Не плюй в душу! Недельная глава Торы «Бамидбар»

В чем тайна влияния одного человека на другого? От каких факторов зависит влияние его слов на сердце слушателя? От текста речи, от интонации, от выражения лица и жестикуляций оратора?

Представьте себе, что два лектора произнесут одну и ту же речь, с теми же интонациями, одинаково жестикулируя. Но будет ли влияние, оказанное на людей идентичными словами, одинаковым?
Парадокс заключается в том, что слова одного лектора могут проникнуть в самое сердце слушателя, вдохновляя его энтузиазмом, в то время как те же самые слова, произнесенные другим лектором, могут не только не принести вдохновения, но и нанести душе слушателя непоправимый ущерб…
«Так как же донести наши мысли и чувства до сердец наших детей и учеников? — с этим вопросом рабби Авраам Шор обратился к участникам конференции учителей еврейских школ США «Тора умасора», съехавшимся на днях в Нью-Йорк со всех концов страны. — Как передать Тору молодым людям даже в наше время цинизма и вседозволенности? Как вдохновить детей словом учителя? За последние годы были разработаны многочисленные учебные программы, написаны прекрасные учебники, появилась более совершенная методология преподавания. Не преуменьшая значения техники педагога, скажу, что она ничто, если нет самого главного…»
Почему Тора была дарована в пустыне? Почему Синайское откровение и чудеса свершились в Синайской пустыне? Пустыня — это пустота, отсутствие материальных ценностей мира, объясняет Маараль из Праги. Заселенные людьми города заполняются нужными, но суетными, а потому отвлекающими дух человека вещами. В пустыне сердце человека может без помех сосредоточиться на духовном и вечном. Не случайно корень слова «пустыня» — «мидбар» — «давар», что на иврите означает «слово». В пустыне для слова открывается сердце, а не только уши.

Говорить сердцем
Речь человека обладает колоссальной силой влияния. Успех, а иногда и сама жизнь человека зависит от его умения общаться с людьми, от его таланта убедить их в своей правоте. Политический лидер, например, направляет своей речью ход истории. От способности кандидатов в президенты США убедить при помощи слов избирателей, за кого им голосовать, зависит будущее страны, вопросы войны и мира, а потому жизнь и смерть людей. Так же и судьбы, и будущее детей зависят от слов их родителей и учителей.
Не случайно мудрейший из людей царь Соломон писал: «Жизнь и смерть во власти языка…» (притчи Соломона, 18:21).
Мидраш, сборник высказываний наших мудрецов, сравнивает слово со стрелой, которая может поразить человека на расстоянии. Слово может вдохновить человека, поддержать в трудную минуту, спасти ему жизнь или, наоборот, оскорбить, унизить, предать и убить.
Тем более любопытно, что Мидраш приводит также мнение Бар Сиры, который объясняет слова царя Соломона следующим примером: «Жизнь и смерть во власти языка — если человек видит едва тлеющий уголек, то он может дунуть и раздуть огонь, а может плюнуть на уголек и погасить его».
На первый взгляд, кажется, что Бар Сира не сказал ничего нового. Мы и так знали, что словом можно спасти жизнь или убить человека. Бар Сира как раз и имел в виду то, что одно и то же слово, сказанное на выдохе, может разжечь пламя уголька, дать тепло и свет, объяс­няет рабби Авраам Шор. Но то же слово, произнесенное как плевок, может потушить огонь души, привнести холод и тьму.
В чем состоит символическая разница между выдохом и плевком? Выдыхая, человек набирает воздух из глубины легких, в то время как плевок может быть результатом поверхностного дыхания и движения губ и языка.
Рав Моше Альших, который жил в Цфате во времена великого каббалиста Аризаля, написал фразу в своем комментарии к Торе (Дварим, 6:6), которая стала одним из самых известных изречений мудрецов: «Слова, исходящие из сердца, проникают в сердце!»
Для того чтобы достичь сердца слушателя, необходимо сначала достичь своего собственного сердца! Если человек говорит то, во что искренне верит, слова эти вдохновляют других людей, разжигают в сердце слушателей огонь энтузиазма. Однако если слово произносится не от сердца, а только губами, то оно не только не проникает в сердце, но и является плевком в душу, который может погасить жизненные силы человека.

Язык животных?
Когда мудрецы Талмуда захотели дать человеку особый титул, отличающий его от всех других живых существ, то назвали его «медабер», что в переводе с иврита означает «говорящий».
В своей знаменитой книге «Кузари» рабби Иегуда Галеви (Испания, 1075–1141) приводит мнение мудрецов Талмуда, которые разделили весь окружающий мир на четыре категории: домэм — неживая природа, цамеах — растительная природа, хай — все живое и, наконец, медабер — говорящий, то есть человек.
Но разве способность разговаривать, общаться с помощью языка, уникальна только для человеческого рода? Разве птицы, животные и рыбы, в частности дельфины, не имеют языка общения?
Нам нет необходимости обращаться к последним исследованиям ученых в области коммуникации живых существ. Достаточно вспомнить царя Соломона. «И мудрость Соломона была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта… и говорил он с животными, и птицами, и пресмыкающимися, и рыбами» (Цари I, 5:10–13).
У великого учителя Торы Гилеля (Израиль, I век н. э.) было восемьдесят учеников. Когда самый сильный из них, рабби Йонатан бен Узиэль, учил Тору, то птица, пролетающая мимо него, сгорала. Самый слабый из учеников, рабби Йоханан бен Закай, знал все нюансы Торы, а среди прочего — астрономию, математику, язык деревьев и животных… (Талмуд, Сука 28:а).
В предисловии к каббалистической книге «Эц Хаим» рабби Хаим Виталь (Цфат, 1543–1620) пишет, что его великий учитель Аризаль знал язык деревьев и птиц.
Почему же, желая подчеркнуть отличие человека от животного, мудрецы Талмуда назвали его говорящим? Или, может, речь человека отличается от речи других живых существ тем, что словами он выражает свой интеллект? Но тогда, следуя этой логике, мудрецы должны были бы называть человека думающим или разумным, но ни в коем случае не говорящим. Так в чем же состоит смысл этого титула, которым наделили мудрецы человека, чтобы отличить его от других живых существ?

Творить словом
Первая книга Торы «Берешит» повествует о том, что Всевышний сотворил мир словом: «И сказал Всевышний: “Да будет свет”. И стал свет» (Берешит, 1:3). Человек был сотворен по образу и подобию Творца и потому наделен способностью творить словом! «И сотворил Б-г человека по образу Своему…» (Берешит, 1:27).
Более того, сам акт творения человека связан с тем, что он становится существом говорящим. «И создал Всевышний человека из праха земного, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живой душой» (Берешит, 2:7). Ункелос, один из самых авторитетных комментаторов Торы, поясняет, что человек стал «душой говорящей». Подобно тому, как Всевышний творил мир словом, так же и человек наделен способностью творить словом. Квинтэссенция творческих сил человека проявляется в его способности говорить и творить таким образом свою судьбу и историю человечества.
Всевышний сотворил Адама из праха земли и вдохнул в него душу. «Вдохнуть можно, лишь выдыхая», — поясняет «Зохар».
В свете сказанного мы открываем новую глубину слов Бен Сиры о том, что человек может раздуть пламя уголька, даже если выдыхает. Человек может вдохновить слушателя лишь тем словом, которое пропустил через свою душу. Лишь то слово, которое исходит из сердца, проникает в сердце слушателя. Тот, кто сам вдохновлен, может вдохновить другого и вдохнуть в него жизнь! Слова, произнесенные не от сердца, не только не проникают в сердце, но и наносят вред, являясь примером неискренности и лицемерия. Например, обманщик отец упрекает сына: «Врать нехорошо». Такой отец не только не может научить сына искренности, но учит его двуличию — говорить одно, а думать и делать другое.

Согревающий огонь
Как мы уже говорили, когда рабби Йонатан бен Узиэль учил Тору, пролетавшая над ним птица сгорала. Огонь Торы, горевший в его душе, создавал столб пламени, в котором и сгорали пролетающие над ним птицы. Но если такова сила ученика, то насколько велик был его учитель? Что же происходило с птицами, пролетавшими над Гилелем?
Ребе из Гур отвечает в своей книге «Сфат Эмет», что величие учителя заключалось как раз в том, что птицы, пролетавшие над ним, не сгорали! Огонь Торы, пылавший в душе Гилеля, не сжигал окружающих, а вдохновлял их. Великий учитель освещал и согревал людей своей любовью. Когда нееврей попросил Гилеля, стоя на одной ноге, вкратце сформулировать всю Тору, то учитель не прогнал его, а сказал: «Не делай другому того, что ненавистно тебе! В этом вся Тора. Теперь же иди и учи объяснения к этому».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 10, средняя оценка: 3,40 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 thoughts on “Не плюй в душу! Недельная глава Торы «Бамидбар»

  1. Если один человек поверил в искренность слов другого, счёл его близким другом,, подпустил к своеё душе, а тот обманул, совершил подлый поступок или предал, вот тогда говорят: » Плюнул в душу!», и вовсе не важно одними губами он произносил слова или ещё как-то

  2. «Пустыня — это пустота, отсутствие материальных ценностей мира»

    Возможно, но в пустыне евреи были не с пустыми руками. Кажется вынесли золото из египта, или как?

    «В пустыне сердце человека может без помех сосредоточиться на духовном и вечном.»

    Возможно, но идти в отшельники это тоже не еврейская религия, или как?

    «От способности кандидатов в президенты США убедить при помощи слов избирателей, за кого им голосовать, зависит будущее страны, »

    Возможно, но 90% негров голосуют за демократа, кто-бы это не был.

    Кстати самый лучший пример, это когда слова совпадают с делом. А так, абраша шор чешет языком и пилит деньги, в соединённых штатах. А евреи где должны жить по Торе?

  3. Странное название Вы, Лев, дали своей статье. Я имею в виду первую часть: «Не плюй в душу». Хорошо еще, что Вы не поменяли эту часть (Халила!) со второй: «Недельная глава … «! === Б.К. === P.S. Прошу понять меня правильно, Лев: «Я к Вам со всей душой!».

Comments are closed.