Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И смертный бой вести готов
Интернационал
Последнее время межнациональная рознь охватывает все больше регионов мира. Я вырос в Грузии, стране достаточно толерантной. Во всяком случае, слово «жид» я впервые услышал в первый и в последний раз в 22 года. И то не в Тбилиси, и не свой адрес, а просто сказанное при мне в санатории Гудаута донецким шахтером. Я так удивился, что заявил соседу по столу, двухметровому детине, что я еврей из Грузии и если он осмелится повторить это слово, то я его зарежу.
Однако, в Грузии была своя специфика. Вспоминаю шутку: грузинский политический деятель Филипп Махарадзе послал запрос в ЦК КПСС — надо ли понимать фразу: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» как: «Армяне всех стран, собирайтесь в Тбилиси!»? Я не знаю, что ему ответили, может, в стиле армянского радио: «Отвечаем: на такие глупые вопросы не отвечаем».
Впрочем, мой сосед, директор роддома, тоже рассказывал историю. У него родили женщины трех разных национальностей. Пьяная санитарка забыла одеть им номерки. Директор вышел к отцам – армянину, грузину и негру, предложил разобраться самим, а если не удастся, сделать генетические проверки. Первым зашёл грузин. Показывает на черного ребенка и говорит – мой. Что кричит директор? Грузин достает кинжал и кошелек и предлагает: «Что тебе больше нравится?». Директор: «Я и сам вижу, что это твой, но как ты догадался?» «А что, я всю жизнь должен был бояться, что выращиваю на своей груди армянина?»
Но всё это анекдоты. На самом деле в Тбилиси все гораздо лучше.
А сейчас я хочу отвлечься и поговорить о нищих. Всё-таки в мое время нищие в Тбилиси, не смотря на всю толерантность, предпочитали собирать милостыню среди своих. Армяне – у армянской церкви, русские – у русской, евреи – у синагоги.
Впрочем, я знаю одно исключение. В Москве около церкви сидят друг напротив друга двое нищих. У одного табличка «подайте бедному еврею», у другого «подайте бедному русскому». Естественно, русскому все подают, а еврея обходят. Наконец, отец-настоятель пожалел еврея и посоветовал ему пересесть. Тот обиделся и кричит русскому коллеге: «Хаим, смотри, этот гой учит нас, как делать бизнес!».
Недавно израильский раввин посетил Тбилиси. Он человек рассеянный, ещё бы – мой младший брат. Поэтому паспорт, документы, деньги оставлял в месте, где останавливался. А местные деньги ему были не нужны. Однажды вечером у входа в синагогу русская нищая попросила у него милостыню. Брат всегда дает милостыню неевреям, как полагается по еврейскому закону. Но евреям предпочтительно давать милостыню скрытно — как близким. А неевреям – открыто, для освящения имени Всевышнего. Когда брат 20 лет тому назад вернул ошибочно данную сдачу продавцу гранатов на тбилисском рынке, тот вдруг спросил: «Кто ты по национальности?» — «Еврей» — «Благословен да будет Б-г евреев!»
Но женщине брат ответил: «У меня нет с собой денег» и вывернул карманы. «У, обманщик, гаденыш!» — вдруг услышал он, «Сегодня не Шабат, чтобы у тебя не было денег!». Брат засмеялся и сказал своему коллеге: «Ну и интернационал у этих нищих! Русская в дверях синагоги обзывает раввина за то, что у него нет денег».
Закончив дела, брат выехал в аэропорт. По дороге рассказал историю шофёру-грузину и для наглядности тоже вывернул карманы: в доказательство, что у него нет грузинских денег. Вдруг он удивленно заметил, что в карманах нет не только грузинских денег, но и паспорта, билета на самолет и денег на дорогу из Тель-Авива в Иерусалим. Времени вернуться не было. Срочно позвонили коллеге, тот на такси привез забытое в аэропорт.
Раби Акива, споря с римлянином, говорит, что нищие спасают нас от Гейнома. Давая им деньги из милости, мы удостаиваемся право на милость небес – ведь передСоздателем мы все нищие. Но в данном случае нищая спасла моего брата от опоздания на самолет и дала мне возможность написать этот рассказ.
Подавайте милостыню, и не злитесь, когда вас ругают – себе дороже!!
я не помню был ли это тоже Акива или другой какой рабби, но вобще-то сказано что а)лучшая благотворительность—это дать человеку не деньги а способ их зарабатывания; и б)подаяния—это «хлеб стыда». и вобще, злоупотреблять доверием и жалостью людей—свинство. есть миллион благотворительных фондов, организаций, есть правительственные программы—какого хрена стоять на улицах и выжимать у людей подачки (причём у них самих это возможно последнее)?