А то и вообще — «училка». Мы в таких на перемене из рогатки! Впрочем… Я же и сам нынче «учило». Пытаюсь, чаще безуспешно, обучить детей думать. Таланты выискиваю. Так что с Мариной Саввиных, после долгих «обычных» преподавательских лет создавшей и возглавившей Красноярский литературный лицей для особо одарённых детей, мы почти коллеги. Впрочем, она ещё и альманахи издаёт-пишет-редактирует-руководит и на конкурсах премирует и премируется, а мне лень.
Ещё вспоминаются юношеские занятия в клубе Вячеслава Абрамыча Лейкина, ныне именитого и титулованного «воспитателя юных»… ну, не совсем бандитов, хотя и не без этого, конечно… — а «литераторов». В те же годы — просто весёлого и ненавязчивого «старшего друга», который умел слушать и иногда на равных декларировал свои собственные вирши. Есть что-то в поэзии и образе Марины Саввиных, что мне напомнило Учителя и его поэзию. Я бы сказал: чтобы действительно научать творчеству талантливых поэтов, надо прописаться в мире образов и слов. Играться в нём, проверять слова на вкус, ощущать их неожиданные и доселе молчавшие возможности… Ведь талант — это, в первую голову, способность не ехать по общей колее — и проводнику категорически положено знать, сколько новых дорожек можно было бы обнаружить в бесконечном поле языка. Сколько неназванных картин и интонаций плавает пока между небом, нЁбом и землёй… да простят меня корректоры, ненавидящие седьмую букву русского алфавита.
Мне кажется, в стихах Саввиных порой звуковая тропка, ритмический перелив выводит автора на некий, наверное, сперва ею самою не ожидаемый смысловой контент. Он не «придумывается», этот философский ход и певучее размышление о полускрытом — он «прозванивается», отыскивается по приметам, по музыке словесного ручейка. Её стихи самостоятельны, узнаваемы и при этом — это как бы шарады, разгадывая которые, попадаешь в вибрации настоящей литературы.
Шлите нам стихи на e-mail: ayudasin@gmail.com.
Марина Саввиных
Бытие
1
И Дух Б-жий носился над водою…
(Быт., 1, 2)
Творящий Дух носился
над водами
И возмущал недвижность
сонных вод:
Гекзаметров ритмичными
рядами
Вздувался потревоженный испод,
Влекомая к горе первооснова
Натягивалась туго, как струна,
Покуда разворачивалось Слово
Во все свои
пространства-времена…
2
Б-г усмотрит себе агнца…
(Быт., 22, 8)
Ни лаврами,
ни плачущими ларами,
Ни счетом нулевым не дорожа,
Живет Твоими замыслами
старыми
Тебе лишь подотчетная душа.
Каштаны из огня? Увы!
Не скоплено
На скорбный марш,
не то чтоб есть и пить…
Собрать бы жизнь,
которая раздроблена, —
И чистым всесожжением
скрепить!
Пешком. Ползком.
От горести — до хворости.
Минутный хлеб.
Мгновенное питье.
Нож и огонь.
Нет недостатка в хворосте.
Да будет усмотрение Твоё!
3
И увидел он, что покой хорош и что земля приятна.
(Быт., 49, 15)
Есть сумрачная правда бытия,
Куда не проникают глаз и ухо…
И только ощущенье острия
Под ложечкой —
о ней напомнит глухо.
Какой соблазн —
поддаться острию,
Самостоящей гордости в угоду
И пережить
беспомощность свою
Как самую последнюю свободу!
***
Я бы даже сказала:
триумф предвкушенья ухода…
За домашней стеною —
какой-то тревожащий стук.
Вариант с кастаньетами —
и «Арагонская хота»
Выбивает судьбу из твоих
притерпевшихся рук.
Ночь и ветер стучат.
Ночь и ветер владеют умами.
Каждый — ночью и ветром
хотя бы однажды судим:
По рукам и ногам обовьет
змеевидное пламя —
И веками потом можжевеловый
стелется дым.
***
Я знаю, что такое минованье,
Свободное мгновенья
мановенье —
И никакое наименованье
Не упраздняет права
на забвенье…
Когда же я сама себя забуду,
Никто мне больше цели
не укажет,
И темный мир,
как и пристало чуду,
Жужжащим хаосом
передо мною ляжет…
***
Всякая душа — невидимка…
Мерзлый город. Морок. Дымка.
Корка черного мороза.
Хочет бедный невидимка
Моментального наркоза.
В темноте, вопя от боли,
Липнет к сумрачным
прохожим,
То ли слишком тонко-, то ли
Чрезвычайно толстокожим.
Эти — глухи. Эти — слепы.
Нестерпимо мирозданье,
Кирпичи его и скрепы,
Объяснений ожиданье,
Чья-то битая посуда,
Строп скрежещущее тренье —
И неведомо откуда
Возникающее зренье…
Вспышка. Светлое окошко.
Чисел ломкая колонка.
Вот и все. Так надо, крошка.
Засветилась фотопленка…
***
Законны причины дорог
и туманов,
Чей смысл — обволакивать
плотно и глухо,
И нужно особое качество
слуха,
Чтоб следовать этой
тропинкою Духа…
Меня не заметил бы
критик Тынянов
Среди монотонности
гласных пустот,
В которых пространство
гудит слоговое,
То нежно свистя,
то томительно воя —
Но ты поглощаешься
им с головою,
Как пастбищной мглой
поглощается скот…
Causa sui
Пространство и время.
Причина и связь.
Короткая струнка
внутри напряглась.
Звенеть бы — да страшно
холодного неба.
Оно подглядит — и останусь
без хлеба.
Подсмотрит, как значу
я здесь без огня,
И я потеряю причину меня,
И буду носиться
без всякой причины
Ошметком планктона
в рассоле пучины…