По материалам урока р. Е. Свирского
Тема Пурима уникальным образом объединяет в себе аспекты главных героев Торы.
Адам согрешил с едой, съев без спроса плод с древа познания. В Пурим мы делаем праздничную трапезу, которая является заповедью. Этим мы устраняем грех Адама.
Ноах согрешил с питьем. После окончания потопа он посадил виноградник, сделал вино, напился и потерял контроль над собой. В Пурим мы имеем специальные отношения с алкоголем, реализуя идею «входит вино, выходит тайна». Этим мы исправляем грех Ноаха.
Перейдем к нашим праотцам.
Главная черта Авраама — хесед. В Пурим мы много занимаемся благотворительностью, то есть хеседом, раздавая цдаку бедным. В зажиточных еврейских районах в Пурим в богатые дома выстраиваются очереди бедных евреев и представителей иешив, так как принято в этот день по возможности никому не отказывать и хотя бы понемногу, но давать всем просящим.
Имя Ицхака означает «смех». Пурим включает в себя много атрибутов смеха. Это в первую очередь народная традиция пуримшпилей (аналог еврейского КВН). А также жанр Пурим-Тора, когда мудрые и веселые евреи пишут пародии в стиле талмудических дискуссий (см. например: http://meirbruk.net/de/mainmenu/1486-about-zaychege). В Пурим традиционно проводится и конкурс костюмов, в которых мы стараемся выразить присущий нам юмор.
Яаков выражает сфиру тиферет (красота) и аспект эмет (истина). В нашей истории Эстер представляет реализацию аспекта красоты, а Мордехай — реализацию аспекта истины.
Моше выражает идею дарования Торы. Но также считается, что в истории Пурима евреи вторично приняли Тору. Как это понимать?
Есть несколько объяснений. Одно из них заключается в следующем: на горе Синай евреи приняли письменную Тору. После этого началась эпоха пророков, которые передавали народу послания от Б-га. В процессе пуримских событий произошел переход от эпохи пророков к эпохе мудрецов. Мудрецы имели двойную миссию. С одной стороны, они занимались толкованием Торы, их миссия заключалась в реализации идеи устной Торы как интерпретации Торы письменной. И было очень важно, чтобы народ признал авторитет мудрецов и, соответственно, их интерпретации письменной Торы. С другой стороны, они отвечали не только за познание Торы, но и за духовное руководство народом. При этом в отсутствие пророчества инициатива как бы перешла от Б-га, который передавал свое влияние через пророков, к человеку — в виде мудрецов-авторитетов. Поэтому мы говорим о смене системы духовного руководства и при этом также о новой эпохе восприятия Торы — через интерпретации текста его знатоками. Первым мудрецом-авторитетом считается Мордехай.
Следующий ключевой герой Торы — Аарон. Он представляет первосвященство и Храм. Как это связано с историей Пурима? Комментаторы объясняют, что в те времена было пророчество, что Храм будет восстановлен через 70 лет, но не было указано, с какого момента отсчитывать этот срок. Ахашверош выбрал одну из дат, и когда по прошествии 70 лет от этой даты Храм не был восстановлен, то очень обрадовался. Он решил, что статус духовной столицы мира перешел от Иерусалима к Персии. И согласно комментариям к Пуриму, на том пиру, с которого началась пуримская история, Ахашверош использовал сосуды из Храма (которые были взяты при захвате Иерусалима), а сам оделся в костюм первосвященника. Этим он хотел подчеркнуть то, что Персия перехватила роль духовного лидера мира.
Но мы знаем, что Ахашверош ошибся в подсчетах, а Храм был восстановлен, при этом приказ евреям, разрешающий отстроить Храм, был дан сыном Ахашвероша и Эстер, который по нашему закону считается евреем, так как его матерью была еврейка Эстер.
Следующий персонаж Торы — Йосеф. Комментаторы находят много параллелей между Йосефом и Эстер. Они оба попали во дворец и стали вторыми лицами в государстве: Йосеф — при фараоне, Эстер — при Ахашвероше. Также их карьеры начались с пиров. Оба признавались очень красивыми.
Таким образом, мы видим, что главные герои Торы представлены своими аспектами в пуримской истории (Яаков, Моше, Аарон, Йосеф) и в заповедях празднования Пурима (Адам, Ноах, Авраам, Ицхак).
Наш центр JCBB приглашает на празднование Пурима в воскресенье, 16 марта. Чтение Свитка Эстер состоится в 5:30 рм, праздничная трапеза — в 6:30 рм.