Ричард Маккензи, коллекционер живописи из городка Гринвич, в Коннектикуте, обратился в Верховный суд своего штата в Стэмфорде с иском, обвиняя владельца манхэттенской арт-галереи Роберта Фишко в мошенничестве, скопированном с фильма «Идентификация Борна» (The Bourne Identity).
Как утверждает истец, 14 лет назад Фишко сообщил ему, что у него на примете появилась картина Ренуара, и заманил в Париж, где отвел в скудно обставленную и плохо освещенную квартиру дома на Левом берегу Сены. Там Фишко представил Маккензи якобы обедневшей до отчаяния хозяйке квартиры, которая показала ему якобы еще неизвестное полотно Ренуара и предложила купить всего за 325 тысяч долларов. Доверяя дилеру, Маккензи купил картину и только месяц назад установил, что это подделка. Что рассказала ему парижанка о происхождении своего Ренуара, он уже не помнит, а его адвокат Эрик Грейсон в иске утверждает, что ответчик Роберт Фишко злоупотребил доверием и расположением Ричарда Маккензи и одурачил его. Помимо иска в Коннектикуте Маккензи судится с принадлежащей Фишко Forum Gallery в федеральном суде Манхэттена, утверждая, что за годы их общения дилер продал ему произведения живописи на общую сумму 11 млн долларов, завысив реальную стоимость на три миллиона.
Галерея Forum была открыта в 1961 году матерью Роберта, Беллой Фишко, урожденной Голд, которая иммигрировала в США из Одессы с родителями в 1923 году. В 1988-м она отошла от дел, передала галерею сыну и умерла в 1995 году в возрасте 81 года.
Инвестор ценных бумаг и собиратель живописи Ричард Маккензи в 1992 году основал Seven Bridges Foundation, который в судебном иске назван «фондом поддержки американских художников в жанре фигуративного реализма, который приобретал их картины и выставлял в своем музее, построенном в Гринвиче, штат Коннектикут». Фактически это была коллекция Маккензи, куда входили «по одной работе таких известных художников, как Норман Рокуэлл, и статуя Родена».
Роберта Фишко истец назвал «владельцем галереи-ответчицы Forum Gallery, Inc., а его жену Черил Фишко — «служащей, работодателем и совладельцем этой галереи. В иске также отмечено, что Роберт Фишко воспользовался недостатком знаний Маккензи в области изобразительного искусства, «где ценами могут манипулировать такие недобросовестные, нечестные и лживые дилеры, как Фишко и другие ответчики».
Их отношения начались в 1998 году, когда Маккензи сделал покупку в галерее Фишко на 5 тысяч долларов и стал его постоянным покупателем, а Фишко узнал про фонд Seven Bridges, в активах которого было 100 млн долларов на приобретение картин и поддержку художников.
Как утверждал в иске Маккензи, Фишко вошел к нему в доверие и предложил 20%-ную скидку на картины, которые он продаст этому фонду, причем себе будет оставлять всего 5% комиссионных. По ходу их связи Маккензи часто обедал с супругами Фишко и летал в Европу смотреть картины, но всегда за счет Маккензи. С годами он покупал все более дорогие картины и за «весь период деловых отношений купил для своего фонда 110 работ в среднем по 100 тысяч долларов». При этом, утверждает истец, Фишко с ним не торговался, а просто назначал цену, которая иногда была вдвое выше, чем за картину просил продавец, и при этом еще брал себе 5% комиссионных. Другими словами, любой случайный посетитель галереи Роберта Фишко мог купить там картину дешевле, чем «высокоуважаемый клиент» Маккензи.
В общей сложности Маккензи и его фонд заплатили Фишко 11,8 млн долларов, что на 30%, то есть на 3,54 млн дороже объявленной стоимости этих картин. Помимо этой суммы, Маккензи требует ее тройного размера в возмещение ущерба за обман и нарушение условий контракта. Подобные иски не редкость, и на них есть ответ, что, если речь идет о подлиннике, а не подделке, продавец волен назначать любую цену, а покупатель наводить справки и соглашаться или нет. Если, конечно, контракт не оговаривал иного.
Как утверждает Ричард Маккензи, 14 лет назад он полетел с Фишко в Париж, где тот якобы подсунул ему фальшак Ренуара за 325 тысяч долларов, чем напомнил фильм «Идентификация Борна». В этом голливудском блокбастере главный герой, которого играет Мэтт Дэймон, предлагает девушке за большую сумму подвезти его в Париж, где он, судя по документам, живёт. Во французской квартире, которая оказывается ловушкой, на Борна нападает киллер. Обезоружив его, Борн пытается выяснить, почему за ним охотятся, но киллер прыгает из окна и разбивается. У арт-дилеров таких страстей нет, но суммы у них больше.
Другим случаем копирования сюжета известного фильма в быту стало поведение Дэниела Кочански, стенографиста манхэттенского уголовного суда. 43-летнего алкоголика Кочански уволили в 2012 году за то, что он спьяну подражал герою фильма «Сияние» (The Shining), которого сыграл Джек Николсон. Во время слушаний вместо точной стенограммы выступлений Кочански печатал всякую чушь. В одном случае это были повторенные много раз подряд слова «Я ненавижу свою работу», а сейчас стало известно, что таких случаев набралось под три десятка.
Шуточки алкоголика-стенографиста могут дорого обойтись правосудию, так как осужденные по этим делам вправе опротестовать вердикты и приговоры из-за неточности стенограммы.
Про то, как он ненавидит работу, Кочански напечатал в 2010 году на слушаниях дела Аарона Хэнда, которого обвиняли в мошенничестве с ипотеками на сумму 100 млн долларов. Тогда Хэнд признал себя виновным и получил от 8 до 25 лет тюрьмы. Этот приговор можно было бы опротестовать в связи с алкашом-стенографистом, но в 2012 году Хэнда обвинили в том, что из тюрьмы он пытался заказать за 2 тысячи долларов свидетеля обвинения, выступившего на его первом суде. Хэнд снова признал себя виновным и в феврале 2013 года получил еще от 8,5 до 16 лет тюрьмы, уже при безукоризненной стенограмме.
Эд Кочански, отец Дэниела, сообщил, что сын перетрудился и с отчаяния запил пять лет назад, из-за чего в итоге потерял жену и работу. Хезер Кочански, бывшая жена Дэниела, подтвердила это, а сам он заявил по телефону репортеру New York Post, что всегда был на 100% точным, а уволили его за пьянство и в июле будет год, как он не берет в рот ни капли спиртного.