Сапер в Храме. Недельная глава Торы «Ахарей мот»

После смерти двух сыновей Аарона Б-г велит ему и другим коэнам быть осторожными в храмовой службе. Описаны действия первосвященника в Йом-Кипур. После тщательной подготовки, облачившись в специальные одежды, “коэн-гадоль” вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых берут по жребию для жертвенника, а второго, «козла отпущения», посылают с грехами всего народа в пустыню, «к Азазелю». Тора требует от всех евреев: 10 тишрея (в Йом-Кипур) «смиряйте души свои и никакой работы не делайте». Далее повторяется строгий запрет на употребление крови в пищу. Кровь мертвых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора запрещает евреям подражать аморальным обычаям  египтян и ханаанеев. Перечисляются запрещенные половые связи между родственниками. Резко осуждаются гомосексуализм, скотоложство и принесение в жертву детей.
Храмовая служба в Йом-Кипур чрезвычайно сложна и ответственна. Коэн-гадоль десять раз омывает руки и ноги, пять раз окунается в микву. Он почти все делает один, быстро и предельно точно, получая лишь минимальную помощь от других коэнов. Внутреннее помещение, куда разрешено входить только первосвященнику, наполнено дымом от воскурений. Люди, собравшиеся в Храме, напряженно следят за всеми его действиями, от которых зависит благополучие каждого из них и всего народа в целом на весь ближайший год.
В этот день коэн-гадоль подобен саперу, который «ошибается раз в жизни», но в отличие от последнего своей единственной ошибкой он может погубить не только себя, но и весь еврейский народ и даже, возможно, все человечество. Ведь в Йом-Кипур небесный суд выносит приговор всем живущим на земле людям.
Дополнительная молитва (мусаф) Судного дня включает в себя подробное описание этой службы. В отсутствие Храма и первосвященника мы следим по молитвеннику за порядком искупления грехов в этот день, за сложнейшей работой первосвященника и проникаемся верой, что мы еще увидим ее воочию в заново отстроенном Храме.

Душа — в крови
«Обращу Я лицо Мое на того, кто ест кровь, и отторгну его из среды народа его. Потому что душа тела — в крови она…» (17:10–11).
В русском языке нет слова «кровоед», зато есть «кровопийца», означающее крайнюю, зверскую жестокость.
Рамбам пишет, что запрет пить кровь, столь категорично сформулированный в разделе «Ахарей мот», объясняется пристрастием к этому занятию халдеев, жителей древнего Вавилона. Они без всякого отвращения поглощали большое количество крови животных, стремясь установить контакт с демонами-кровососами.
Халдеи верили, что кровопитие поможет им приобщиться к «обществу» демонов и подобно им научиться предвидеть будущее. Иудаизм осуждает эту концепцию в первую очередь как одну из самых варварских форм идолопоклонства, поскольку вера в демонов отрицает всемогущество Единого Б-га. Вот почему в Торе употреблено выражение: «Обращу Я лицо Мое на того, кто ест кровь». Всевышний как будто хочет сказать: «Кровопийца — Мой личный враг».
Теми же словами — «Обращу Я лицо Мое…» — Б-г грозит и тем, кто отдает своих детей Молеху (20:2–3) для проведения одного из самых отвратительных языческих обрядов. По версии Раши, родители отдавали своего ребенка языческому жрецу, который проводил его между двумя разведенными кострами и возвращал им невредимым; по версии Рамбана, сей обряд завершался полным сожжением ребенка.
Комментатор Сфорно тоже связывает запрет употребления крови со служением демонам и на этой основе объясняет заповедь, которая велит покрывать землей кровь убитого животного. Заповедь «кисуй а-дам» относится только к диким кошерным животным, таким как олень, а также птицам, но не к домашним видам.
Домашние животные, объясняет Сфорно, пасутся обычно в поле, вблизи человеческого жилья, куда демоны редко заглядывают, предпочитая необжитые места. Поэтому идолопоклонники редко используют рогатый скот в своих кровавых оргиях. Вот почему Тора не сочла необходимым предписывать «кисуй а-дам» для коров, овец и коз. Эта мицва, как и запрет употребления крови в пищу, относится исключительно к диким животным и птицам, на которых охотятся в лесах и на больших открытых пространствах.
Рамбан согласен с Рамбамом по поводу связи между запретом пить кровь и языческим служением демонам, но не считает эту связь истинной причиной запрета. Причина, пишет он, заключена в постоянном сравнении крови с душой. В Торе ясно сказано, что душа любого живого существа находится в его крови, более того, душа тождественна крови: «Крови любой плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти — это кровь ее…» (17:14).
Б-г сотворил мир и населяющих его существ, продолжает Рамбан, для человека, поскольку человек — единственное из всех творений, признающее Творца и способное служить Ему. Тем не менее Он вначале разрешил человеку есть только растения, но не животных, как сказано в книге «Берешит»: «Вот, Я даю вам всю траву, сеющую семена…и все деревья, на которых растут плоды их, производящие семена, — вам это будет пищей!» (Берешит, 1:29).
Лишь после Всемирного потопа, когда все животные были спасены от гибели в заслугу Ноаха и благодаря его усилиям, и после того, как Ноах впервые принес их в жертву Б-гу, люди получили разрешение убивать и есть представителей фауны.
Однако это разрешение носило ограниченный характер: есть разрешалось только тело животного, но не его душу (то есть кровь). Ибо недопустимо, чтобы одна душа поедала другую душу. Кровь разрешалось использовать только для искупления человеческих грехов: душа за душу. Речь идет о низшей, животной душе человека — «нефеш», похожей на души представителей животного мира. Высшая, «ангельская» душа человека — «нешама», воплощение его духовности, не нуждается в таком искуплении.
Известно, продолжает Рамбан, что съеденная человеком пища становится неотъемлемой частью его естества и прямо влияет на его поведение. Поэтому, если бы люди пили кровь животных, то вместе с ней они впитывали бы в себя их грубый, примитивный нрав. Почему же это не происходит, когда мы едим мясо? Потому что мы его тщательно пережевываем, и оно попадает в наш организм в сильно измененном, измельченном и переваренном виде, теряя свою первоначальную «животную» структуру, но не меняет нашу человеческую сущность. В отличие от мяса, жидкая кровь попадает в желудок сразу, в сыром виде.
Еще одно объяснение. Мясо не меняет нас, поскольку представляет собой чисто материальную пищу. Кровь же, будучи квинтэссенцией души убитого животного, несет в себе значительный духовный компонент и поэтому гораздо больше влияет на человека.
Главное состоит в том, заключает Рамбан, что кровь животных искупает грехи людей на храмовом жертвеннике, и Б-г в своем милосердии принимает низшую душу взамен хотя и повинной, но более совершенной души человека.

Ради жизни
«По обычаям страны египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям страны Ханаан, в которую Я веду вас, не поступайте…» (18:3).
В заключительной части раздела «Ахарей» перечислены запрещенные виды половых связей: сожительство ближайших родственников, а также интимные отношения с теткой, мачехой, женой сына, женой брата и т. д. Категорически запрещается связь с чужой замужней женщиной — еврейкой, вступившей в брак по еврейскому закону (с хупой и ктубой). Абсолютно неприемлемы гомосексуализм и скотоложство — «мерзость это».
Прежде чем приступить к перечислению упомянутых законов, Тора предостерегает евреев от подражания другим народам: «По обычаям страны египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям страны Ханаан, в которую Я веду вас, не поступайте… Мои законы исполняйте, и Мои установления соблюдайте… исполняя которые, человек живет ими» (18:3–5).
В словах «живет ими» содержатся две важные мысли. Во-первых, иудаизм — это не просто религия, вера. Это образ жизни и, если хотите, цивилизация, существующая в рамках гармоничной и самодостаточной системы. Те, кто требует отделить в Израиле религию от государства, просто не понимают, о чем идет речь. Иудаизм от такого отделения не пострадает. Он две тысячи лет существовал без государственной опеки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора