностями поменьше чему-то научиться? Или Вам, реб Арье, неизвестно, во что превратились там профсоюзы? Конечно, пока дело не завершено, ничего нельзя утверждать — но меня мало удивляет заявление прокуратуры, что «преступной шайкой руководил профсоюзный шеф порта». Может быть, Вы допускаете, что «совместная молитва о мире папы, Переса и Аббаса 8 июня» поможет моральному очищению? Лучше, чем возвращение на путь нашего вечного народа, к его вечной Торе?!

– Знаете, ребе, без ассоциаций никак у меня не получается. Когда я прочитал, что о совместной молитве «трёх прелатов» объя­вил пресс-атташе Папской области Ломбарди… Всплыла сцена, времён 2-й интифады. Сидим у шахматной доски я и мой ученик, шейх Мухаммед из Эмиратов. Входит в номер гроссмейстер, тоже Ломбарди, бывший священник (помните, во время матча Спасский — Фишер советская пресса изгалялась, что «Фишеру помогает какой-то священник» — Ломбарди был секундантом). Зашёл разговор, и я провозглашаю: «Вот тут сидят шейх, священник и я, бедный еврей. Предлагаю немедленно заключить мирный договор всех наших народов — и жизнь пойдёт как в сказке!» Съехало, конечно, на шутке. Но там хоть шахматы нас объединяли, а у «прелатов» — политика скорее разъединяет… И ещё — какая «молитва о мире на Ближнем Востоке», зачем папе Перес и Аббас в компанию? В Европе резкий рост антисемитизма, там-то за мир с евреями церковь что-то не борется! А ведь были 2 исключения из череды пап, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II — каждый из них немало сделал для прекращения межконфессиональной вражды, ограничения миссионерства среди евреев (которое фактически — религиозная война)…
– Реб Арье, вчера я был на митинге раввинов, услышал, что пока заморожено строительство большого миссионерского центра на Кони-Айленд-авеню (между О и Эн) — там, где был похоронный дом «Яблоков». Денег у миссионеров навалом, что-то иное временно их придержало. Это называется «остановка миссионерской деятельности»? Из Европы ныне всплеск эмиграции — из Франции почти вдвое, в полтора раза из Бельгии и Голландии… Теракты в Тулузе и у Еврейского музея в Брюсселе на днях — только верхушка айсберга растущего антисемитизма.

– Рав, а мы случайно не в 1984 году находимся? Дома у папы балаган, у Обамы и Керри долги и политические фиаско идут рядком, Перес и Аббас надевают ермолку или куфию (угадайте, кто что?) только ради политеса, война и террор именуются «борьбой за мир», миротворец Обама спровоцировал куда больше военных конфликтов, чем «ястреб» Буш-младший…
– Арье, я понимаю, на что Вы намекаете — нет, мы давно переплюнули Оруэлла. На тридцать лет минимум. Даже в названиях. Например, Министерство религий в Израиле именуют «Мисрад датот» — при том, что «датот» на иврите — слово, означающее только «другие религии». И именно оно отвечает за связи государства с миром Торы! А в какие рамки ложится параллельное переименование «государства всех его граждан» в «еврейское государство» — и борьба с Торой, только и делающей наше государство и общество «еврейским»?!
Мне кажется, реб Арье, мы с Вами и с читателями определили, что такое «еврейское государство»…

– А что сейчас деятели типа Лапида предлагают взамен «реальности Торы»?!
– А ничего. Бездуховность и общие лозунги плюс зависть и конфликты в обществе («они у вас и у вас, и вон те у вон тех — крадут, паразитируют и т. д.!!»). А я, наоборот, в преддверии нашего народного дня рождения, праздника Шавуот, желаю всем нам и себе — обретения истинной духовности, духовности Торы!
Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора