Царица любовь

1351762867_ararat

Но благородная ненависть наша
рядом с любовью живет.

Владимир Высоцкий

В праздник Пурим я основательно выпил коньячку. Не армянского, как в молодости – моего любимого, а израильского. Выпив, сел к компьютеру. В начале раздолбал всех противников в блиц в шахматы. Интересно, что когда протрезвел – проиграл три подряд.

А потом прочёл переписку в группе горских народов в фейсбуке. Я публикую там свои статьи и песни, меня очень уважает дагестанец, координатор содружества, и называет меня «настоящим горцем»,- потому что, как он уверяет, я выше политики. Оценка очень лестная — тем более, что мой раввин объясняет успех среди разнонаправленных иудеев и даже неевреев той же причиной.

Однако в Пурим, прочтя переписку, я был уверен, что впервые в жизни перепил. Именно коньяк заставил меня прочитать что-то не то. На вопрос, кто же такой Амалек, которого евреи должны уничтожать, кто-то ответил: «Конечно, армяне!». Более того, он привел выдержки из лауреата Нобелевской премии писателя Чачкеса, историка Немировского и так далее. Дальше шли глубокомысленные ответные размышления каких-то армянских историков, что евреи виноваты в геноциде армян в Турции, в попытке создания своего государства в Азербайджане и ещё во всех остальных смертных грехах.

Убедившись с изумлением, что это не проделки коньяка, я сразу решил разрядить атмосферу полемики. Если юмор приходит исправить пафос, то ложный пафос – сам Б-г велел.

Вспоминаю анекдот-быль. Умирает великий армянский мудрец. Вокруг собрались ученики, дети, все плачут и с вниманием прислушиваются к последнему наставлению Учителя. Наконец он со слезами на глазах вещает: «Дети мои, берегите евреев». – «А про армян папа родной что скажет?» – «Берегите евреев!» – «Почему?» — «Кончат с ними – примутся за нас».

В споре на фейсбуке я тут же заявил, что писатели пишут рассказы, историки – диссертации, и чем больше они приврут – тем доходнее. Никакого отношения их вымыслы к реальности не имеют. И с таким же успехом можно судить Льва Толстого за доведение до самоубийства Анны Карениной. И что мы сегодня не знаем, кто такой Амалек. И не узнаем до прихода Машиаха. А сегодня он может занимать должность министра любой страны, включая Израиль, но, как «настоящий горец», имена я приводить не буду. На вопрос армянина: «А когда узнаете, что сделаете?» – я ответил: «Что Машиах скажет, то и сделаем». Кстати, моему Учителю очень понравился такой ответ.

Сейчас, почти протрезвев, я хочу немножко рассказать, кто такой Амалек. Почему его надо ненавидеть? И почему он ненавидит нас?

Приведу ассоциацию из талантливой книги «Гарри Поттер». У Гарри, которому напророчено уничтожить Тёмного Лорда, основное качество, позволяющее ему решить задачу, — сила любви. У «того, кого нельзя называть» сила ненависти, гордость и насмешничество. Точно такая система взаимоотношений у евреев с Амалеком. А теперь попробуем уяснить, кто такой Амалек и почему Израиль должен ему мстить.

Еврейские мудрецы указывают, что мстительность – одна из основных черт Амалека. В Пуримской истории рассказывается, что Аман – потомок Амалека рисковал своей жизнью, давая совет Ахашверошу убить Вашти из мстительности. Вашти в своё время дала ему пощечину за то, что он пытался её соблазнить. А его ненависть к Мордехаю и желание уничтожить весь еврейский народ – только из-за того, что Мордехай ему не кланялся?!

Переведем само слово «Амалек». Народ-кровопийца. Его можно сравнить с мухой, которая ищет открытую рану, чтобы вкусить крови. Его ненависть отличается от ненависти других народов. Даже самые страшные злодеи забывают иногда о вражде к Израилю, особенно, когда им это выгодно. Или вдруг проявляют милосердие; или, как в пустыне, страх. Но Амалека нельзя подкупить, испугать, вызвать сочувствие, что-либо ему объяснить. Для него, в силу его гордости и насмешки, не существует истина — вне собственного «я». Он не атеист, те просто обычно дураки. А Амалек умён. И страшно хитёр. Он знает, что есть Б-г, но хочет изгнать его из нашего мира,- и, как следствие, уничтожить евреев, свидетелей его Всемогущества.

О Биламе, величайшем из нееврейских пророков, в Торе сказано: «И увидел он Амалека, и произнес свое пророчество: первый из народов – Амалек, но конец его – гибель». Первенство можно расшифровать так: он первый начал сражаться с Израилем, причем в минуту величайшего торжества еврейского народа. В тот момент, когда народы и властители трепетали перед Всевышним. Умолкли, словно камень. И весь мир был близок к тому, чтобы признать: Всевышний будет править во веки веков. Тогда Амалек пришел и стал сражаться с Израилем.

Почему он выступил в войну один, когда все остальные признали себя побежденными? Разве он был сильнее фараона, Сихона, Ога, Моава, Эдома? Может быть, Израиль вошёл в его пределы? Нет!! Амалека отделяло от Израиля огромная территория, населенная пятью народами, а также страшная пустыня. Амалек был, повторюсь, не дурак, он знал, что потерпит поражение и будет стерт с лица земли,- но для него важнее было остудить жар тяги к Всевышнему, охвативший все народы мира. Внести в их сердца и сердца сыновей Израиля страх и сумятицу. Доказать, что в мире правит не любовь, а случайность и ненависть.

Опять вспоминаю анекдот.  Двое спорят, есть ли в мире Всевышний. Один приводит аргумент:

— Человек упал с 9 этажа и не разбился. Это же чудо!

— Нет, это случайность.

— Но он второй раз упал и не разбился. Это что – тоже случайность?- Нет, это совпадение.

— А что ты скажешь, если человек третий раз упал и не разбился – это совпадение?

— Нет, это просто привычка.

А теперь обратимся ко времени прихода Машиаха. Рамбам пишет, что кардинально ничего не изменится — кроме того, что земля наполнится знанием о Всевышнем и все люди будут ощущать смысл своего существования в служении истине,- в соответствии с корнем души каждого. Исчезнут конкуренция, властолюбие, ненависть, войны, насмешки. Так может, Амалек тогда сам себе сделает харакири? Чтобы нам не пришлось стирать этого мстительного убийцу «бумерангом» его же оружия: отмщением, ненавистью, оружием. Хотя, конечно, по закону справедливости «мера за меру» всё это ему, нацисту, причитается…

И я верую полной верой, что

«Я однажды проснусь,
А вокруг мир другой,
Светел, чист,
Бесконечно прекрасен.
А на троне высоком —
Царица любовь,
А на меньшее я не согласен».

(Н. Носков)

Потому что, как пишет один из моих любимых поэтов Эдуард Асадов, «ненависть, как ни сильна порою, не самая сильная вещь на свете».

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора