Всему свое время – время рождаться и время умирать.
Коэлет
В 1979 году при родах в Кутаиси умерла моя двоюродная сестра Ларочка. Врач была подругой моей тети, тоже врача. Ларочка сама училась на последнем курсе мед.института. Во время родов у неё началось кровотечение, надо было удалять матку, но врач всё медлила, было жалко оставлять дочь подруги с одним ребенком. Когда она решилась, было уже поздно. И в итоге её сын остался сиротой. В моей семье была большая трагедия, через два месяца от горя скончался ларочкин отец.
Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец вторично женился на бездетной женщине, которая через два года родила другого сына. Но усыновлённого она любила не меньше.
Я настолько любил Ларочку, что свою дочь, родившуюся за 4 года до её смерти, назвал ее именем.
Как часто, жалея своих близких, мы их губим. И не только мы, простые смертные. Сам царь Давид, не наказывая сына Авшалома, распустил его до того, что тот восстал на отца. Авраам не понимал, насколько Ишмаэль негативно влияет на Ицхака. Ицхак хотел благословить Эсава. Яков выделял Йосефа, что привело к ненависти между братьями. Когда начинается воспитание мальчиков? На восьмой день, когда им делают обрезание.
Теперь поговорим о рождении. Написано в недельной главе Тазриа: «Если женщина зачнет и родит сына, … в день восьмой обрежет крайнюю плоть его». Комментируя данный отрывок, мудрецы задаются вопросом: когда делают обрезание младенцу? И отвечают: новорожденного обрезают на восьмой день, как Ицхака обрезал Авраам. Почему им требовалось вспомнить об обрезании Ицхака, ведь Тора прямо говорит о восьмом дне? Чтобы вы не подумали, что речь идёт только о мальчике, пришедшем в этот мир точно в срок. Мудрецы опираются на историю с Ицхаком, который родился семимесячным и был обрезан на восьмой день после появления на свет.
Рамбам пишет, что за 8 дней родители ещё не успевают привыкнуть к новорожденному. Если бы обрезание нужно было делать, когда ребенок подрастет, многие родители, проявив жалость, воздержались бы от обрезания.
Кроме того, кто-либо решит, что стоит подождать, пока сын подрастет,- и как только он почувствует, что сын стал ему особенно дорог, именно тогда и надо делать обрезание! Тем самым демонстрируя самоотверженность в служении Всевышнему.
А кто служил Творцу самоотверженнее Авраама? Но Авраам не стал ждать, пока Ицхак подрастет и обрезал сына именно на восьмой день. Ему ничего не надо было демонстрировать. Когда хочется «что-то продемонстрировать» — значит, нет пока настоящей цельности, настоящей глубины. Авраам просто исполнял, как всегда, волю своего Б-га.
Интересно, что мне дедушка и отец сделали обрезание на восьмой день, вырвав из рук матери. Моему младшему брату, родившемуся через 16 лет, мама не позволила, да и дедушки уже не было. А когда мой брат, начав соблюдать заповеди, прошёл обряд обрезания, у него было кровотечение и опасность для жизни.
Но что-то я всё больше о печальном. Пора и честь знать. Ведь есть время плакать и время смеяться. У другой моей двоюродной сестры есть племянница Лика, студентка мед.института. Она с родителями иммигрировала в Германию, а потом вышла замуж в Вену. Какое-то время училась в берлинской мидраше, в которой многие меня знали. Узнав, что она из Тбилиси, предложили ей познакомиться со мной, показали моё фото. Мол, «вот интересный рав, спрашивай у него свои вопросы». Лика категорически отказалась со мной «знакомиться». Они её начали уговаривать. В конце концов, припёртая в угол, Лика созналась, что не может знакомиться со своим любимым дядей. И она, и её отец были очень удивлены тем фактом, что меня там считали «раввином», а о брате моем, действительном раввине, девочки в Берлине не слышали. После свадьбы Лика с супругом приезжали нас навестить. Она частично соблюдает традиции.
Месяц назад она позвонила мне с алахическим вопросом. Лика должна была рожать в конце февраля. У мужа с 5 по 10 марта была назначена деловая встреча. Она спросила меня: «Что важнее с точки зрения еврейского закона для ребенка: обрезать на 8 день и делать стимуляцию родов раньше — или перенести дату обрезания?». Я ответил, что ускорять роды без медицинских показаний недопустимо. А обрезание подождёт.
Но я уточню у рава. У моего раввина был траур, я его не побеспокоил. А в тот день я шёл на свадьбу, по дороге мне встретился рав Бенцион Зильбер. Он ответил, что рав Моше Файнштейн запрещает без медицинских показаний убыстрять роды, считая, что это подвергает женщину опасности. Сейчас время думать о родах, а об обрезании можно размышлять после рождения ребенка. Я порадовался, что Лика меня спросила, так как, учитывая всё вышесказанное: её желание сделать добро для ребенка могло быть опасно для нее самой. Рав Бенцион, как оказалось, предугадал идеальное решение: Лика родила 11 марта, когда муж вернулся из командировки.
Время оказалось точно распределённым: когда бросать камни, когда собирать камни. И — каждый, кто слушает рава, никогда не проигрывает.