Оккупация Крыма «астероидными» воинскими подразделениями
Учитывает ли Россия, что сегодня не просто захватывается Крым, сегодня разрушается как-то работавшая система международных взаимоотношений. Да, плохо работавшая, да с недостатками, но защищавшая мир от большой войны.
«У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется “астероид В-612″. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом»
Антуан де Сент-Экзюпери
Переворот или революция?
Переворот там на Украине или революция, это вопрос терминологии, кому что нравится, а легитимная власть в Киеве или нет, это вообще внутриукраинский вопрос. Но каким бы внутриукраинским он ни был, Россия в принципе никогда не будет относиться к Украине, как к просто иностранному государству. Для Путина Украина — это буфер между Россией и странами НАТО, а для массового сознания — вообще часть России, возомнившая себя иностранной.
— А для чего буфер? Чего, собственно опасаться, чай не во времена татаро-монгольского нашествия живем?
— А вот бомбили же Белград для замены одних этнических чисток другими, Ливию, прекратившую международные провокации и свернувшую ядерную программу. Или Саддама, не к ночи будь помянут.
Любая ПВО рассчитана на конкретное время реагирования. Если атака производится с площадки, расположенной к западу от Украины, то время подлета гораздо больше, чем с площадки на восточной границе Украины. Такая позиция для «недружественных» ракет сможет превратить ПВО России в груду ненужного металлолома, а потому, разъяснил Яков Кедми в своем выступлении на Iton TV[i], и придется России забрать всю Украину, не только Крым. «Если Украина вступит в ЕС, то рано или поздно вступит в НАТО. А вступление в НАТО Украины для России смерти подобно» — утверждает Кедми. — «Удастся сменить режим мирно — очень хорошо, а не удастся, придется решать этот вопрос военной силой», только как бы силами самого украинского населения.
Realpolitik, господа! Можно как бы спросить население соседней страны, хочет ли оно воспользоваться правом на самоопределение, помочь ей подсчитать итоги референдума, благо этому учить не надо, и узнать, что да, конечно хочет. А тогда прийти на помощь в реализации национальных чаяний и присоединить их к России. При этом непонятливым нужно объяснить:
— Кто источник суверенитета?
— Народ!
— Так народ и решил, а мы просто помогаем выполнить его волю!
Только в этом есть знаменитая «Уловка 22» (Catch-22). В таком случае западная граница России передвинется и опять окажется слишком близко к ЕС, настолько, что потребуется еще один санитарный кордон.
Гремя огнём, сверкая блеском стали
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход.
Любовь к простым решениям обязывает. И вот по Крыму стали кататься, блокируя украинские военные объекты странные воинские подразделения, по форме, вооружению, фейсконтролю — ну совсем ВС России, только опознавательные знаки спороты. Появились они на украинской территории, как бы спустившись вместе с БТРами с астероида, как «Маленький принц». Кстати вооруженные силы без опознавательных знаков не попадают под действие Женевских конвенций.
Эти «неведомые» войска уже вышли за пределы Крыма на территорию Херсонской области. В районе поселка Чонгар они заняли позиции напротив армейские подразделений Украины. Стоят бывшие друзья напротив, пока, к счастью, не стреляют.
Очень смешно пошутил Президент России. У него вообще интересное чувство юмора. На вопрос, откуда у этих странных солдат военная форма, он сказал, что в магазине купили, она, дескать, свободно продается.
А совсем недавно Черноморский флот затопил на фарватере военно-морской базы Украины на озере Донузлав списанные корабли российского флота — БПК пр. 1134Б «Очаков» и спасательное буксирное судно «Шахтер». Фарватер блокирован, украинские корабли заперты в базе. «Очаков» — кораблю не маленький, водоизмещение 7000 тонн, длина 173 метра, и делали это не спустившиеся с астероида неведомые бойцы, а ЧФ России.
В общем-то, это «Казус бэлли» (casus belli) — формальный повод для объявления войны.
Но для войны нужны стороны этой войны. Об украинской армии говорить в этом плане несерьезно, она не в состоянии оказать никакого реального сопротивления России, потому и выбрала единственно возможную политику на сегодняшний день — абсолютное отсутствие силовой реакции на действия России и апеллирование к международным институтам.
Россия говорит, что не имеет отношения к проблеме Крыма. Ну и вообще — самооборона, господа, и защита населения. Только так ли?
Как говорят, возможны варианты.
Была возможность заключить с Украиной договор о запрещении размещения на ее территории военных объектов НАТО с такими гарантиями, которые Россия сочтет достаточными. Было возможно, но сейчас уже поздно.
— Достаточных гарантий не бывает!
Бывает. И гарантии обеспечиваются собственными вооруженными силами. Если ракеты начинают перемещаться в сторону Украины (от НАТО) или Кубы (из СССР), а в случае Израиля, в сторону Хизбаллы или Хамаса, то их уничтожают на месте или заставляют убрать угрозой военных действий. Это разве не гарантия? А если не в состоянии уничтожить или заставить убрать, то нужно выбирать посильные задачи.
— Но международные законы!
А международные законы существуют только в справочниках международных законов. Они работают, если есть стремление и сила их реализовывать, военная или политическая. А так — был некий консенсус центров силы по Ираку, Ливии или Косово — разгромили.
Вот и Путин, он то чем хуже? Почему не вернуть Крым сейчас, пока власть в Киеве неустойчива? Обоснования его действий шаткие, но искушение реализовывать собственные амбиции создается не только собственными вооруженными силами, но и слабостью тех, кто этим амбициям мог бы противостоять.
Путин еще в 2008 году обосновывал свою позицию по Абхазии и Южной Осетии отношением Запада к отделению Косово от Сербии. Вроде логично: если отделение приемлемо в Косово, то почему этот подход не использовать в Грузии или в Крыму? Отличие в том, что отделение Косово, как и остальных частей бывшей Югославии, произошло после многих лет военного насилия. Это мало похоже на ситуацию в Крыму.
Захватить Крым для России и организовать референдум по отделению несложно. А что потом?
А потом, когда гордость от проведенной операции пройдет, знамена унесут на склад и настанет пора унылой реальности, то гораздо больше народа поймут то, что лучше бы понять уже сегодня.
Крым — дотационный регион. Ежегодные дотации из бюджета Украины составляли 1,1 миллиарда долларов. Но это вчера. А если Крым войдет в состав России, то расходы будут намного больше. Существенную составляющую доходной части бюджета Крыма давал туризм. В 2013 году в Крыму из 5,9 млн туристов, россияне составили только 1,5 миллиона, остальные — жители Украины. Сомнительно, что туристический поток из Украины сохранится на прежнем уровне. Пансионаты и санатории Крыма состояли на балансе профсоюзов или различных министерств и ведомств Украины, но после присоединения Крыма, потоки денег из Украины для них прервутся.
Бюджетные проблемы, в принципе, решаемы, но не быстро. Умиляет в этом плане сообщение сайта lenta.ru, похожее акт саморазоблачения властей Крыма:
Бюджет Крыма будет увеличен в два раза в случае, если регион по итогам референдума примет решение о вхождении в состав России, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление председателя Верховного совета республики Крым Владимира Константинова.
Вот примерно так, без затей рассказали новые власти Крыма о грядущем увеличении бюджета в случае присоединения к России. Расчет прост — присоединиться к России и настанет лучшая жизнь. Вот так, всё просто. Чечне можно, а Крыму разве нельзя? Может стоит присоединиться к более богатой стране и пожить за счет более богатых? Есть, правда, одна мелочь — поток бюджетных денег из Москвы обогащает только властную верхушку, до населения не доходит…
Голова пухнет. Взять всё, да и поделить!
М. Булгаков
Москва будет вынуждена платить пенсии крымским пенсионерам. Социальная помощь и прочие виды бюджетных выплат в Крыму составила за 2012 год 2,65 млрд долларов, и их придется платить за счет российского пенсионного и социальных фондов. Но уровень пенсий определяется законодательством страны, а если страна — Россия, то придется поднять размер пенсий и зарплат жителей Крыма до среднего российского уровня. Это не просто. Уровень валового регионального продукта на душу населения в Крыму на 80% ниже российских показателей. Средний доход жителей Крыма составляет 2693 гривны в месяц, а это вдвое меньше, чем в соседнем Краснодарском крае.
Крым пока не в составе России. Запад, в принципе, стремится помочь Украине сохранить территориальную целостность, но сегодня такого международного шерифа, о котором мечтал Вильсон, нет. Если бы действия России были бы поддержаны определенной группой государств — «Варшавским договором», например, ничего не попишешь, но такой структуры нет и развязывать мировую войну из-за Крыма никто не будет. Даже Лукашенко осудил действия России, вот и получается, что Путин не “Белый ковбой”, а “Нехороший парень”, именно в силу реального международного отношения к его действиям.
В реальной политике задач у государства не так много — всего три: безопасность страны, благосостояние граждан и государственный строй. Морали в задачах государства нет, сплошной материализм. Если Путин, реализуя задачи России в собственном понимании, наступил кому-то на ногу, но у него есть сила игнорировать недовольных, а недовольным пока что придется копить силы. И ничего более.
Учитывает ли Россия, что сегодня не просто захватывается Крым, сегодня разрушается как-то работавшая система международных взаимоотношений. Да, плохо работавшая, да с недостатками, но защищавшая мир от большой войны. Путин сегодня может обрушить всё, снова вернуть мир во времена «холодной войны», но силы заставить всех смириться, принять его решения, у него нет. Правда, есть понимание слабости современных западных держав.
Баланс сил в регионе рассматривать бессмысленно, по причине отсутствия этого баланса.
Вооруженное противодействие силам России в состоянии оказать лишь США совместно с НАТО. Только нужно ли это? Даже с учетом истечения гарантийных сроков хранения ядерных запасов России, она, как и прежде, остается мощной ядерной державой, так что воевать — себе дороже. Да и применением силы лучше угрожать, чем применять реально. Проблема в том, что эти угрозы должны быть убедительны настолько, чтобы угрозам поверили. Убедительны ли угрозы у Путина? Безусловно, да. А у Обамы? Не менее безусловно — нет!
Тесты на убедительность — дело почти привычное. Только ленивый не высмеивал Сару Пейлин, критиковавшую администрацию США за вялую реакцию на действия США по поводу Грузии в 2008 году и предсказавшую, что при такой реакции следующей будет Украина. Получилось не смешно.
Президент Буш тогда поговорил с Путиным и ничего не добился. Тест прошел для России успешно — через год все вернулось на круги своя, началась «Перезагрузка». Кстати, разговор Буша с Путиным произошел тоже во время олимпиады, только пекинской. Может в олимпиадах что-то подправить?
Вот еще тесты на убедительность: специальный советник генерального секретаря ООН Роберт Серри в Симферополе вынужден был запереться в кафе “Венские булочки” от местных дружинников. Видимо «булочки» его укрепили, и он рискнул под крики “Путин! Путин!” добраться до автомобиля и уехать в аэропорт. Не помог ему статус спецпосланника и поручение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Мало ли что там напоручают… А миссию ОБСЕ в составе 52 военных и гражданских экспертов из 28 государств и журналистов на КПП в Армянске (Перекопский перешеек) «астероидные» военные без опознавательных остановили предупредительным огнем.
И что? А ничего…
Обама поговорил с Путиным по телефону. Результат — не лучше, чем у Буша.
США отделены от всего этого беспорядка океаном, ЕС привязан к проблеме экономически: все же газ нужен, да и рынок важный… Но в регионе есть и еще страны. С севера на юг: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия (с Чехией), Венгрия, Румыния, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан… Многие из них хорошо помнят интернациональную помощь, не так давно все это было:
Ломят танки широкие просеки,
Самолёты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках.
Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми — красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!
Устроит ли их судьба послемюнхенской Чехословакии? Как-то не верится. А завтра могут вспомнить, что выход в Балтийское море недостаточен, и что за это в Прибалтике еще Петр воевал. А Габалинская РЛС? Восстановить бы ее, да Азербайджан против. Но ведь в процессе восстановления заодно можно будет решить и проблему морского шельфа Каспия, а это уже интересно. Ну а о Грузии вообще говорить нечего, помочь страдающим абхазам и осетинам — это же в любой момент.
Возможно, эти страны попытаются создать какой-то военно-политический блок[ii]. Своих силенок не хватит — займут, но так вот жить и ждать, когда в России решат, что в твоей стране правительство нелегитимно, не очень интересно.
Евросоюзу конфликт в центре Европы совсем не нужен. 6 марта на внеочередном заседании в Брюсселе ЕС предложил создать контактную группу, которая будет заниматься вопросами территориальной целостности Украины, проблемами национальных меньшинств и подготовки к демократическим выборам. Создание группы под вопросом — это зависит от согласия России. ЕС учитывает и вариант, при котором группа создана не будет.
В этом случае ЕС оставляет за собой право в сотрудничестве с США ограничить перемещение отдельных лиц и заморозить активы, принадлежащие виновным в эскалации напряженности в Крыму. Если и это не поможет или начнутся военные действия, то третий шаг, добавила Ангела Меркель, “приведет к серьезным и далеко идущими последствиями для отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией, но я надеюсь, что до это не дойдет”.
Надежды надеждами, но время уходит.
События на Украине и Израиль
События на Украине сегодня в центре внимания настолько, что смогли серьезно повлияли на ход американо-израильской встречи в верхах. Президент Обама перед встречей вёл речь о закрытии «окна возможностей для заключения мира» и о невозможности для США далее «защищать Израиль на международной арене». Это было до того, как Путин получил разрешение Совета Федерации России на использовании российских вооруженных сил на территории Крыма, но в сегодняшней непростой ситуации Барак Обама оказался вынужден сместить акценты. Хватит ему проблем и с «Будапештским меморандумом» 1994 года, по которому США вместе с Россией и Великобританией гарантировали Украине территориальную целостность и неприкосновенность границ за отказ от статуса ядерной державы.
Проблема очевидна: как убедить Натанияху, что гарантии США чего-то стоят на фоне событий в Крыму. Вторая проблема, как убедить хоть кого-нибудь, к примеру — Иран, Турцию, Саудовскую Аравию или Египет, что безъядерный статус — это то, к чему они должны стремиться.
В такой ситуации выкручивать руки израильскому Премьеру стало гораздо сложнее. Понятно, что Натанияху всегда утверждал, что безопасность Израиля — это не гарантии США, НАТО или ООН, а только его вооруженные силы, и убежденность потенциальных и сегодняшних противников в способности и, самое главное, в готовности эти силы применить, ну и в ядерном оружии, если оно есть, конечно. Только сейчас истинная стоимость международных гарантий стала очевидна даже тем, кто упорно на них надеялся.
А что делать Израилю? Почему он, можно сказать, воды в рот набрал?
Вмешавшись в конфликт, Израиль помочь Украине не сможет ничем, а вот нажить влиятельного врага — это практически наверняка. Заявить «Пусть гибнет мир, но торжествует закон» Израиль не имеет права, его задача обеспечивает важнейшую функцию — безопасность государства и открытые двери для евреев всех стран. Если евреям Украины плохо там, то здесь, хоть и «не все в шоколаде», но их здесь всегда ждут и всегда рады.
[ii] как “заготовку” такого блока можно рассматривать www.visegradgroup.eu (прим. ред.)
Автор — Владимир Янкелевич
А. Габриель
— Thu, 13 Mar 2014 07:35:44(CET)
Лежу с девицей неодетый,
Но жаль: не страстью я томлюсь…
Мне мысли заняли Судеты,
Лавров, Бандера и аншлюс.
Забыться в ласковых объятьях
Хотя б на время поскорей,
Но мне судьба славянских братьев
Важней. Хоть родом я еврей.
Горяч я был и был распутен,
Теперь — надежд не подаю…
Спасибо Вам, товарищ Путин,
за половую жизнь мою.