Возможно, из-за своего светского образования — «подвергай все сомнению», как учил Декарт, а быть может, из-за советской привычки постоянно ожидать, что тебя пытаются обмануть, та или иная идея иудаизма порой вызывает у меня скепсис.
Одна из таких идей — то, что Третий Храм нам строить не придется — что он спустится с неба готовым. И хотя я произношу ежедневно в утренней молитве о Храме: «…который Ты, Господь, построишь своими руками», я каждый раз недоумеваю: почему Он, а не мы? Может быть, я начал это понимать.
Святость разных частей мира неодинакова. Есть Святая земля, в ней, уровнем выше, Иерусалим, а в Иерусалиме есть гора Мория. Существуют в нашем мире и, как это называет русский язык, «забытые Б-гом места». «Что б они ни делали — не идут дела», — пел о незадаче жить в таком месте в старом фильме Андрей Миронов.
На горе Мория состоялось назначенное Всевышним и Им же остановленное жертвоприношение Ицхака. На горе Мория Яаков видел лестницу, соединяющую наш мир с высшим; Всевышний там говорил с ним. «И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Господь присутствует на месте этом, а я не знал!» (Брейшит, 28:16).
Три тысячелетия назад на горе Мория, указанной для этой цели Всевышним, царем Шломо был воздвигнут Храм — место общения евреев с Творцом.
В отличие от синагог или культовых зданий у других народов, Храм не принадлежал людям. Он был Домом Б-га, и Б-г распоряжался в нем. Он решал: кто, где, когда и как должен строить его, как служить в нем.
В Храме постоянно происходили десять чудес. Малейшее уклонение от данного нам Торой сложнейшего канона, касающегося служения людей в Храме, вело к смерти нарушившего. Когда в начале странствования по пустыне освящался еще переносной Храм, сыновья Аарона Надав и Авиу «принесли пред Господа огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и пожрал их, и умерли они пред Господом». (Ваикра, 10:1–2).
Тремястами годами позже переносным Храмом на время овладели филистимляне. Они были явно недостойны того, и у них начались несчастья. При царе Давиде возвращенный филистимлянами переносной Храм перевозили в Иерусалим: «Узза протянул (руку) к ковчегу Б-жью и поддержал его, так как волы тряхнули его. И воспылал гнев Господа на Уззу, и поразил его там Б-г за его оплошность, и умер он там у ковчега Б-жья». (Шмуэль II, 6:6–7).
Раз в год, на Йом Кипур, первосвященник должен был для служения войти в Святая Святых Храма. Если первосвященник был человеком, недостойным того, жизнь его обрывалась в Святая Святых по воле Небес. На этот случай к его ноге привязывали веревку — ведь больше никто не имел права войти туда. И вот в завершающий период Второго Храма, воздвигнутый взамен разрушенного Навуходоносором Первого, из года в год тела первосвященников вытягивали из Святая Святых на веревках.
Связано это было, возможно, с тем, что на рубеже нашей эры Второй Храм, построенный праведными Эзрой и Нехемией, был перестроен царем Иродом. Если даже царь Давид был недостоин строить Храм, так как убивал врагов своего народа вроде Голиафа, то что же с Иродом, губителем тысяч евреев?
В Храме при Ироде прекратились чудеса, и алое полотнище, вывешивавшееся на Храме в Йом Кипур, перестало к концу праздника выцветать в белое. Наши мудрецы учат, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Я думаю, в первую очередь именно из-за беспричинной ненависти к евреям их правителя Ирода, связавшего Храм со своим именем.
В 70 году н. э. евреев постигла самая ужасная в нашей истории катастрофа: был сожжен Храм, разрушен Иерусалим, погибла большая часть евреев, населявших Иудею, а выжившим предстояло изгнание. На тысячелетия прервалась эпоха Храмов.
В песне после перехода через Красное море евреи пели (в переводе версии текста рабби Ш. Р. Гирша): «Это мой Б-г, и я должен стать Ему домом; я должен пытаться выразить Его волю в каждом своем слове и деле». Всевышний обращается в Торе к евреям: «И построят мне Святилище, и Я буду обитать среди них». (Шмот, 25:8).
Современный раввин Ш. Рискин объясняет эту фразу так: «Место пребывания Б-га — среди еврейского народа, а не внутри Святилища». Возникает вопрос: не были ли два Храма для нас школой приближения к Творцу и обучения духовному пути «стать Ему домом»? В таком случае с разрушением Второго Храма обучение завершилось.
Развитие иудаизма после разрушения Храма двинулось в новом направлении. Принесения жертв — во времена Храмов основной путь обращения к Творцу — заменились молитвами, изучением и толкованием священных текстов. Исчезла роль для наследственной касты коэнов, во времена Второго Храма в большинстве относившихся к неуважаемой секте цдуким. Как манифестация того — рабби Акива, которому мы обязаны возникновением раввинистического иудаизма, даже не был евреем по крови. Так же, как и основной автор Мишны рабби Меер. О потере значимости наследственного священства после разрушения Храма говорят слова рабби Меера: «Даже нееврей, изучающий Тору, равен первосвященнику».
Недавно мы вновь обрели Святую землю. Трудно представить, что от нас потребуется сейчас восстановление связи со Всевышним через возобновление жертвоприношений и возвращение к состоянию, как будто не было последних двух тысячелетий нашего духовного пути.
Но не может быть случайным и возвращение в наши руки самого святого места на земле — горы Мория.
Эта гора — сейчас ее принято называть Хар-Хабаит — Храмовая гора — наиболее подходящее место для общения со Всевышним, вознесения ему молитв, более естественное, чем подножие горы с остатками подпорной стены Храмового двора, перестроенной Иродом и называемой Стеной Плача.
Сегодня логично разделить проблемы Храма и Храмовой горы. 9 лет назад израильтянин из москвичей, Ицхак Имас, изучив соответствующие законы иудаизма, начал организовывать подъемы групп евреев на Хар-Хабаит. Понимая, за что идет борьба, 31 августа 2010 года арабы, недалеко от Хеврона, подстерегли машину, в которой ехали Ицхак и его жена Талия и расстреляли ее — да отомстит Всевышний за кровь праведников.
Но восхождения на Хар-Хабаит продолжаются.
Недавно в Кнессете возобновилось обсуждение деликатной темы владения евреями самого святого места на земле — Хар-Хабаит, переданного щедрой рукой Моше Даяна после войны 1967 года под управление мусульманского ВАКХа. Настало время вернуть гору законным владельцам.
Сегодня представляется правильным мнение евреев, что сама Хар-Хабаит, а не подножие ее, является верным местом принесения нами молитв Всевышнему. И поэтому здесь должна быть воздвигнута наша главная синагога.
А Дом Б-га, Храм? Если Ему будет угодно, Храм спустится к нам с неба готовым.