Ну вот, сыны Израилевы, вышли мы на простор! Позади рабство, десять казней египетских, торопливые сборы, бегство… И фараона с войском замочил Господь, в искусственной Ниагаре. И были мы тому свидетелями. А впереди еще сорок лет не объявленных пока что блужданий в пустыне и пятьдесят лет необъявленных войн… Даже не пятьдесят, а пятьдесят по пятьдесят, да плюс еще немало…
А, если посмотреть ближе, то перед нами еще целых шесть недель Омера, насыщенных новыми чудесами, главное из которых – дарование Торы, записанной Моше на каменных скрижалях под диктовку уст Господних на горе Синай. И целой гирляндой знаменательных дат и праздников.
Так что, вперед, евреи! Кадима! К новым приключениям и достижениям!
Следующая станция – Шавуот!
О наполнении Омера я надеюсь поговорить позже, а сегодня у меня возникли две темы, связанные с идентификацией.
- 1. ОБЩИНА
Очень распространено выражение «еврейская община», в т.ч., «еврейская община Государства Израиль».
С детства у меня оно зрительно ассоциируется с ветхим домишком типа сарая, на кладбище, в который мама или бабушка заходили, чтобы пригласить бородатого старика в шляпе прочесть молитву над могилами наших родных. Хотя, к деятельности той самой общины, видимо, надо бы отнести и обеспечение евреев города мацой на Песах. Чем еще, кроме ритуальных услуг она занималась в те времена, понятия не имею. Догадываюсь, что у нас в Ташкенте была не одна община, а две: бухарская и ашкеназийская. Но это уже – рассуждение ватика-израильтянина.
И всего лишь лет 25 назад, может, чуть побольше, я узнал, что в странах «свободного мира» еврейские общины играют большую роль в жизни наших соплеменников, являясь, прежде всего организационными центрами еврейства: религиозными, культурными и даже экономическими и политическими. Особо могущественна и влиятельна американская община, которая ныне объединяет более 40% мирового еврейства.
Разумеется, община эта не монолитна – она состоит из «суб-общин», отличающихся, прежде всего, принадлежностью к различным ветвям иудаизма, к разным политическим течениям США и, вообще, современного общества, а также к сионизму и Израилю.
В течение девятнадцати столетий рассеяния евреев по странам и народам, общины являлись суррогатом «государства» для еврейского общества, представляя сообщества евреев перед коренными жителями, правителями, органами власти, нередко получая первые удары юдофобства и амортизируя их. Но далеко не всегда. До новейших времен общины были бесправны, и история знает немало примеров их угасания, изгнания и просто ликвидации тем или иным способом.
Но с конца 19-го в. в Эрец Исраэль, называвшейся тогда Палестиной, провинцией Османской империи, возникли общины нового типа – со стратегической целью построения Еврейского национального Государства. И в 1948 г. оно было провозглашено! Скоро будем праздновать 66-ю годовщину этого события.
Сегодняшнее Государство Израиль – цивилизованная развитая страна, имеющая признаки суверенного Государства: развитую экономику, дипломатические связи со 159 государствами мира, современную, оснащенную по последнему слова техники, армию, развитую систему экономических и научно-технических связей со многими странами, прежде всего развитыми. И оно отвечает за судьбу своего суверена – еврейского народа, составляющего 75-80% населения страны. Численность этого населения превысила 6 млн человек и недавно обогнала количество евреев самой большой за пределами Израиля общины – американской!
После этой гордой констатации я мог бы, конечно, напомнить и про израильские хронические проблемы, например, отсутствие общепринятых границ, конституции, секторальность общества и множество других… Но, подчеркиваю, что несмотря на общие и отдельные недостатки, на упущения, ошибки, а то и – просто преступления власти, власть эта, тем не менее, худо-бедно, рано или поздно, несет ответственность перед еврейским народом Израиля!
Хороша она или плоха, но это – наша власть, которой мы даем вожжи в руки в рамках самой, как принято считать ныне, самой совершенной системы государственного управления – парламентской, электоральной.
И вот этим народ Государство Израиль принципиально отличается от евреев, живущих в общинах галута. Наш суверенитет – наше государство. Их суверенитет – государство чужое! И, благо еще, если не слишком юдофобское.
Замечу, опять же, что все не так констрастно и ярко. Рудименты общинности в Израиле налицо, и они несут в себе не один лишь положительный заряд братской доброты и солидарности. Община – общество с ограниченной ответственностью. За 19 веков галута немало произошло событий, убивших в евреях чувство ответственности перед своими, как согражданами. С момента создания Еврейского Государства прошли всего 66 лет – период, меньший продолжительности жизни одного поколения. Во времена наших предков для смены поколения рабов на поколение свободных людей понадобилось 40 лет хождений по пустыне. А если сейчас продолжительность жизни в 2-3 раза больше, и не осталось в нынешнем мире места для отшельничества, то каков же нужен период для реформации «поколения пустыни»?
И я думаю, что и Государству Израиль, и отдельным нашим гражданам надо бы вести внутреннюю работу по переходу от духа еврейской общинности к духу еврейской гражданственности.
2. В ДУХЕ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА
У меня есть вопрос, который я обращаю к министру иностранных дел Авигдору Либерману и члену правления его партии НДИ, зам. министра внутренних дел Фаине Киршенбаум. Почему к ним? Теоретически, есть надежда, что он до них дойдет. Ибо, как я понимаю, они в терминологии Кремля, как и я – «носители русского языка». А суть моего вопроса, как я понимаю, находится, как раз, в их профессиональных областях.
Итак, уважаемые Авигдор Либерман и Фаина Киршенбаум!
В Израиле, насколько я понял из сообщений СМИ, проживает около миллиона русскоговорящих жителей, или, по-кремлевски, «носителей русского языка». Это 12-13% всего населения и 16-17% — еврейского. Как представляется, у нас, за пределами СНГ, самые высокий процент русскоговорящих.
Российская Федерация, уже более 10 лет, взявшая курс на поддержку, а то и — защиту своих «соотечественников за рубежом» и, устроив недавно показательный урок такой защиты, тем не менее, не дала четких юридических дефиниций, что она понимает под «соотечествениками».
Более того, на-днях видел по телевизору интервью с крупным российским чиновником, занимающимся координацией научно-технического сотрудничества со странами Запада. Так вот, он, буквально в двух-трех фразах прожонглировал целым букетом определений: «соотечественники», «граждане России», «русскоязычные»… Сегодня я прочитал об указе президента Путина по поводу «носителей русского языка».
Так вот, моя просьба. Не могли бы вы, господа, официально, по доступным вам каналам получить сответствующее термино-юридическое разъяснение для извещения израильтян, имеющих касание к России или русскому языку, чтобы понять, на каком мы свете?
Спасибо!
Реувен МИЛЛЕР, гражданин Израиля, носитель русского языка.