Московский «Коммерсант» раздобыл список россиян и российских организаций, которые могут подвергнуться санкциям Евросоюза в случае известно чего.
Как пишет газета, список включает 107 человек и охватывает «едва ли не все высшее политическое руководство страны», кроме Путина, Медведева и Лаврова. США придется пускать их в Нью-Йорк на заседания ООН, поскольку мы ей это давно обещали.
Меня насторожило то, что список включает ряд журналистов, в том числе моих старых знакомых, Михаила Леонтьева и Михаила Гусмана, а также телеканалы, такие как «Первый канал», Russia Today и НТВ.
Хотя это будет удар по моим конкурентам, я не приветствую репрессалий против каналов и журналистов, что бы они там ни несли. Наказывать людей за мнения, как бы неприятны они вам ни были, — это катиться по наклонной плоскости, у подножия которой рано или поздно накажут и вас самих. Как говорил Вольтер, «ваше мнение мне отвратительно, но я готов умереть за ваше право его высказывать». Или что-то в этом роде.
Я, прямо скажем, не готов умереть за право Леонтьева нести то, что он там несет, — это будет перебор, — но готов подписать петицию за то, чтобы его не изгоняли из нашего эфира. Он, наверное, сейчас хорохорится, но я уверен, что отказ во въезде в страны Запада будет для него далеко не пустячным лишением.
И тем более для Гусмана, которого я много лет регулярно вижу в Америке. В отличие от Леонтьева (с которым мы вместе работали в покойной московской газете «Сегодня»), Гусман в особенно мерзопакостных высказываниях мною не замечен и, скорее всего, попал в черный список Евросоюза потому, что засветился во время проведения первой пресс-конференции Януковича, когда того выперли с Украины.
Но лишение Леонтьева или там Алексея Пушкова западных виз для российских властей будет как слону дробина. Переживут. Другое дело нефть и газ, которые составляют 65% российского экспорта и четверть валового продукта.
Скажут, что Евросоюз так прочно сидит на игле газпромовского газа, что слезть с нее при всем желании скоро не получится.
Это правда. В 90-е годы Европа пристрастилась к дешевому российскому газу и нефти. Они отапливают ее дома, на них работают ее машины и предприятия. Примерно треть газа, потребляемого в Европе, поступает из Российской Федерации. Недаром наш вождь Барак Обама на днях строго приказал европейцам в Брюсселе разнообразить свои источники энергии, чтобы не полагаться на одну Россию.
На месте европейцев я бы ответил Обаме: «Чья бы корова мычала, а твоя б молчала». Европейцы, конечно, ничего такого не сказали, а вежливо заулыбались, но известно, что лицемерие есть смазочное масло западной цивилизации.
В действительности за последнее десятилетие европейцы приложили куда больше трудов, чем американцы, к тому, чтобы модернизировать свою энергетическую инфраструктуру и разнообразить источники энергоносителей. Они, например, построили 22 терминала для приема импортного газа и строят еще шесть. В совокупности они смогут пропустить 220 миллиардов кубометров газа.
Четверть потребляемого Евросоюзом газа идет на производство электроэнергии. Его можно отчасти заменить углем, которого везде полно, и мирным атомом.
Европейцы вовсю строят газохранилища, емкость которых увеличилась с 2006 года на 20%. В случае чего их можно заполнить американским газом, благо сланцевая революция в США сделала доступным неимоверное его количество.
К 2015 году США могли бы поставлять 10%, а то и 20% необходимого Европе газа, а к 2020 году — примерно четверть. Если Европа еще и увеличит поставки газа из Нигерии и с Ближнего Востока, то через несколько лет она сможет совсем слезть с газпромовской иглы.
Что до Обамы, который поучает Европу, то на данный момент он одобрил всего лишь две из 16 заявок частного сектора на строительство терминалов для экспорта сжиженного газа. Начали строить пока лишь один.
Правда, американский газ будет в три раза дороже российского, который не надо сжижать и везти за тридевять земель, а можно гнать по трубе в первозданном виде. Но европейские правительства могут его удешевить за счет налоговых льгот или прямых субсидий. Они ведь уже щедро субсидируют возобновляемые источники энергии, то есть ветряки и солнечные панели.
Часть этих гигантских субсидий можно пустить на удешевление американского газа.
Иными словами, Запад далеко не беспомощен и в конечном итоге может слезть с российской иглы. Неясно, правда, есть ли у него на это политическая воля. Если нет, то после российского вторжения на Украину она, возможно, появится.