Прекрасный обычай у моей страны – перед празднованием Дня независимости Израиль отдает дань памяти павшим. В этот день Израиль вспоминает всех, кто отдал свою жизнь за народ Израиля и тем самым освятил Имя и приблизил возрождение еврейского независимого государства в Земле Израиля.
Отсчет ведется с Первой алии, то есть, с конца 19 века. И равны тут все – бойцы, погибшие в бою, и жертвы арабского террора, потому что их присутствие на Земле Израиля, их жизнь тоже является борьбой за право евреев быть свободным народом на своей собственной земле.
День независимости Израиля – это День победы, к которой мой народ шел два тысячелетия по всем странам и континентам. Шел через величайшие достижения и величайшие унижения, преследования, гонения и попытки уничтожить его полностью, стереть его с лица земли, стереть память о нем, память об его стране.
После разгрома восстания Бар-Кохбы в 132 году новой эры римский император Адриан поклялся навсегда стереть память об Иудее и Эрец Исраэль из истории, и он назвал покоренную провинцию Палестиной по имени древних филистимлян (палестинцев, плештим – оккупантов), пришедших с островов Эгейского моря, а Иерусалим был переименован в Элия Капитолина, и евреям строго запрещалось селиться в нем.
Ах как трудно, как безумно трудно доказать и по сию пору, что не было никогда арабского государства Палестина, что это просто другое название Эрец Исраэль, данное римским императором хоть и побежденной, но непокорной провинции. Трудно, очень трудно доказать всем современным наследникам Адриана, что нет западного и восточного берега Иордана, а есть Земля Израиля, есть Иудея, Самария, Иорданская долина, есть надел колена Менаше, Реувена и Гада в Заиорданье, и если вы хотите искать оккупированные земли, то искать их надо именно там, на восточном берегу Иордана. Как удобно потомкам Адриана не помнить, что Хеврон является древней столицей Иудеи, а Иерусалим все-таки принадлежит евреям, и это единая и неделимая столица еврейского государства, а претензии других народов на Иерусалим лишены каких-либо оснований кроме одного – упорного стремления вырвать сердце еврейского народа, лишить его права на существование.
Поэтому День рождения Израиля правильнее было бы назвать Днем возрождения Израиля. В огне и крови пала Иудея, из огня и крови восстала Иудея.
В воскресенье в 11 часов дня вот уже 66-й год звучит сирена, и вся страна замирает в скорбном молчании. Затем начинаются траурные церемонии на военных кладбищах. Главная траурная церемония, как всегда проходит на горе Герцля в Иерусалиме с участием президента страны Шимона Переса, премьер-министра Биньямина Нетаниягу, начальника генштаба генерал-лейтенанта Бени Ганца. Министр обороны Буги Яалон примет участие в траурной церемонии на военном кладбище в Кирьят-Шауль в Тель-Авиве. В час дня начинается церемония поминовения граждан, погибших от рук врагов. А вечером атмосфера уже меняется, и начинается праздник независимости с неизменным зажиганием факелов на горе Герцля.
По подсчетам министерства обороны, на 52 военных кладбища страны придет примерно полтора миллиона человек. Для них уже подготовлены букеты цветов и бутылки с водой, так как в Израиле стоит сильнейшая жара.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу сказал на церемонии поминовения павших: «Это очень, это безумно тяжело и, наверное, невозможно измерить глубину нашей потери, трагедию, постигшую нас, чувство утраты, которое навсегда остается с нами. Там, у могил самых дорогих нам людей, сидели и плакали мы. В этот день весь народ поддерживает нас и объединяется вокруг своих героев. Они принадлежат ко всем слоям нашего общества, и правда тут простая – если бы не они и не их жертва, нас бы здесь не было. Нас бы здесь не было, если бы не их готовность к самопожертвованию, готовности отдать свою жизнь, чтобы мы могли жить здесь. Этого права, отдать свою жизнь за свой народ и за свою страну, у нас не было до возрождения Израиля».
Министр обороны Израиля Моше (Буги) Яалон направил послание семьям погибших: «Трудно выразить словами глубину вашей боли и силу утраты. Чувство горечи живет в вас постоянно, ежедневно и ежечасно. Безысходная ваша печаль наполняет всю землю. Они проходят перед глазами – солдаты, молодые люди, перед которыми мир только открывался, и чьи надежды и мечты были перечеркнуты в одно мгновение. Дома остались фотографии, память о безвозвратных днях, и в вашей памяти они остаются такими же прекрасными, такими живыми».
Мы отдаем дань памяти 23169 погибшим на торжественной церемонии у Стены Плача в Иерусалиме.
«67 лет тому назад ООН приняла решение о создании еврейского государства, — сказал на церемонии президент страны Шимон Перес, — он не эта резолюция создала наше замечательно государство. Оно возродилось на крови ее сыновей и дочерей, на труде ее первых поселенцев и видении ее пророков. Нынешний Израиль – сильное государство. Чудо с точки зрения евреев, нечто невероятное, с точки зрения других народов. Мы, израильтяне, не похожи на другие народы. Уже не одно поколение печаль просачивается и в нашу радость. Наша радость всегда окутана облаком печали».
Шимон Перес обратился к семьям погибших: «Как тот, кто участвовал в строительстве государства, разделял его боль и его достижения, я прошу – несмотря на боль – я прошу вас гордиться творческим гением нашего государства, нашими солдатами и нашими строителями, создавшими государство, которое другие народы воспринимают, как чудо. Мы до сих пор живем, не пряча меч в ножны, но всем сердцем стремимся к миру. Бой еще не закончен, и нам еще нужно бороться».
Вслед за Шимоном Пересом выступил начальник генштаба Бени Ганц: «От Стены памяти нашего народа, от камней надежды, сопровождавшей нашу страну от войны за жизнь и войны за мир, в том месте, где встречаются прошлое, настоящее и будущее, смотрят на нас молодые, полные жизни лица наших близких, сыновей и дочерей, которые навсегда остались верными народу Израиля. Их образы и тоска по ним сопровождают нас повсюду, на каждом шагу, на каждом жизненном перекрестке. Опустело их место в рядах ЦАХАЛа и нашей жизни, и наш народ помнит их и скорбит по ним».
Самой последней жертвой арабских террористов стала 19-летняя Шелли Дадон. Ее убили в первый день мая по дороге на интервью на работу. Убили жестоко и безжалостно. Она была похищена и убита, как до нее Дана Беннет, Олег Шойхет и Ефим Вайнштейн.
Накануне Дня независимости армия и полиция перекрыла Иудею и Самарию, чтобы террористы не смогли совершить теракт в день праздника, но ведь Шелли Данон убили «Освободители Галилеи», члены террористической организации с израильскими удостоверениями личности, проживающие по западную сторону от «зеленой черты». И это означает только одно – от врага отгородиться нельзя, с врагом можно только воевать до его полной и безоговорочной капитуляции.
В День памяти на улицах Израиля нет увешанных медалями ветеранов, потому что почти все мужчины даже женщины в Израиле ветеран, ибо служат в боевой армии, и в День независимости не грохочут по центральной площади танки, пушки и ракеты. Израильские ракеты несут боевое дежурство, закрывая железным куполом мирные города и поселки. ЦАХАЛу не надо демонстрировать свою боевую мощь по праздникам, его боевая мощь проверяется ежедневно и ежечасно. Да, в города и поселки привозят орудия, и дети карабкаются на лафет пушки и на башню танка, и дети знают, что это оружие предназначено для их защиты, а не для того, чтобы грозить им всему миру. Израильтяне не ходят на парады под красными знаменами. Вместо этого они отправляются на пикники, в парки, жарят шашлыки и радуются жизни.
Такая уж сложилась традиция – посещать военные базы, петь песни и путешествовать по родной стране. «В этот день петь будут песнь эту в земле Йегуды: крепок город наш, спасением поставит Он стены и вал» (Йешайа 26:1). Потому что сбылось древнее пророчество о возвращении изгнанников со всех концов земли в Эрец Исраэль, сбылось пророчество о возрождении Иерусалима и Земли Израиля, сбылось пророчество о детях, играющих на улицах Иерусалима, и старухах, сидящих у дверей своих домов. Вот эти самые дети, играющие на улицах, пожилые люди на скамейках в парках, бьющая через край жизнь, молодость и красота – вот самая лучшая демонстрация возрожден