Время замедлило свой бег. «Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий». Это у Маяковского. А наши замерли, не зная, что сказать, ибо Сфинкс, перед которым, «к жерлу прижав жерло», остановились, им в корне непонятен. «Умом Россию не понять», — это усвоено от Тютчева. А Блок в своей поэме «Скифы» (1918), назвав Россию Сфинксом, кажется, разобрался: «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». И честно предупредил: «Мы обернемся к вам своею азиатской рожей!»
Вот они и обернулись — несмотря на ласковую «перезагрузку» и комплиментарное принятие России в «Большую восьмерку» со всеми саммитами и расточавшимся респектом. Теперь «семерка» опомнилась и отделилась, вообразив, что Путина заденет за живое, но ему это, как говорится, до лампочки.
Знаете, читатель, я впал в раздумье о причинно-следственной связи: то ли народ там попал под Путина, то ли Путин — под свой народ. Скажу иначе: то ли Путин преобразил Россию по своему разумению, то ли сам он стал таким, каким Россия его замыслила. Как в песенке, которую когда-то пела Эдита Пьеха: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». В это раздумье я впал, узнав о почти всенародной любви к вождю, демонстрируемой Россией: рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина по данным ВЦИОМ на конец марта составил 82,3%, присоединение Крыма к России поддерживают 91,4% российских граждан и только 5% против. Давно такого единодушия не было — со сталинских времен. Вот это Путину важно, а то, как Обама или кто в Европе о нем отзовется, похоже, мало его заботит.
Когда время от времени включаю российское телевидение, наблюдаю, сколько могу выдержать, массовый «одобрямс» советских времен с песней, выразившей суть того общественного строя: «И говорят глаза: никто не против, все за». Что это за строй, как его можно назвать? Вспоминаю в этой связи эпохальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965). Фильм был о гитлеризме, а мы, помню, сразу тогда сообразили, что фильм этот и про СССР. Не только мы, понял это и Суслов, секретарь ЦК КПСС по идеологии. «За что же вы нас так ненавидите?» — спросил он Ромма, будто сам не мог догадаться, и фильм изъяли из проката. Почти полвека прошло, а то, что, казалось, безвозвратно ушло, возвращается в путинскую Россию.
То, что Россия своими действиями и внутренним состоянием заставляет возобновить в памяти тридцатые годы прошлого века, это тревожная весть миру. «Европа, остерегись: изоляция России превратит ее в гитлеровскую Германию!» — размышляет бывший советник президента Франции Франсуа Миттерана и первый президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали на страницах The Christian Science Monitor. Он приводит свои соображения, основанные на исторической аналогии, но они, на мой взгляд, неприемлемы, ибо трагедия тех лет была определена не изоляцией Германии, а нежеланием других государств противодействовать установившемуся в Германии преступному режиму, бездумной политикой соглашательства с ним, а то и потакания. Не скажу, что ситуация теперь повторяется, но что-то похожее есть. В частности то, что Запад, как и тогда, заколебался и не знает, что ему делать.
В европейских речах Обамы промелькнула мысль о том, что санкции против России «могут оказать негативное воздействие на мировую экономику, но намного более серьезно они ударят по России». Очевидно, что эта мысль родилась в споре между сторонниками и противниками санкций. Первые исходят из приоритета международной безопасности, вторые — из опасения, как бы эти санкции не нанесли ущерб их собственным бизнес-интересам. «Но все понимают, — добавил Обама, — что мы должны защищать ключевые принципы, которые гарантируют мир и благополучие в Европе».
Такая же дилемма встала перед канцлером Германии. И не только из-за привязанности страны к трубе «Газпрома», но еще и в связи с тем, что тысячи германских фирм, включая крупнейшие корпорации, увязли в России своими инвестициями. Как сообщает Deutsche Welle, Ангела Меркель не против делового сотрудничества с Россией, но напоминает о необходимости соблюдения общей системы ценностей. Ибо, как прочитал там же, «в долгосрочной перспективе инвестиции могут быть надежными только в условиях стабильной демократии, и не только политики, но и предприниматели должны быть заинтересованы в том, чтобы Россия поняла, насколько неприемлема ее политика экспансии».
Это старая дилемма, уходящая в далекое прошлое: одно дело «общая система ценностей», другое — что «своя рубашка ближе к телу». «Капиталисты, — говорил большевикам когда-то Ленин, — не просто продадут нам веревку, на которой мы их же и повесим, они дадут нам ее в кредит». Но тут ведь не до торговли, когда запахло войной.
Хотят ли русские войны?
Спросите у Украины?
Спросите вы у тех солдат,
Что у границ ее стоят…
А у границ Украины собрана армия вторжения — ну не для защиты ведь от украинского агрессора туда стянуты мобильные соединения российской армии, по американским данным, в 40 тысяч солдат с бронетехникой и авиацией, да плюс «туристы» в штатском, которые уже действуют внутри страны. «По мнению Обамы, — сообщает агентство Reuters, — такими действиями Россия, возможно, стремится лишь оказать давление на Украину». «Однако не исключено и то, что у Кремля есть далеко идущие планы», — заявил президент США телеканалу CBS.
Есть далеко идущие планы — это несомненно. Они и остаются даже при том, что ради успокоения американской стороны и выторговывания у нее согласия на федерализацию Украины Россия может сколько-нибудь войск временно отвести. А что касается федерализации Украины, то даже разговоры на эту тему между Лавровым и Керри — это уже нарушение международных правовых норм: суверенная Украина ни России, ни США не отдаст на рассмотрение вопрос своего внутреннего устройства.
Устав от этих размышлений, полетел наш президент в Ватикан, где подарил Папе Римскому Франциску семена овощей с огорода первой леди Америки. Это не шутка, это всерьез: теперь понтифик, «сеющий семена мира для будущих поколений», сможет заняться реальным огородничеством. Католик Джон Керри, сопровождавший президента в этой миссии с семенами, выразил готовность принять участие в возделывании почвы. Это уже, извините, шутка.
Следующим пунктом президентского турне стала Саудовская Аравия. О результатах встречи Обамы с королем Абдаллой в Эр-Рияде нам не говорят. Сообщается только, что президент США вручил там престижную награду Госдепартамента «Мужественные женщины» Махе аль-Муниф «за борьбу с бытовым насилием». Посочувствуем президенту в связи с перегрузкой его разнообразными побочными поручениями и вернемся в Европу, к Сфинксу, обернувшемуся к Западу «своею азиатской рожей».
Чем это Западу грозит? С точки зрения Джорджа Сороса, предвещавшего Европе 25 лет стагнации, которые Евросоюз не переживет, нынешний кризис вокруг Украины вытекает из его, Евросоюза, неправильной политики. Не думаю, что эта оценка объективна, скорее, за ней очередной спекулятивный интерес. Но, пожалуй, перед Сфинксом, напирающим с Востока, Евросоюз вынужден будет сплотиться. Так же, как сплачивается Украина.
Украине, если Запад ее защитит от российского вмешательства, предстоят еще годы трудной жизни и борьбы, но нет сомнения в том, что в конце концов сформируется крепкое и влиятельное европейское демократическое государство. Всё для этого у народа Украины в наличии: и природные богатства, и человеческий потенциал.
Украина перспективна, а вот путь, на который сдвинул Россию путинский режим, бесперспективен и опасен — для нее самой в первую очередь. Это путь не вперед, а назад — к сталинизму, к диктатуре, примитивному единомыслию агрессивно-послушного большинства, к принуждению подписывать коллективные письма, к подавлению интеллигенции и оппозиции, к милитаризации и к практике ГУЛАГа. Что мы уже, к огорчению, и наблюдаем по долетающим до нас картинкам.
Одна из таких картинок — надрывно-патриотическая песня в исполнении народной артистки РСФСР Жанны Бичевской с таким вот агрессивным куплетиком:
Возвратит Россия
русский Севастополь,
Станет снова русским
полуостров Крым,
Наш Босфор державный,
наш Константинополь
И святыня мира — Иерусалим.
Поскольку выше я уже цитировал верную мысль вождя мирового пролетариата, процитирую в заключение еще одну и тоже верную его мысль, предшествовавшую массе ошибочных: «Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам» (В. И. Ленин. О национальной гордости великороссов, 1914).
Отнесу эту филиппику к послушным подписантам нынешних пропутинских коллективных писем. На днях я с тем же «законным чувством негодования» и т. д. присоединился к петиции, призвавшей компанию Maestro Artist Management, организующую в мае турне Владимира Спивакова, одного из подписантов позорного письма, отказаться от этого намерения, ибо, как сказано в петиции, «поддержка антиамериканской истерии в России и гастроли в Америке несовместимы».