Дайте мне жизнь – хоть чуть-чуть удержать,
Чтоб счастья коснулось ладонь
Рафаэль Элиша
Обычно, читая биографии великих писателей, ищешь, с чего они начинали. Великолепное образование? (Бабушка Лермонтова, например, истратила на учителей внука 11 тысяч золотом). Неудачная любовь? Непонимание окружающих? Зависть к коллегам или к самому Всевышнему? И как плата за одиночество — медные гроши успеха. Но чаще всего — это советы именитого писателя начинающему автору, как у Чехова и многих других.
Но то — у великих. А я не писатель. В жизни не написал ни одного письма. Возможно, неплохой рассказчик. Недавно всё-таки задумался, а было ли в моей жизни что-либо, толкнувшее меня на скользкий путь погони за славой?
Вспоминаю: я учусь в шестом классе. Урок географии. В школу пришла комиссия. Директор и педагоги растеряны: за любой проступок могут снять с работы. Я это хорошо знаю, у меня мама педагог. Так она вообще однажды с перепугу на уроке сказала, что до Октябрьской революции кошка и собака ссорились, а теперь живут дружно. Но вернёмся к уроку географии. Учительница Ирина Давыдовна вызывает меня к доске. Я бодро выхожу. Учебника я не открывал. Географию зарубежных стран я знал прекрасно (выучил толстый справочник наизусть), а к событиям внутри СССР относился прохладно. Но обычно мне везло и урок я выучивал на перемене.
Ирина Давыдовна смотрит на меня и испуганно говорит:
— Левин, расскажите о промышленности Северо-восточного Казахстана. Я мнусь на месте. Она дает мне указку:
— Левин, покажите на карте Северо-Восточный Казахстан.
Тыкаю указкой в карту. Вдруг на глаза попадается город Семипалатинск. Мысль начинает работать. Моя любимая пища того времени — семипалатинская колбаса за рубль сорок, кстати, самая дешёвая. Начинаю размышлять: «Наверное, если в северо-восточном Казахстане есть город Семипалатинск, там развита мясомолочная промышленность». С некоторой долей романтизма рассказываю о ней. Глаза горят. Иногда, вспоминая о трудностях работников животноводства, пускаю слезу. Но чаще в тоне звучат победоносные нотки.
Звенит звонок. Радостный директор школы бросается пожимать мне руку — репутация школы спасена. Отметка «пять» — заслуженная награда. Когда мы остаемся один на один с учительницей, она говорит:
— За всю жизнь не слышала более блестящей импровизации! Но признайся, ты книжку не открывал?
— Ну что Вы…
— Иди, спасибо. Пятерку ты заслужил, но учи уроки, потому что если ты будешь знать, о чем рассказываешь, то тебе цены не будет.
…И только через много десятков лет, пригубив Живой Воды из Колодца Вечных Истин, я наконец открыл Книгу мира, о котором всегда с увлечением рассказывал. Увидел, что в нём есть Хозяин, что добро побеждает зло, и более того — то, что мы принимаем за зло, является добром. Это мир так прекрасен, что увиденное переполнило мою душу счастьем. Мне захотелось поделиться им с читателем…
Многие читатели отмечают, что мои первые книги были невероятно солнечными, звучали на мелодии Окуджавы,- немножко наивные. В них добро всегда побеждает зло и довольно-таки просто. Но я постоянно учу Тору, а мудрость умножает печаль и мои рассказы вдруг независимо от меня приобрели новые оттенки звука — как ритмы Высоцкого и мелодии Макаревича. Я думаю, что моя литература всё-таки скорее напоминает бардовскую песню. И слава Б-гу, что мой голос не огрубел в бою.
«Поделиться счастьем» — так должна была называться моя третья книга, которая в итоге получила название «Обретая себя». Интересно, что в этот Шабат девочка Лея из маленького городка в Тверской области на вопрос, как человек может быть счастливым, вдруг ответила: «Только если он сможет обрести себя». Значит, оба названия по сущности идентичны. Свой выбор в пользу названия «Обретая себя» я сделал по совету рава Гедальи Спинаделя.
Дело в том, что в тот период вышла книга рава Цви Патласа «Счастливцы». Ей название дал такой эпизод. В подмосковной ешиве «Торат Хаим» рав Цви вёл занятие во дворе. Сидел он в нескольких метрах от забора и прохожим было видно все, происходящее внутри. Посередине улицы, шатаясь, шёл пьяный. Вдруг заметил ребят: белые рубашки, ниточки цицит, чёрные кипы, книги в руках. От неожиданности он остановился… моргает глазами, пытаясь что-то сказать, и вдруг, замахнувшись рукой, как для удара, на выдохе кричит: «Счастливцы!»
Попытаюсь проанализировать, что же такое счастье и с чем его едят. Заглянем в Гугл и немножко «погуглим». Ведь мы Маугли, дети, выросшие в Гугле и главное – не забыть выкликнуть волшебные слова: «Мы с тобой одногуглики – ты и я!»
Из Википедии:
Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Физиология счастья
Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфинами, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, инфекционных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, — дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга.
То есть, разговоры о формуле счастья – не фикция. Почему же пока не продаются таблетки счастья? Я думаю, они бы перегнали по продажам антидепрессанты, спортзалы, стадионы и другие заведения, где людям пытаются продать частичку счастья.
В философии
В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.
То есть, что причина, а что следствие – непонятно. Может, потому философы не такие уж счастливые. Более того, Шопенгауэр писал: «Женитесь. Если вам повезет, то вы будете счастливыми. А если не повезет – то будете философами».
В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.
Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.
В этой связи показательна следующая цитата:
К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.
Далай Лама: «Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создаёт другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему всё время чего-то недостаёт, он по-прежнему чем-то неудовлетворён и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания».
В итоге восточное счастье – это уход от реальной внешней жизни.
Аристотель также считал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек.
И тут я с ним вполне согласен. Потому что если бы мой друг Арье Юдасин не правил этот рассказ, я бы не ощущал такого счастья!
Экономика
Экономисты и социологи, изучающие связь между счастьем и деньгами отмечают, что на макроуровне жители богатых стран с высоким уровнем ВВП в среднем ощущают себя более счастливыми, чем жители бедных государств. Что касается микроуровня, вывод большинства экономистов таков: счастье зависит от денег, но чем больше денег, тем меньше они на это счастье влияют.
То есть, как в Иудаизме – оптимален средний путь. Не будь слишком бедным, чтобы не воровать, и слишком богатым, чтобы не загордиться.
Религия
Теперь процитируем Юнга, единственного сравнительно религиозного выдающегося психолога 20-го века. Он пишет, что на каждого, обращающегося к психиатру или врачу-неврологу, приходятся сотни здоровых людей, несчастливых от того, что они не видят смысла в жизни. Это порождает потребность в наркотиках, поиска смысла жизни в работе, в удовольствиях; им врач никак не может помочь, а только религия. В доказательство он приводит статистику, что католики за счет исповеди намного меньше, чем протестанты, болеют нервными заболеваниями. Но это я «залез в чужой монастырь».
Сегодня большинство людей осознают, что Б-г есть, но они думают, что религия уменьшит их состояние счастья или считают, что не могут (или не хотят) выполнить тяжелую работу ради призрачного счастья в далеком будущем. То есть, отчего-то они заранее уверены, что количество счастья в этом мире религиозному человеку отпущено малой меркой. То есть само счастье они связывают с теми немногими удовольствиями, которые им доступны, не предполагают других его форм и опасаются потерять своё.
Между счастьем и удовольствием есть разница. Счастье – это результат стремления в цели. Устремленность обостряет наши желания добиться конечного состояния. С другой стороны, удовольствие – это немедленное чувство наслаждения. Можно получить удовольствие от куска пирога, произведения искусства, хорошей шутки, но этому удовольствию скоро наступит конец. То есть счастье приходит, выражаясь шахматным языком, от процесса игры, а удовольствие – от её результата. Достигнутый результат, в случае отсутствия новой цели, моментально перестает радовать. Не в том ли кроется ошибка нежелающих безграничного счастья в будущем мире, что они представляют награду, как что-то статичное? А мятежная душа ищет бурю, «как будто в буре есть покой».
Наверное, одним из самых больших наслаждений в жизни было для меня увидеть ход Таля, нарушивший мой план, который я готовил 10 ходов во время нашей встречи на Открытом первенстве Грузии.
В чём же ошибка людей? Всевышний в действительности создал человечество из акта милосердия для получения все нарастающего удовольствия. За удовольствие надо платить. Но не Ему, Он самодостаточен. Мы все знаем, что настоящее счастье, когда человек активен, сам себе его добывает.
Вернёмся к творчеству. Многие считают, что это и есть поиск Б-га. И не зря Пушкин, Лермонтов и другие сопоставляли себя с пророками. Что же такое творчество? Наверное, это как обменный пункт, в котором меняют любовь на любовь с Б-гом, и соответственно с читателями и слушателями. Оно стучится в дверь в тишине, и мы верим и не верим, что оно пришло к нам. Если мы будем спорить с судьбой ради встречи с ним, то оно обязательно постучит нам в дверь. По крайней мере, так пел Валерий Золотухин в известном кино-шлягере.
Для меня моё творчество всегда было величайшей загадкой природы. Все мои природные качества: застенчивость, лень, то, что из всех школьных предметов я самые низкие оценки получал за сочинения… Был дважды не принят в музыкальную школу и так далее. Недавно я прочел в комментариях на недельную главу о том, как евреи в пустыне строили Мишкан. Поколение грузчиков, каменотесов вдруг делает высокохудожественные ювелирные и другие работы. Сказано, что «у них было желание сердца» и в природе нет силы, противостоящей ему!
Так что, если хотите быть счастливыми – будьте ими!!!
счастье) сутьба) рассчитывается с помощью гематрии) легко)ну и рассчитав можно смело с открытыми глазами идти по этой дорожной карте