Примирение за $21 миллион

мармара с террористамиИзраиль и Турция могут в ближайшем будущем нормализовать отношения, и ждать осталось недолго. Вот вернется премьер-министр Биньямин Нетаниягу из поездки в Японию, буквально в пятницу, и одобрит плод дипломатических усилий, согласно которому семьи «жертв» неудачного нападения на солдат ЦАХАЛа на борту судна «Мeви Мармара» получат компенсацию в размере $21 миллион долларов.

«Мы ожидаем возвращения премьер-министра для окончательного утверждения сделки», — сказал израильский дипломат, подтвердив тем самым многочисленные заявления турецкой стороны о том, что сага с «Мави Мармарой» близится к завершению.

Напомним, что неприятное событие произошло 30 мая 2010 года. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу в тот день находился с визитом в Канаде, причем, визит этот был чрезвычайно успешным. Нетаниягу удалось найти общий язык и с премьер-министром Стивеном Харпером, неизменным другом Израиля, и с либеральной оппозицией, не говоря уже о полной поддержке его курса еврейской общины Канады. Премьер-министр открыл традиционный ежегодный «Марш с Израилем», и на фоне этого блестящего дипломатического успеха должен был вылететь в Вашингтон. Визит, однако, был сорван. В это время министр обороны Эхуд Барак отдал приказ о силовом захвате турецкого судна, поставившего перед собой цель – прорвать блокаду секторы Газы.

izrailskiy_soldat_01

То, что участники рейса нарывались на провокацию и готовились оказать вооруженное сопротивление бойцам ЦАХАЛа, сомнений не было. На судне были исламские боевики с холодным оружием, были попытки похищения солдат, несколько солдат были ранены, одному из них удалось вырваться из рук похитителей и броситься в воду со вспоротым животом. Однако сама операция была совершенно непродуманной Солдаты по одному спускались на канате с вертолета, вооруженные пейнтбольными ружьями, а внизу, на палубе их поджидали вооруженные ножами, заточками и битами террористы. Солдаты были вынуждены обороняться. Следующая группа имела уже огнестрельное оружие и вела огонь на поражение. Девять террористов были убиты.

Как уже повелось, вместо того, чтобы предъявить претензии Турции за организованную провокацию, Израиль начал оправдываться за то, что военнослужащие выполняли свой долг, признав тем самым косвенно свою вину. Министр обороны Эхуд Барак, не сумевший грамотно и без кровопролития остановить турецкое судно, в отставку отправлен не был, а зря.

Холодная дипломатическая войны между Израилем и Турцией растянулась на долгие четыре года. В отношениях между Израилем и Турцией наступило охлаждение после прихода к власти «умеренного исламиста» Таипа Реджепа Эрдогана. Пока «прагматичные» израильские аналитики спорили, может ли быть исламист умеренным, и как его приход к власти отразится на израильско-турецких отношения, Эрдоган развил мощную антиизраильскую и антиеврейскую кампанию в своей стране. Он возмечтал восстановить Оттоманскую империю, блистательную Порту, видел себя наследником султана Сулеймана Великолепного. Естественно, для собирания мусульманских земель под руку Порты нападки на Израиль были необходимы, как воздух. Объективности ради следует сказать, что попытки сколачивания коалиции из арабских стран по тому или иному геополитическому поводу ценой унижения Израиля характерны не только для «умеренных исламистов», но и для друзей Израиля в Белом доме. Иначе ведь никак нельзя было собрать коалицию против Саддама Хусейна или остановить иранскую ядерную программу. Впрочем, иранскую ядерную программу Вашингтон так и не остановил.

Для завоевания авторитета в мусульманском мире Эрдоган решил выступить защитником родимых «Братьев-мусульман» в секторе Газы. Это ведь только кажется, что ХАМАС в Газе сам по себе, а Эрдоган в Турции сам по себе. Первое, что должно было насторожить аналитиков, так это почти буквальное совпадение названий парламентских партий египетских «Братьев-мусульман», их братьев меньших в секторе Газы и партии Эрдогана, «Партии справедливости и развития». К сожалению, не насторожило. А турецкий премьер грудью встал на защиту братьев из сектора Газы, требовал от Израиля снятия морской блокады, а затем предпринял попытку провокационного ее прорыва. С прорывом вышел конфуз, что называется, «чижика съел», но для отзыва посла был найден отличный повод.

Свою честную долю в обострение отношений с Турцией внес и заместитель министра иностранных дел Дани Аялон. Он не нашел ничего лучшего как пригласить к себе на беседу турецкого посла и усадить его на низкий стул, а затем объяснить журналистам, что намеренно хотел унизить посла и указать ему на его истинное место. После этого инцидента посол был отозван в Анкару «для консультаций». Дани Аялон, естественно, на следующих выборах не был включен в предвыборный список НДИ, за что жестоко обиделся на своего босса Авигдора Либермана.

Отношения с Турцией продолжали ухудшаться. Израильтяне уже не стремились проводить отпуска на турецких курортах, а военные поставки были заморожены. Под угрозой срыва оказались многочисленные бизнес-проекты, однако Эрдоган был непреклонен. Он требовал от Израиля извинений, компенсаций и снятия морской блокады с сектора Газы. Израиль извиняться категорически отказывался, не говоря уже о секторе Газы.

И вот тут сказал свое веское слово президент США Барак Обама. Во время своей первой каденции он тщательно объезжал Израиль стороной, так как на Ближнем Востоке у него были иная задача – посеять семена арабской весны, они же зубья дракона. Свою вторую каденцию он начал с визита в Израиль. И ему удалось, наконец, уломать Нетаниягу. Под пристальным надзором президента США Нетаниягу буквально у трапа самолета позвонил Эрдогану и принес ему свои извинения. «Умеренные исламисты» в Турции торжествовали, израильтяне испытали стыд унижения.

Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы сказал, что переговоры между двумя странам «достигли определенного уровня» и что «проблемы были в значительной части преодолены». «Наши коллеги продолжают переговоры, и мне хотелось бы подчеркнуть, и мы стали свидетелями положительных сдвигов», — сказал он на пресс-конференции.

Давутоглы упомянул все прежние предварительные условия, предъявленные Израилю, включая извинение, компенсацию семьям погибших и «снятие ограничений со всей Палестины, включая Газу». «Извинение было получено, и переговоры о компенсациях достигли определенного уровня», — отметил министр иностранных дел.

Израиль извинился за «оперативные ошибки» на борту судна, приведшие к гибели людей, но дал понять, что снимать блокаду ради восстановления отношений с Турцией не намерен. Однако стороны вели переговоры о возможности доставки турецких гуманитарных грузов в сектор Газы. Визит премьер-министра Эрдогана в Газу, по всей видимости, снят с повестки дня. Но вряд ли в этом есть большая заслуга Израиля. Скорее всего, Эрдогану не хочется портить отношения с Египтом ради ХАМАСа.

Касательно компенсаций, то, по сообщениям прессы и неподтвержденным данным, Израиль согласился внести в фонд помощи семьям жертв «Мави Мармара» $21 миллион. У Израиля были свои требования – прекращение судебного преследования солдат и офицеров ЦАХАЛа, принимавших участие в операции.

Как только сделка будет подписана, стороны произведут обмен послами. Какой именно пункт соглашения требует особого утверждения премьер-министра Нетаниягу, пока неизвестно.

В любом случае, следует признать, что Турция неплохо нагрела руки на провокации с «Мави Мармара». 21 миллион долларов – сумма немалая. Это по 2,3 миллиона долларов за каждого убитого террориста. Однако полагать, что за эти миллионы Израиль сможет купить восстановление отношений с Турцией в полном объеме, пока там находятся у власти «братья-мусульмане», было бы наивно. Не стоит забывать, что Турция начала заигрывать с Ираном ив качестве доказательства своей дружбы сдала Ирану израильскую разведсеть. Недовольство Эрдоганом зреет, но сможет ли это недовольство городских элит изменить политическую карту Турции, сказать трудно. Во всяком случае, Эрдоган постарался исключить такую возможность, отправив за решетку весь генералитет по обвинению в государственной измене и попытке государственного переворота. Кстати, именно этот шаг и подтолкнул министра обороны Египта, генерала Аль-Сиси, к свержению Мухаммеда Мурси. Он прекрасно понимал, что из кресла министра обороны ведут два пути – один из них в кресло президента, а другой на тюремные нары, как в Турции. Аль-Сиси избрал первый путь. У Эрдогана в связи с коррупционным скандалом тоже два пути. Один – усиление диктатуры, другой – на нары. Сейчас Эрдоган одержал убедительную победу над Израилем, что, несомненно, поможет ему в укреплении вертикали власти. , , , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,63 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора

2 thoughts on “Примирение за $21 миллион

  1. Всё правильно — с Турцией и Египтом необходимо иметь приличные, желательно дружественные отношения. Израилю, на мой взгляд, необхо-
    димо прекратить интеллигентничать, «жевать сопли», а вести себя чётко и жёстко, соответственно нормам международного права. Никто и никогда не будет идти навстречу Израилю, признавать, за редким исключением (Канада, Автсралия, иногда США, Китай… ), что Израиль прав в той или иной ситуации. Нужно быть жёстче….

  2. «Свою честную долю в обострение отношений с Турцией внес и заместитель министра иностранных дел Дани Аялон. Он не нашел ничего лучшего как пригласить к себе на беседу турецкого посла и усадить его на низкий стул, а затем объяснить журналистам, что намеренно хотел унизить посла и указать ему на его истинное место».

    Мишель Монтень: «На высоком королевском троне и на низком стульчике сапожника сидит одно и то же… Задница». Истинная причина в выплате 21 мил.$ — действительно нажим Лопоухого, который не хочет допустить, чтобы Эрдоган окончательно покинул сферу его влияния. Однако для Израиля этот шаг политически очень важен: Турция не должна перейти в лагерь мирового джихада. Поддерживая дипломатические отношения с Турцией, Израиль сможет снова наладить хорошие отношения с турецкими военными — единственной силой, способной противостоять окончательной исламизации Турции. 21 мил.$ — это копейки, а эмоции не стоят вообще ничего.

Comments are closed.