Но благородная ненависть наша
рядом с любовью живет.
Владимир Высоцкий
В праздник Пурим я основательно выпил коньячку. Не армянского, как в молодости – моего любимого, а израильского. Выпив, сел к компьютеру. В начале раздолбал всех противников в блиц в шахматы. Интересно, что когда протрезвел – проиграл три подряд.
А потом прочёл переписку в группе горских народов в фейсбуке. Я публикую там свои статьи и песни, меня очень уважает дагестанец, координатор содружества, и называет меня «настоящим горцем»,- потому что, как он уверяет, я выше политики. Оценка очень лестная — тем более, что мой раввин объясняет успех среди разнонаправленных иудеев и даже неевреев той же причиной.
Однако в Пурим, прочтя переписку, я был уверен, что впервые в жизни перепил. Именно коньяк заставил меня прочитать что-то не то. На вопрос, кто же такой Амалек, которого евреи должны уничтожать, кто-то ответил: «Конечно, армяне!». Более того, он привел выдержки из лауреата Нобелевской премии писателя Чачкеса, историка Немировского и так далее. Дальше шли глубокомысленные ответные размышления каких-то армянских историков, что евреи виноваты в геноциде армян в Турции, в попытке создания своего государства в Азербайджане и ещё во всех остальных смертных грехах.
Убедившись с изумлением, что это не проделки коньяка, я сразу решил разрядить атмосферу полемики. Если юмор приходит исправить пафос, то ложный пафос – сам Б-г велел.
Вспоминаю анекдот-быль. Умирает великий армянский мудрец. Вокруг собрались ученики, дети, все плачут и с вниманием прислушиваются к последнему наставлению Учителя. Наконец он со слезами на глазах вещает: «Дети мои, берегите евреев». – «А про армян папа родной что скажет?» – «Берегите евреев!» – «Почему?» — «Кончат с ними – примутся за нас».
В споре на фейсбуке я тут же заявил, что писатели пишут рассказы, историки – диссертации, и чем больше они приврут – тем доходнее. Никакого отношения их вымыслы к реальности не имеют. И с таким же успехом можно судить Льва Толстого за доведение до самоубийства Анны Карениной. И что мы сегодня не знаем, кто такой Амалек. И не узнаем до прихода Машиаха. А сегодня он может занимать должность министра любой страны, включая Израиль, но, как «настоящий горец», имена я приводить не буду. На вопрос армянина: «А когда узнаете, что сделаете?» – я ответил: «Что Машиах скажет, то и сделаем». Кстати, моему Учителю очень понравился такой ответ.
Сейчас, почти протрезвев, я хочу немножко рассказать, кто такой Амалек. Почему его надо ненавидеть? И почему он ненавидит нас?
Приведу ассоциацию из талантливой книги «Гарри Поттер». У Гарри, которому напророчено уничтожить Тёмного Лорда, основное качество, позволяющее ему решить задачу, — сила любви. У «того, кого нельзя называть» сила ненависти, гордость и насмешничество. Точно такая система взаимоотношений у евреев с Амалеком. А теперь попробуем уяснить, кто такой Амалек и почему Израиль должен ему мстить.
Еврейские мудрецы указывают, что мстительность – одна из основных черт Амалека. В Пуримской истории рассказывается, что Аман – потомок Амалека рисковал своей жизнью, давая совет Ахашверошу убить Вашти из мстительности. Вашти в своё время дала ему пощечину за то, что он пытался её соблазнить. А его ненависть к Мордехаю и желание уничтожить весь еврейский народ – только из-за того, что Мордехай ему не кланялся?!
Переведем само слово «Амалек». Народ-кровопийца. Его можно сравнить с мухой, которая ищет открытую рану, чтобы вкусить крови. Его ненависть отличается от ненависти других народов. Даже самые страшные злодеи забывают иногда о вражде к Израилю, особенно, когда им это выгодно. Или вдруг проявляют милосердие; или, как в пустыне, страх. Но Амалека нельзя подкупить, испугать, вызвать сочувствие, что-либо ему объяснить. Для него, в силу его гордости и насмешки, не существует истина — вне собственного «я». Он не атеист, те просто обычно дураки. А Амалек умён. И страшно хитёр. Он знает, что есть Б-г, но хочет изгнать его из нашего мира,- и, как следствие, уничтожить евреев, свидетелей его Всемогущества.
О Биламе, величайшем из нееврейских пророков, в Торе сказано: «И увидел он Амалека, и произнес свое пророчество: первый из народов – Амалек, но конец его – гибель». Первенство можно расшифровать так: он первый начал сражаться с Израилем, причем в минуту величайшего торжества еврейского народа. В тот момент, когда народы и властители трепетали перед Всевышним. Умолкли, словно камень. И весь мир был близок к тому, чтобы признать: Всевышний будет править во веки веков. Тогда Амалек пришел и стал сражаться с Израилем.
Почему он выступил в войну один, когда все остальные признали себя побежденными? Разве он был сильнее фараона, Сихона, Ога, Моава, Эдома? Может быть, Израиль вошёл в его пределы? Нет!! Амалека отделяло от Израиля огромная территория, населенная пятью народами, а также страшная пустыня. Амалек был, повторюсь, не дурак, он знал, что потерпит поражение и будет стерт с лица земли,- но для него важнее было остудить жар тяги к Всевышнему, охвативший все народы мира. Внести в их сердца и сердца сыновей Израиля страх и сумятицу. Доказать, что в мире правит не любовь, а случайность и ненависть.
Опять вспоминаю анекдот. Двое спорят, есть ли в мире Всевышний. Один приводит аргумент:
— Человек упал с 9 этажа и не разбился. Это же чудо!
— Нет, это случайность.
— Но он второй раз упал и не разбился. Это что – тоже случайность?- Нет, это совпадение.
— А что ты скажешь, если человек третий раз упал и не разбился – это совпадение?
— Нет, это просто привычка.
А теперь обратимся ко времени прихода Машиаха. Рамбам пишет, что кардинально ничего не изменится — кроме того, что земля наполнится знанием о Всевышнем и все люди будут ощущать смысл своего существования в служении истине,- в соответствии с корнем души каждого. Исчезнут конкуренция, властолюбие, ненависть, войны, насмешки. Так может, Амалек тогда сам себе сделает харакири? Чтобы нам не пришлось стирать этого мстительного убийцу «бумерангом» его же оружия: отмщением, ненавистью, оружием. Хотя, конечно, по закону справедливости «мера за меру» всё это ему, нацисту, причитается…
И я верую полной верой, что
«Я однажды проснусь,
А вокруг мир другой,
Светел, чист,
Бесконечно прекрасен.
А на троне высоком —
Царица любовь,
А на меньшее я не согласен».
(Н. Носков)
Потому что, как пишет один из моих любимых поэтов Эдуард Асадов, «ненависть, как ни сильна порою, не самая сильная вещь на свете».