Писать о русскоязычной общине — дело благодатное, но не благодарное. А тем более о русскоязычной еврейской общине. Благодатное — потому что материала всегда уйма, а неблагодарное — потому что как таковой, в моем понимании, русскоязычной общины в Америке не существует. Как не существует и русскоязычной еврейской общины. (Ох, в этом месте, наверное, многие зубами заскрежетали: «Да как он смеет, как только язык поворачивается!» Да уж поворачивается…)
«Чего же тогда, — спросит меня читатель, — ты пишешь и о чем, если писать не о чем?» Отвечу: «Обидно, очень обидно, что до сих пор русскоязычное еврейство в Америке не заняло достойное место в “табели о рангах” в американской еврейской общине. Не хочет нас принимать в свои ряды American Jewish Сommunity, хоть плачь».
В чем же причина? Неужто мы, русские евреи, «пришлые», так сильно отличаемся от «коренных» американских евреев? Посмотрим, как все обстоит на самом деле.
Давайте обратимся за консультацией к уважаемому источнику. Это Исследовательский центр Pew (The Pew Research Center), расположенный в Вашингтоне, который проводит исследования в области социальных проблем, общественного мнения и демографических тенденций, формирующих общество как в США, так и во всем мире. В октябре прошлого года этот центр опубликовал весьма интересный отчет об исследованиях американской еврейской общины под названием «Портрет американских евреев» (A Portrait of Jewish Americans).
Вот некоторые цифры и выводы из этого отчета.
«Американские евреи в подавляющем большинстве говорят о том, что они гордятся тем, что они евреи. Но в то же самое время исследование показывает, что еврейская идентичность меняется в Америке, где сегодня 22% евреев называют себя нерелигиозными. При этом 62% опрошенных определяют свое еврейство через родословную и культурные традиции, в то время как 15% считают, что еврейство — вопрос принадлежности к иудаизму. И даже среди религиозных евреев более половины — 55% — считают, что еврейство — вопрос национальности и культуры, а две трети уверены, что для того, чтобы считаться евреем, нет необходимости верить в Б-га. По сравнению с евреями, идентифицирующими себя через религию, нерелигиозные евреи (также часто называемые “секулярными” или “культурными”) не только менее религиозны, но и намного меньше участвуют в различных еврейских организациях и намного реже воспитывают своих детей как евреев.
Смешанные браки имеют самое непосредственное отношение к приведенным выше цифрам, поскольку они распространены гораздо чаще среди “секулярных” евреев, чем среди религиозных. Так, 79% из них имеют супруга-нееврея по сравнению с 36% среди евреев религиозных. И, конечно же, евреи в смешанных браках, так же, как и нерелигиозные евреи, гораздо реже воспитывают своих детей в еврейской вере. Поэтому почти все евреи (96%), имеющие евреев-супругов, воспитывают детей по иудаизму. А вот среди евреев, имеющих супруга-нееврея, только 20% воспитывают детей по еврейской религии. Примерно одна треть (37%) евреев, состоящих в смешанных браках, заявила о том, что они вообще не растят своих детей как евреев. Не совсем понятно: то ли смешанный брак делает американских евреев менее религиозными, то ли меньшая религиозность подталкивает американских евреев к смешанному браку, то ли и то и другое вместе взятое.
Несмотря на изменения в определении еврейской идентичности в Америке, 94% американских евреев (в том числе 97% евреев по религии и 83% евреев вне религии) говорят, что они гордятся тем, что они евреи. Три четверти американских евреев (в том числе 85% евреев религиозных и 42% евреев нерелигиозных) также заявили, что у них есть “крепкое чувство принадлежности к еврейскому народу”.
И эмоциональная привязанность к Израилю не ослабевает ощутимо среди американских евреев в последнее десятилетие, хотя это проявляется заметнее среди “евреев по религии” (и старшего поколения в целом), чем среди “евреев не по религии” (и молодых евреев в целом). Так, около семи из десяти опрошенных евреев говорят, что чувствуют либо очень прочную связь (30%), либо относительную связь (39%) с Израилем.
Ключевая цель опроса заключалась в изучении еврейской идентичности: “Что значит быть евреем в Америке сегодня?” Значительное большинство американских евреев заявили, что их чувство еврейства определяется прежде всего памятью о Холокосте (73%) и определенной этикой образа жизни (69%). Более половины (56%) считают, что для них быть евреем — это значит отстаивать справедливость и равенство. И около четырех из десяти опрошенных полагают, что забота об Израиле (43%) и хорошее чувство юмора (42%) имеют важное значение для их еврейской идентичности.
Согласно исследованию, евреи из бывшего Советского Союза и их потомство составляют около одной десятой еврейского населения США (5% взрослых евреев сообщили, что они родились в бывшем Советском Союзе и еще 6% родились в США, но у них по крайней мере один из родителей родился в бывшем Советском Союзе)».
Давайте разбираться. Судя по всему, американские евреи отделяют свое культурное или этническое еврейство от иудаизма как религии. (Русскоязычные евреи не видят четкой связи между этими двумя понятиями. Быть евреем для них означает принадлежать к национальности, то есть к этнической группе.) Американские евреи, в свою очередь, похоже, не уверены, религиозная они группа или этническая. Многие обходят этот вопрос, называя себя «евреями по культуре».
Исторически евреи проводили между собой и окружающими народами две границы: евреи не могли практиковать ни одну религию, кроме иудаизма, и не могли заключать браки с неевреями. Эти границы помогали сохранять еврейскую веру и еврейскую общность.
Среди американских евреев основные формы выражения этнической и культурной принадлежности всегда были связаны с религией. Соответственно, сегодня, по мере того как слабеет религия, слабеет и американское традиционное еврейство.
Исследование центра Pew показывает, что американские евреи, у которых были массово развиты религиозные и культурные структуры в то время, когда в Советском Союзе таких структур было крайне мало, теперь мало чем отличаются от русскоговорящих евреев, оттуда приехавших.
Так что же происходит? Вроде мы уж довольно близки друг другу, а «встреча на Эльбе» все никак не состоится. И наши многочисленные русскоязычные еврейские организации по-прежнему не имеют почти никакого удельного веса в американской еврейской общине. И русскоязычные евреи не представляют собой почти никакого интереса для американских еврейских организаций.
Самое обидное еще и то, что русскоязычные евреи проявляют особый, нехарактерный для иммигрантов патриотизм. Это патриотизм людей, которые любят эту страну не потому, что они здесь родились, а именно потому, что они родились не здесь.
И они понимают, что их жизнь сложилась бы совершенно по-другому, если бы они не приехали в Америку. Они благодарны этой стране, благодарны всей общине. А община (еврейская) говорит им: «Кыш!»
Я уже упомянул выше о существовании русскоязычных еврейских организаций. Имеются в виду «низовые», первичные организации. Но у нас же существуют еще и гиганты еврейского движения — всякие федерации, советы, форумы, ассоциации и прочие объединители и «вперед ведущие». Существуют десятилетиями, энергично проводя в жизнь различные программы, в том числе и по адаптации русскоязычного еврейства, а воз и ныне там. В чем причина?
На вопрос «почему?» возникнет масса ответов-объяснений — о разных путях самоидентификации американских и русских евреев, включающих вопросы веры, религии, культурных и семейных традиций и т. д. и т. п.
Но может быть, хватит? Может быть, хватит отвечать на вопрос «почему так?» и пора найти ответ на вопрос «как сделать?». Как сделать, чтобы мы могли представительствовать во всех без исключения институтах американского еврейского истеблишмента?
Совершенно очевидно, что нужна новая идея, если ничего из существующего сегодня не работает. Или подзабытая старая, которая сегодня могла бы заработать, при новых обстоятельствах.
Я обращаюсь к руководителям русскоязычного еврейского движения Америки: «Дайте идею! Или поддержите разумное предложение, если таковое появится. Потому что, судя по многочисленным публикациям, на сегодняшний день все сводится только лишь к рассуждениям и сожалениям по факту. А дела нет. Потому что критиковать легче, чем делать».
И чтобы меня не обвинили именно в таком критиканстве — я лично готов делать что-то конкретное, чтобы пришел конец рассуждениям о «первичности» и «вторичности» евреев в Америке. Чтобы американская еврейская община открыла нам свои двери и объятия!
Вот таким я вижу итог будущей большой работы, которая должна быть проделана!
Игорь КАЗАЦКЕР