– Мой сын при рождении получил родовую травму и мог умереть. Я дала обет Б-гу, что, если он останется жив, будет служить Б-гу. Жизнь у него так сложилась, что сейчас с семьей он живет в Израиле и у него религиозная семья. Я не говорила ему про обет. Должна я ему рассказать или нет?
Ханна, Самара
– В общих случаях наша традиция запрещает давать клятвы. Ведь будущее нам неизвестно, и заранее никогда нельзя знать, сумеем ли мы их выполнить. Клятва сама по себе имеет большую духовную силу и оказывает значимое влияние на духовные миры и на человека. Однако в крайне тяжелых ситуациях, к которым, несомненно, можно отнести и описанные Вами обстоятельства, учителя разрешают давать обет.
Следует отметить, что обет можно взять только на себя. Нельзя обязать клятвой другого человека, да к тому же еще без его ведома. Даже если он Ваш сын, суть дела это не меняет. Разумеется, клятва, возложенная на младенца, для него ничего не значит. Однако Вы в ином положении: обет, который Вы дали, лежит не на Вашем сыне, но на Вас.
Произнеся, что Ваш новорожденный сын будет служить Творцу, Вы тем самым обязали себя воспитывать его в духе еврейской традиции и соблюдения заповедей Торы. В нашей традиции описывается случай, напоминающий Ваш. В Танахе, в начале первой книги пророка Шмуэля, говорится о женщине по имени Хана, у которой очень долго не было детей. И она дала обет Всевышнему, пообещав, что, если Он пошлет ей ребенка, она посвятит его Творцу. Вскоре после этого у нее родился сын. Когда сыну исполнилось два года, Хана привела его на обучение к коэну гадоль (главному служителю Храма) в Шило, где тогда, до возведения Иерусалимского Храма, стоял переносной Храм. Из Устной Торы мы узнаем, что к двум годам мальчик уже достаточно хорошо разбирался в заповедях Торы…
Здесь подчеркну очень важный момент: для Ханы данный ею обет однозначно подразумевал ее обязанности по воспитанию сына. И она приложила к этому все усилия. Этот мальчик, кстати сказать, стал впоследствии великим пророком Шмуэлем, помазавшим на царство царей Шауля и Давида.
Судя по тому, что Вы пишете «жизнь у него так сложилась», Ваш сын пришел к Торе и соблюдению заповедей самостоятельно, скорее всего, став уже взрослым. То есть выходит, что Ваше намерение осуществилось.
Сейчас Вы в состоянии выполнить свой обет тем, что будете помогать воспитывать внуков в духе еврейской традиции, развивать в них чувство трепета перед Творцом мира, любовь к Торе и нашему народу. Учитывая, что в Торе нередко внук называется сыном, можно сказать, что данное Вами обещание Вы таким образом выполните. Если у Вашего сына еще нет детей — постарайтесь оказывать помощь в выполнении заповедей Торы ему и его жене. Чтобы обучать кого-то, нужно, безусловно, и самому обладать определенными знаниями и навыками. Если Вы еще не живете по-еврейски — начните постепенно вводить в повседневную практику наши законы. Параллельно старайтесь повышать уровень Ваших знаний Торы и еврейской традиции.
Ваш сын живет в Израиле, создал семью и старается соблюдать законы Торы. Все эти три параметра переместили его в совершенно иную ментальную и мировоззренческую сферу, с которой Вы не знакомы. Поэтому после переезда в Израиль, независимо от Вашего уровня знаний и навыков в Торе на тот момент, все равно понадобится некоторое время на сближение, привыкание и притирку. Сколько именно времени на это уйдет — заранее сказать невозможно. Все тут индивидуально.
На каком-то этапе Вы почувствуете, что можете постепенно начинать выполнять Ваш обет. Но в любом случае делать это следует в легкой, ненавязчивой форме, как бы немного издалека, никогда не забывая, что Ваш сын — взрослый, самостоятельный человек и у него своя жизнь.
Думаю, что в какой-то момент, когда Вы будете на «продвинутых» этапах реализации этого плана, можно будет рассказать сыну об обете, который Вы дали когда-то. До тех пор делать это, полагаю, не стоит.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС