Муж не вносит ни цента в общий бюджет

– Уважаемый рав Эссас! Я замужем 3 года, долго ждала этого брака. Муж совершенно не желает даже цента вносить в семейный бюджет. Поначалу говорил, что боится растратить все сбережения, которые понадобятся его детям (у нас это второй брак). Я помогла купить и отремонтировать ему дом, приносящий доход (до сих пор он мне должен за ремонт). Дом дает доход, но ни цента — в семью. Я работаю день и ночь, он сидит у компьютера… Дочка собирается переехать в Израиль: я должна буду ей помогать, нагрузка увеличится. Как убедить мужа вносить хоть что-то в семью, хоть за себя (за меня платить не надо), кроме развода? Пытаюсь быть хорошей еврейской женой. Но как жить в такой ситуации? Я надрываюсь, а у него все деньги — в свой карман, а жизнь — за счет меня. Неужели только разводиться?
Эстер, Канада

– Ситуация, сложившаяся в Вашей семье, по Вашему же описанию, совершенно противоестественная. Нет никакого оправдания у мужчины, который, как Вы пишете, «не желает даже цента вносить в семейный бюджет», при том что его жена «надрывается», работает «день и ночь», чтобы прокормить семью, в том числе и обеспечивая необходимым собственного мужа. Похожие обстоятельства могли бы, наверное, быть в единственном случае: если бы муж был занят изучением Торы на высоком уровне. Да и то ни в коей мере это не означало бы, что он устранился от проблем материального обеспечения семьи. Ибо тогда он получал бы, к примеру, стипендию или преподавал. В нашем народе принято материально поддерживать учителей Торы. Однако, поскольку речь об этом, как видно из содержания Вашего письма, вообще не идет, я, без того чтобы поставить такому мужчине «диагноз», вынужден как минимум констатировать вопиющее несоответствие между его поведением и его собственной «декларацией» при вступлении в брак.
Если ваш семейный союз оформлен по еврейским законам, под хупой, Ваш муж при свидетелях заявил, что обязан Вас содержать. И это записано в брачном документе (ктубе). Отказываясь выполнять взятое на себя обязательство, он нарушает закон. Впрочем, даже если такой церемонии у вас не было (что само по себе плохо, неправильно), мы все равно не вправе обсуждать семейные ситуации вне контекста еврейской традиции.
Наша традиция недвусмысленно определяет, что именно муж должен содержать жену, а не наоборот — жена мужа. Более того, с позиций еврейской традиции, муж обязан обеспечивать жену на достойном уровне, принятом в среде проживания данной конкретной семьи и сопоставимом с тем уровнем, который был у жены до вступления в брак. С другой стороны — не запрещается, а иногда и поощряется, если и жена вносит в семейный бюджет посильную лепту, при том что общая ответственность за благосостояние семьи, повторю, лежит на муже.
Мне, признаться, не очень понятно Ваше выражение: «пытаюсь быть хорошей еврейской женой». По моим представлениям, роль «хорошей еврейской жены» — поддерживать мужа в стремлении выполнять заповеди Торы и делать все возможное, чтобы он не нарушал законы еврейского образа жизни. Вы же, насколько я мог понять из содержания Вашего письма, соглашаясь на то, что за Вас «платить не надо» (лишь бы «вносил хоть что-то в семью, хоть за себя»), фактически потворствуете его недостойному поведению.
Жизнь полна самых разнообразных нюансов. Поэтому подталкивать Вас к разводу никак не могу. И позволю себе лишь выразить свое величайшее недоумение по поводу ситуации, сложившейся в Вашей семье.
Три года совместной жизни, конечно же, немалый срок. За это время у Вашего мужа (при Вашем попустительстве) могло появиться устойчивое ощущение, что Вы прекрасно справляетесь с финансовыми проблемами и без его участия. Однако же никогда не поздно попробовать доброжелательно, но твердо объяснить ему, каким должно быть положение дел в еврейской семье. Используя аргументы, приведенные в данном ответе…
Evrey.com

Рав Элиягу ЭССАС

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора