“Главное — быть хорошим человеком”. Эту фразу можно довольно часто услышать от людей, оправдывающих свою индифферентность к еврейству: ”Может быть, кому-то Б-г и нужен, но не мне — я и так хороший человек!”
Мы не будем обсуждать глубоко личный вопрос веры. Но что является критерием нравственности? В чем могут черпать силы моральные ценности человека, если Б-га нет?
— В философии существуют четыре критерия, — отвечает профессор философии Тель-Авивского университета Йосеф Бен-Шломо, — каждому из которых соответствует свой тип морали: критерий счастья, критерий силы, критерий пользы и критерий долга.
Мораль греков основывалась на критерии счастья. Спиноза и Ницше руководствовались критерием силы. В концепции английских философов в качестве критерия выдвигалась польза.
Все три приведенных подхода, по сути своей, описывают мораль, в которой система ценностей выработана самим человеком. Мораль, таким образом, становится относительной. Новизна еврейства и состоит в том, что Тора провозглашает существование абсолютной, стоящей над человеком морали. Единственным из философов, кто связывал мораль с понятием абсолютной обязанности, был Кант. По Канту, просто “хороший человек”, который руководствуется лишь побуждением, природной склонностью не является моральным, поскольку его нравственность субъективна. Моральным является человек, подчиняющийся общечеловеческим моральным законам.
Что ж, только сейчас мы можем оценить всю важность абсолютной общечеловеческой морали, формулируемой в нашей недельной главе.
“Этим законам учи евреев. Если купишь ты еврейского раба, то пусть работает шесть лет, а на седьмой год отпусти его на свободу.”
Наша недельная глава повествует о законах, которым учил Моисей евреев у горы Синай сразу же после принятия Десяти заповедей. Естественно ожидать, что первый же закон продолжит духовный накал божественного откровения на Синае, и Моисей начнет обучать евреев чему-то фундаментальному. Возможно, основам веры, законам субботы или кашрута, чему-то, что будет необходимо народу на протяжении всей его многотысячелетней истории. Но, на наше удивление, Всевышний обращается к Моисею и говорит ему учить евреев закону об освобождении еврейского раба. Закону, не действующему уже два тысячелетия!
Суть этого закона заключается в том, что, как бы ни велика была сумма долга, отрабатываемая человеком, попадавшим в рабство, как правило, из-за кражи, хозяин обязан отпустить его через шесть лет на свободу и простить оставшийся долг. При этом раб уходит не с пустыми руками: хозяин должен дать ему с собой дорогостоящие подарки, которые должны были помочь бывшему рабу встать на ноги.
Тора — это учение о свободе. Но, мы не только ценим собственную свободу, мы и никого не хотим порабощать. Потому хозяин и обязан был отпустить раба на седьмой год.
Но почему Тора начинает повествование о наиболее важных законах именно с этого закона о еврейском рабе? Интересно, что и устная Тора, Талмуд, раскрывающая суть законов Торы, на этот раз дает, на первый взгляд, странное объяснение.
“Два путника ехали на ослах, — рассказывает Талмуд. — Они были ненавидящими друг друга врагами. И вот осел одного из них упал. Другой путник проехал, а проехав, вспомнил: ведь написано в Торе, “если ты увидишь, что осел твоего врага упал, не закрывай на это глаза, а помоги ему!” А когда вспомнил — вернулся и помог. Тут же они помирились и стали друзьями…”
Мы знаем, что в Торе и в Талмуде нет ни одного лишнего слова. А в этой кажущейся наивной и простой истории есть лишние слова. Путник проехал и лишь после этого вспомнил, что написано в Торе.
Помощь ближнему — это не только проявление нашей симпатии к самому человеку, но и наша святая обязанность перед Всевышним. Даже если ты не любишь кого-то и не хочешь от него ничего получить взамен, все равно ты обязан помочь ему, поскольку это твой долг перед Всевышним. Потому говорит Талмуд: проехал и лишь потом вспомнил. Да, путник проехал мимо человека. Он не надеялся в будущем получить от него никакой выгоды. И лишь потом вспомнил о том, что написано в Торе. Эта глава начинается с закона о помощи рабу, который, даже если не отдал долга, все равно должен был быть отпущен на свободу после шести лет работы. Тора начинается с закона о помощи человеку.
Почему в качестве примера выбран раб? Потому что легко быть хорошим с боссом на работе, ведь от него ты зависишь. Нетрудно быть хорошим и сделать одолжение другу, ведь все равно вы на равных, завтра он поможет тебе. Однако твое человеческое лицо проявляется в отношениях с зависящими от тебя людьми, на помощь которых ты не рассчитываешь. Тут ты должен помнить, что все равны перед Всевышним, и обязан бескорыстно творить добро по отношению ко всем! Талмуд учит нас, например, что хозяину запрещено содержать раба в условиях худших, чем живет он сам. А что делать, если у хозяина лишь одна подушка? “Пусть отдаст её рабу!” — учит Талмуд. Рабу можно жить лучше, чем хозяину, но не наоборот.
Этот закон действительно должен стать первым. Он — основа еврейской морали, позволившей нашему народу пронести сквозь века гуманистическую идею о бескорыстной любви к ближнему.
Еврей, говорит наша недельная глава, ты стоишь у горы Синай и готовишься принять Тору. Ты собираешься изучать и скрупулезно выполнять все ее законы, субботу и кашрут… Но помни, для этого ты должен прежде всего быть человеком!