– Уважаемый рав Элиягу!
Я симпатичный во многих отношениях человек, но слаб духом. Не пойму, какие силы руководят сердцем. Прошу объяснить мне, почему чем больше мужчина привязывается к женщине, тем меньше она благоволит к нему.
Павел, Санкт-Петербург
– Обсуждать этот вопрос с общих позиций совершенно бессмысленно. Ибо речь может идти только о частном наблюдении, построенном на эмоциях и личном опыте и не имеющем основы для универсальных выводов. В реальности же все в отношениях между мужчиной и женщиной сугубо индивидуально. И зависит от конкретной ситуации в конкретном контексте особенностей вступающих во взаимодействие личностей (характеров, эмоционального склада и т. п.), от степени их привязанности друг к другу, от уровня их понимания сущности таких взаимоотношений и т. д.
В жизни, разумеется, может быть всякое. Бывает и так, что мужчина, как Вы и пишете, все больше и больше «привязывается» к женщине, уделяет ей больше и больше внимания, а она к нему все меньше и меньше «благоволит». И тут возникает сразу же несколько принципиально важных вопросов.
Вопрос первый: существовало ли между ними изначально взаимное притяжение, что принято называть «химией»?
Бывает, что женщина принимает ухаживания, здраво, умом оценивая положительные качества мужчины, надеясь, что со временем и в ней пробудятся ответные чувства (что достаточно часто случается). А чувства эти, вопреки ее ожиданиям, не просыпаются. Взаимной «химии» (которая не имеет вербального определения и не подвластна человеческой воле) как не было, так и нет. В такой ситуации и говорить не о чем. У этой пары, как правило, нет совместных перспектив — без фундамента дом не построишь.
Второй вопрос: чем «измеряется» нарастание чувства мужчины к женщине?
Я, к примеру, не возьмусь дать определение понятию «любовь». За любовь можно принять сильное сексуальное влечение, которое зачастую имеет временный, случайный характер. Или, скажем, уязвленное самолюбие, способное породить некий «азарт»: «меня, такого замечательного, отвергают, значит, я должен во что бы то ни стало добиться благосклонности той, что ко мне почему-то не благоволит».
Вопрос третий: способна ли вообще эта конкретная женщина испытывать истинное чувство благодарности, которое в дальнейшем может перерасти в глубокую привязанность?
В принципе, доброта может покорить «вторую сторону». Если эта «вторая сторона» способна испытывать чувство благодарности. Однако в жизни нередко встречаются люди (и среди женщин, и среди мужчин), лишенные такой способности. В их внутреннем мире слишком большое пространство занимает эгоизм. Настолько большое, что для чувства благодарности, духовный корень которого — благодарность Всевышнему за все, чем Он одаривает человека, места не остается.
Этому типу представителей рода человеческого, как правило, свойственна неуемность желаний: чем больше дают, тем больше хочется получить. Это качество и последствия, к которым могут привести его проявления, метафорически точно описал тот же Пушкин в своем произведении «Сказка о рыбаке и рыбке» (полагаю, понятно, о чем я здесь говорю).
Вопрос четвертый: в чем на практике выражаются «старания» мужчины, который хочет заслужить благосклонности женщины?
Допустим, мужчина часто преподносит женщине дорогие подарки и т. п. А потом он смотрится в зеркало и видит вполне симпатичное отражение, удовлетворенное «широтой собственной души», уверенное, что именно так и должен поступать настоящий мужчина, покоряя сердце женщины. Ему и невдомек подумать о том, что на гладкой зеркальной поверхности — только его лицо. Ее отражения там по определению быть не может. И это тоже одна из граней проявления человеческого эгоизма.
Она осознает, что он ничего не знает о ней и знать не желает. Что все блага, которыми он осыпает ее, предназначены, в сущности, не ей, но какой-то абстрактной женщине, живущей в его воображении. Что в действительности ему нет никакого дела до ее подлинных духовных (и прочих) потребностей. И вместо благодарности, которую она по общепринятым меркам должна в подобных ситуациях испытывать к мужчине, в ней, помимо воли, угрожающе бурлит и нарастает раздражение, нередко сопутствующее бесперспективным угрызениям совести.
Evrey.com
Рав Элиягу ЭССАС