Мы строим Храм души своей
Где слово всякое – кирпичик,
И каждый хочет поскорей
Уйти от пагубных привычек
С.Т. Кунина
Еврейские пророки не приходят сообщать новые знания об устройстве мира. Цель их пророчеств – всегда призывать свой народ к смирению и раскаянию. Особенно это важно в тяжёлые времена. А впрочем, были ли когда-то у нас легкие?
В период Вавилонского изгнания, 26 веков тому назад, Всевышний показывает пророку Йехезкелю будущий Храм; требует, чтобы тот возвестил Израилю о Храме и считает — это вызовет раскаяние и смирение. Пророк удивлен приказом Всевышнего. Ведь евреи находятся в изгнании, их дух упал, рассказы о Храме могут принять за издевательство! Потом, смирения у них и без того хватает — их жестоко угнетают, а раб не может быть гордым.
Однако смирение раба – не самое лучшее состояние и оно непостоянно. Да и ничего нет на свете страшнее бунта рабов, почувствовавших слабость угнетателя!
В журнале «Беерот Ицхак» приведен комментарий рава Нахума Шатхина на книгу Йехезкеля: «Нужно понять, почему пророк пытается подтолкнуть людей того поколения к раскаянию, показав им картины будущего Храма? Всевышний не приказал Йехезкелю идти и напрямую увещевать народ, напоминать евреям о совершенных грехах. Он хотел, чтобы евреи увидели величественные картины небесного Храма и, в сравнении с ним, осознали свое низкое духовное состояние и устыдились своих грехов.
Говорят наставники мусара, что есть разные виды стыда, приводящие к смирению. Иногда человек понимает, насколько низко в духовном плане он находится, и это осознание своих недостатков может привести его к смирению и изменению в лучшую сторону. Но и есть другая, более высокая ступень стыда, приводящая человека к смирению. Когда человек постигает духовную красоту и величие другого — тогда он уменьшается в собственных глазах, он перестает гордиться собой. Такая скромность и приниженность проистекают не от того, что он увидел свои недостатки — а оттого, что увидел достоинства другого.
Когда пророк Йехезкель раскрывает народу Израиля величие будущего Храма, его внешнюю и внутреннюю красоту и ту святость, которую Храм излучает,- именно тогда, в сравнении с величием Храма, осознают евреи величину своих грехов и это станет причиной смирения и раскаяния».
Недавно у меня в ешиве ушли напарники по учебе. Я обратился к своему раввину, он посоветовал искать новое место учебы. Я позвонил в другую ешиву, мне предложили перейти, обещали создать условия.
Но я задумался: что для меня является главной работой на этой земле?! Понял, что это — работа в керуве, приближении людей к Б-гу. А какие качества являются наиболее ценными для выполнения этой функции? Способность к творчеству, в частности, к литературе и музыке – ими меня Б-г наградил для выполнения Его работы.
А что ещё? Наверное, смирение. Я помню, в молодости меня раздражали Толстой и Достоевский – только тем, что свысока смотрели на меня со страниц своих романов. Может, требуется также любовь к людям? Уверенность в своих силах?
Как этого всего достичь? Ведь черты характера в подарок не даются. Я принял решение остаться в ешиве, потому что обрести и сохранить смирение можно, только ежедневно наблюдая за моими учителями – большими праведниками. Впитывая и перенимая их качества.
Наверное, Всевышний одобрил моё решение и условия для занятий на старом месте неожиданно только улучшились.
Тора пишет, что Моше Рабейну был самым скромным человеком в мире. В то же время он своей рукой записал в Торе, что он был и будет величайшим пророком на Земле. Как же это совместимо? Очень просто. Он постоянно общался со Всевышним, впитывал в себя Его скромность. Да и заменивший Моше Йошуа Бин Нун заслужил право стать преемником Моше в первую очередь тем, что буквально «растворялся» в своём учителе. И оттого Творец сказал Моше про Йошуа, предупреждая Учителя, что его учиник станет приемником: «возложи на него руки свои… потому что он – человек, в котором дух (смирения)».
Так уж повелось, что самая большая гордыня — у самых больших глупцов. А признак невежи – похвальба. Видимо, от этого в демократических странах наверх вылетают далеко не самые лучшие, не самые достойные и квалифицированные политики – ведь перед выборами их нужно безмерно расхваливать…
Оберегайте Храм души.
В мертвящий холод Антарктиды
Отправьте старые обиды
И злобной зависти ножи.
(С.Т. Кунина)