Духовное электричество

Недельными главами «Ваякэль-Пикудей» завершается книга «Шмот», вторая в Пятикнижии. Годовой цикл чтения Торы начинается и заканчивается в один день — в осенний праздник Симхат-Тора. Число разделов Торы соответствует числу недель в году, но поскольку еврейский год имеет разную протяженность (в високосном году добавляется тринадцатый месяц — второй адар) и к тому же в субботы, совпадающие с праздниками и полупраздничными днями, читают специальные отрывки, приходится иногда сдваивать недельные разделы, чтобы уложиться в срок. И еще одно предварительное замечание. В ближайшую субботу в синагогах будут читать специальный «мафтир» (фрагмент из Торы, завершающий субботний раздел). В него включен последний из четырех весенних тематических отрывков, называемый «ха-Ходеш», «Месяц». В этом отрывке евреям заповедано установить свой календарь и приведены законы Песаха. Его всегда читают в шаббат, предшествующий началу месяца нисан, как сейчас, или совпадающий с началом нисана, называемого первым месяцем года, когда мы отмечаем Песах, годовщину Исхода из Египта.

«Ваякэль»

Перед возведением переносного Храма Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования — материалы для Мишкана, его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта».

Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и других материалов, что вскоре образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вправленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета для хранения Скрижалей, обитый золотом снаружи и изнутри. На золотой крышке Ковчега выполнены два крува — человекоподобные фигурки с вытянутыми вперед и вверх крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Менора выкована из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.

«Пикудей»

После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство Храма. Евреи приносят готовые изделия; Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого нисана и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

Свидетельство честности

«Вот итоги сооружения Шатра — Шатра свидетельства…» (38:21).

Строительству переносного Храма, Мишкана, и изготовлению его обстановки посвящены целых пять разделов в книге «Шмот». Однако Тора не справочник конструктора и не руководство по сборке и эксплуатации объектов религиозного культа. Здесь в каждой детали скрывается важная информация, нравственные уроки на все времена. Рассмотрим некоторые из них.

Почему, например, переносной Храм называется «мишкан ха-эдут», «Шатер свидетельства»? Потому что он свидетельствовал не только о существовании Тв-рца вселенной и Его вечной связи с еврейским народом, но и о более прозаических вещах. Стремясь опровергнуть малейшее подозрение в возможных злоупотреблениях, Моше представил детальный перечень ценных материалов, пожертвованных евреями и использованных в строительстве Мишкана, с точным указанием их количества и веса. Как видим, ни один руководитель, даже самый великий и праведный, не застрахован от подозрений в нечестности: скептики всегда найдутся.

Каждый мог прийти и проверить, как лидер нации обошелся с народными средствами. Отсюда и название ударного объекта: «Шатер свидетельства» — свидетельства безупречной порядочности Моше-рабейну.

Еще один вопрос: почему в этом отчете главное внимание уделено расходу серебра, а не золота? Дело в том, что серебро было получено путем сбора полушекелей, обязательного подушного налога, взимаемого со всех мужчин от двадцати лет и старше. Понятное дело, далеко не все налогоплательщики охотно расставались с серебром: обязаловка есть обязаловка. Моше предвидел, что среди них наверняка объявятся добровольные ревизоры («Интересно, на что потрачены наши кровные?»), и поэтому детально расписал расход серебра. Хороший урок для тех из нас, кому приходится распоряжаться общественными фондами. Недостаточно быть «чистым» перед Б-гом, утешая себя расхожей формулой: «на каждый роток не накинешь платок». Свою честность надо постоянно доказывать людям, прежде всего тем, кто доверил тебе свои средства или нуждается в помощи. Про золото в отчете сказано меньше, потому что, в отличие от серебра, его жертвовали добровольно и щедро. В таких случаях редко возникают подозрения.

От всей души

О щедрости и энтузиазме евреев при сборе пожертвований мы узнаем в начале раздела «Ваякэль»: «И пришли мужья с женами — каждый, щедрый сердцем, принес браслеты, и кольца, и перстни, и нательные украшения — всякие золотые вещи… и каждый, у кого была голубая шерсть, или багряница, или червленица, или лен, или козы, или красные бараньи шкуры, или шкуры тахашей, принес их… А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками и принесла пряжу…» (35:22-25).

Трогательное единение. Оказывается, филантропия — тоже еврейское изобретение. Даров оказалось так много, что Моше распорядился прекратить сбор. Редкостная для наших дней ситуация.

Но не все евреи оказались на высоте. Вслед за женщинами на сборный пункт, запыхавшись, примчались вожди колен и родов; они «принесли ониксы, и драгоценные камни для эйфода и для хошена, и благовония, и масло для освещения, для помазания и для ароматного воскурения» (35:27,28).

В чем проблема? Раши отмечает, что в слове «ха-несиим» (вожди) отсутствует буква «йуд». Тем самым Тора выражает скрытый упрек руководителям, принесшим дары в последнюю минуту. Дело не в жадности; вожди хотели увидеть, что принесут люди и добавить недостающее. Но всеобщий энтузиазм лишил их возможности продемонстрировать свою душевную широту. Им было почти нечего добавить в общую копилку. Мораль эпизода: лидеры должны идти впереди, задавать тон личным примером, а не подгонять массы звонкими призывами и лозунгами.

И все же, почему в Торе, столь экономной в словах, которую точнее было бы назвать не Книгой, а Конспектом жизни, так много места уделено Переносному Храму? Для чего все эти двух-трехкратные повторы? Неужели нельзя было обойтись без них?

Знаменитый Магид из Дубны, живший двести лет назад, прославился как блестящий рассказчик. Его притчи били, что называется, не в бровь, а в глаз. Одной короткой историей он умел ярко и точно выразить сложную философскую идею Торы, просветить умы своих слушателей. Однажды Виленский Гаон спросил Магида, как ему удается находить такие замечательные притчи и так умело оперировать ими в проповедях. Магид, верный своему искусству, ответил еще одной притчей. Некий принц мечтал стать мастером по стрельбе из лука. Однажды, путешествуя, он заехал в деревню, где шло соревнование лучников. Один из участников демонстрировал невероятную точность. Каждую мишень он поражал в «десятку». Принц спросил рекордсмена, как он добивается таких блестящих результатов. «Очень просто, — ответил лучник. — Вначале я целюсь в какое-нибудь дерево, стреляю в него и, если попадаю, то бегу к нему и рисую круги вокруг стрелы». «То же самое делаю и я, — сказал Магид Виленскому Гаону. — Первым делом я беру интересную историю и затем нахожу для нее подходящую мысль или стих из Торы».

По той же схеме действовал и Тв-рец. Вначале Он «написал» притчу — Тору, а затем, глядя в нее, создавал мир. Тора — это чертеж Вселенной, если хотите, программа ее созидания и жизнеобеспечения. Но в отличие от безжизненного архитектурного чертежа, Тора обладает мощной динамикой; она — источник духовной энергии, на которой держится все мироздание.

Флуоресцентному светильнику требуется всего несколько ватт электричества, а кондиционеру — несколько тысяч ватт. Точно так же «духовного электричества», заложенного в одном стихе Торы, было достаточно, чтобы породить всю морскую фауну: «Да воскишит вода кишением живых существ…» (Берешит, 1:20).

Переносному Храму, месту концентрированного присутствия Тв-рца на Земле, требовалось «духовное электричество» куда более высокого порядка. Вот почему в Торе так много слов о Мишкане. Каждое из них равносильно киловольту и киловатту.

Инициатива наказуема

«Как Б-г повелел Моше…». Эти слова мы встречаем в разделах «Ваякэль» и «Пикудей» двадцать два раза! После завершения каждого элемента Мишкана следует неизменный рефрен: «Как Б-г повелел Моше». Для чего нужны эти повторы?

Реклама любого товара основана на его новизне. «Новый!!! Улучшенный!!!» Одно такое слово со множеством восклицательных знаков призвано обеспечить массовый сбыт, ибо современное общество поклоняется «новизне». Нас приучили верить, что все в нашей жизни — от спичек до религии — нуждается в непрерывном улучшении, совершенстве, модернизации. Поговорка «все новое — это хорошо забытое старое» вышла из употребления.

Одна из главных целей Мишкана состояла в искуплении греха Золотого тельца. В основе этого греха лежало стремление быть «умнее» Б-га. Евреи видели, что Моше выполняет роль посредника между ними и Вс-вышним. Когда Моше не вернулся вовремя (по их неправильным расчетам) с горы Синай, они увидели в облаках очертания мертвого тела на катафалке. Людей охватило смятение; они подумали, что Моше умер, и решили немедленно найти ему замену — назначить нового посредника между собой и Б-гом.

В наказание за несанкционированную инициативу (и ради ее искупления) Вс-вышний сам дал евреям такого «посредника», способного притягивать Шехину, Б-жественное присутствие. Этим «посредником» стал Мишкан, переносное Святилище. Мишкан был дан с одним важным условием — его надлежало построить в точном, скрупулезном соответствии с прилагаемой инструкцией, подробно изложенной в предшествующих разделах «Трума», «Тецаве» и частично «Ки Тиса». И никаких усовершенствований, никаких новшеств! Ибо всякое новшество, всякий «реформизм» и «плюрализм» в духовных вопросах неизменно ведут к тельцу, в тупик идолопоклонства.

Слово Вс-вышнего, выраженное в Торе, — совершенно. Любые попытки подправить это Слово, привести в соответствие с требованиями эпохи искажают, губят его. Если мы хотим, чтобы Б-г был с нами, мы должны строго выполнять Его указания — во всем, в каждой мелочи. Иначе — Золотой телец.

Вот почему каждый этап строительства Мишкана и других подготовительных работ завершается словами: «Как Б-г повелел Моше». В них выражена сама суть Мишкана: он может выполнять свою задачу — притягивать на землю Высшую духовность — только в том случае, если мы будем вести себя, «как Б-г повелел Моше». В данном случае инициатива, действительно, наказуема. Ибо дорога в ад вымощена благими намерениями и чистыми помыслами «реформаторов».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора