Если все живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.
Осип Мандельштам
В научном мире Америки произошло событие эпохальное: самый старый (издается с 1845 года) и популярный научный журнал страны Scientific American в ноябрьском номере за 2013 год напечатал статью профессора психологии Д. Беринга о реинкарнации (http://blogs.scientificamerican.com/bering-in-mind/2013/11/02/ian-stevensons-case-for-the-afterlife-are-we-skeptics-really-just-cynics). С. Е. Риглер уподобила невероятность этого происшествия печатанию рецепта приготовления свиной отбивной в кошерной кулинарной книге. Я бы использовал обратное сравнение: подаче кошерного блюда в вертепе (рационалистов)!
В статье речь идет об исследовании профессора Я. Стевенсона трех тысяч случаев детских воспоминаний о предшествующих жизнях, собранных в разных странах на разных континентах, на 2268 страницах двухтомного труда «Реинкарнация и биология».
Стевенсон пишет, что воспоминания эти живы у детей в возрасте от двух до пяти лет и наиболее ярки в случаях насильственного окончания прошлой жизни. Он документировал даже три случая, когда ребенок встречал убийцу из своей прошлой реинкарнации и атаковал злодея. Способствует ясности воспоминаний и физическая травма в прошлой жизни. Стевенсон описывает мальчика в Индии, родившегося с бескостными корешками пальцев на правой руке и помнящего, как в прошлой жизни потерял пальцы правой руки в дробильной машине. Реинкарнация, пишет Стевенсон, никогда не происходит немедленно после окончания прошлой жизни, всегда есть зазор в несколько лет. Не напоминает это Страну неродившихся детей Метерлинка?
Видный физик, лауреат престижной премии Хейна Немецкого математического общества Д. Кулманн-Вилсдорф считает, что работа Стевенсона установила «статистическую вероятность явления реинкарнации столь убедительную… что общее доказательство его не уступает требованиям в большинстве, если не во всех науках».
Я думаю, что такое признание научности исследования Стевенсона снимает недоумение об известных случаях, когда после черепно-мозговой травмы человек вспоминал незнакомые ему, иногда даже мертвые языки, такие как старофранцузский или санскрит. До сих пор это явление было принято квалифицировать как необъяснимое.
Конечно, ученым хотелось бы найти не только статистическое доказательство явления реинкарнации, но и механизм ее. Сам Стевенсон несколько наивно полагал, что такое открытие принесет «концептуальную революцию, рядом с которой коперниковская покажется тривиальной».
Мне весь этот научный восторг напомнил картинку, на которой ученые, обдирая ладони в кровь, карабкаются по крутому склону к сияющей вершине знания, но, достигнув ее, обнаруживают там религиозного еврея в лапсердаке и с пейсами, погруженного в священные тексты. «Зогар», основополагающая книга Каббалы, время написания которой относят ко II веку нашей эры, рассматривает гилгул (еврейское понятие, близкое к реинкарнации) как данность. Великий каббалист Ари (XVI век) даже определял, в кого реинкарнировали души выдающихся персонажей прошлого. Принимали гилгул как факт крупнейшие мудрецы последних веков — Виленский Гаон и Хофец Хаим. А Рамхаль, выдающийся мыслитель XVIII века, в классическом труде «Путь Творца» объяснял: «Всевышний организовал дело так, чтобы максимально повысить шансы человека достичь полного спасения. Душа может реинкарнировать множество раз в различные тела, при этом исправляя ущерб, причиненный ей в предыдущих реинкарнациях. Таким образом, она может приближаться к совершенству, не достигнутому ею в прошлых жизнях» (3:10). Что стоят по сравнению с такой глубиной мысли жалкие надежды современных ученых открыть механизмы реинкарнаций?!
Современные еврейские исследователи явления реинкарнации сосредоточены, понятно, на истории шести миллионов душ людей, погубленных в Холокост. С. Е. Риглер, собирающая такие сведения, описывает свой опыт. Рожденная в Нью-Джерси в 1948 году в семье, не затронутой Катастрофой, она пытается понять природу своей одержимости с детства этой трагедией. Ее одержимость, а также приведенные ею другие аналогичные случаи, вполне вписываются в теорию Стевенсена о том, что люди яснее вспоминают события из прошлых жизней, оборванных насильственно. И тут Холокост дал обильный материал.
Пример из приведенных Риглер: Нехама Борнштейн, рожденная в Дании в 1963 году, во сне шла с группой людей сквозь темный коридор. В этом необыкновенно четком сне она запомнила и правую стену из коричневых деревянных панелей, и низкий потолок, и левую стену из крашенного в белое кирпича. В конце коридора направо была не полностью открытая дверь, в которую заталкивали всех идущих. Довольно большая комната за ней была освещена, хоть источник света был невидим. Несколько лет спустя Борнштейн увидела этот коридор на выставке детских фотографий из Освенцима в Академии архитектуры в Копенгагене. Маленькая табличка под фотографией запомнившейся ей двери сообщала: «Вход в газовую камеру».
Высказывается мнение, что большинство евреев, рожденных в десятилетия после Холокоста, являются реинкарнацией погибших.
Интересный вопрос: почему все эти истории, включая серьезное научное исследование о нематериальности души, появились в наше время? Популярна формула, которую я слышал и от религиозных людей: «Нельзя научно ни доказать, ни опровергнуть существование Б-га». Мне кажется, нет ничего дальше от истины, доказательств бесконечно много.
Интересную идею я слышал от Ефима Свирского, психотерапевта и раввина, автора удивительных книг и лекций о случаях реинкарнации. Отец Ефима Григорий, известный писатель, когда-то фронтовик и коммунист, позже диссидент, всю жизнь остается атеистом. Мама Ефима, ученый-химик, доктор наук, умирая, попросила сына: «Отнесись к атеизму отца с пониманием. Он ведь не ученый…»
Становится понятным, почему величайшие ученые времен, когда наука была единой и, занимаясь ею, человек познавал мир, — Декарт, Ньютон, Лейбниц — были одновременно крупными теологами. Когда же наука распалась на мелкие отсеки, многие ученые перестали видеть за своим ограниченным предметом Творца.
Потеря сегодняшним «просвещенным человечеством» религиозности грозит нашей цивилизации аннигиляцией. Поэтому, быть может, и стало необходимым появление научных доказательств нематериальности души.
Пинхас Полонский как-то заметил по поводу одного природного феномена: «Неужели Всевышний считает нас столь тупыми, что дает нам такой явный знак своего присутствия?» Похоже, действительно считает. И открывает сегодня столь ясное свидетельство этого присутствия, как память о реинкарнации.
А нам остается или признать это свидетельство, или не признать. И настаивать, как предполагает эпиграф, на том, что «все живое лишь помарка». Рискуя при этом в следующей реинкарнации последовать путем из того же стиха:
К кольчецам спущусь
и к усоногим,
Прошуршав средь ящериц и змей,
По упругим сходням, по излогам
Сокращусь, исчезну, как протей.
Мне кажется, что жертвы возвращаются «сюда», как жертвы, а подлецы как подлецы. И души, в этом смысле, несмотря на их каноническую «чистоту», разнятся между собой, согласно раз и навсегда «полученным» ими сВыше ID. === Б.К. === P.S. Мне, например, встречались люди (и не раз), которые наверняка в прошлой жизни были палачами. О стукачах я вообще молчу.
Это мое «наблюдение», впрочем, никаким образом не относится к «неудачникам» или к людям, «достигшим определенного успеха».
Мнение автора комментария расходится с мнением Рамхаля, пересказанное в эссе, а также других авторитетов, что души приходят в наш мир, чтобы исправить себя. У автора же получается, что палачи остаются палачами, а стукачи — стукачами. Депрессивный подход.
Really my comment contained a so «depressed» approach that the newspaper’s management decided to completely deprive me of access to the website? === BK ===P.S. And by the way, the work of an absolute majority of «souls» on this «sinful earth» contrary to the assertions of the wise, by no means be called «cleansing», but on the contrary, I would say, deliberate and thoughtful defilement. In other words: the executioner returned here as the executioner, and a snitch — as a snitch. I am sure that the author of this article, looking back on his own «way of life», will agree with my thesis to this.B.K.
если в прошлой жизни было всё хорошо, то зачем возвращаться и что-то исправлять?
Уважемый Борис Гулько, вы опубликовали статью на весьма серьёзные и трудные темы. И мне хотелось бы поднять некоторые вопросы связанные с этими темами. Как нам известно, в этом мире есть одушевлённые и неодушевлённые «предметы». Например люди и растения. 1.) Мог ли человек быть растением в прошлой жизни?
Также есть животные, которые одушевлённые, но не люди. И соответсвенно 2.) Мог ли человек быть животным в прошлой жизни?
Далее, 3.) мог ли чёрный человек быть белым в прошлой жизни, например обама хусейныч в роли гитлера?
Далее, 4.) могла ли женщина быть в прошлой жизни мужчиной, например мадам гедрич в роли шабтая цви?
Далее, 5.) возможны ли воспоминания не из прошлой жизни, а из позапрошлой, или смешанные воспоминания из разных жизней?
Так-же заметную часть вашей статьи заняла тема Холокоста. Но разве
по еврейской религии, конец жизни в газовой камере разве не высота религии, то есть мученниская смерть от гоев во имя еврейства? 6.) Разве такая смерть не испарвляет все грехи, зачем после этого опять возвращаться в этот мир?
Также вы написали такую фразу:
«Потеря сегодняшним «просвещенным человечеством» религиозности грозит нашей цивилизации аннигиляцией.»
7.) А разве мусульмане не религиозны, 8.) или христиане во время инквизиции? 98.) Или хуйсиды «натурей карта» которые целуются с мусульманским фюрером ахмадиниджадом? 10.) Или особо религиозные гойдолим которые запретили пользоваться интернетом (кроме бизнеса)?
11.) Разве гойдолы и хуйсиды европы не были настолько религиозны, что не признавали заселения израиля до прихода мошияха? И из-за особой религиозности почти все оказались в газовых камерах.
12.)Разве гойдолы и хуйсиды америки не наступают на те же самые религиозные грабли когда не признают израиль, и помогают мусульманским пособникам делать погромы против евреев в Синае и Гуш Катифе?
13.) И разве религиозные из партии «шас» не готовятся поддержать предателя пипи нетаниягу при отдаче половины Иерусалима и Иудеи и Самарии, точно также как поддержали предателя шарона во время отдачи газы?
14.) И разве религиозные в синагогах не устроили день памяти предателя шарона, когда он отдал концы?
John Donut #2, тема реинкарнации — тёмная. Буддисты, да ещё Высоцкий считали, что человек может реинкарнировать в растение, например — в баобаб. В еврейской традиции я этого не встречал. Смена полов и рас, по рабби Свирскому, происходит. Если Вас интересует эта тема, проще почитать об этом у самого рабби Свирского.
Моё утверждение: «Потеря сегодняшним «просвещенным человечеством» религиозности грозит нашей цивилизации аннигиляцией.» доказывается просто — секулярные люди не заводят достаточно детей. Об этом последнее время публиковалось немало исследований. Потомок дурака из Натурей Карты может оказаться умнее своего папаши и продолжить наш народ. А потомок секулярного еврея не продолжит потому, что не родится. А уж если родится в США, то, с вероятностью более, чем 0,7 ассимилируется, вступив в брак с неевреем.
Мне, г-н Гулько, представляется своеобразным подтверждением моего тезиса, согласно которому » … стукачи — стукачами» сам непосредственно факт Вашего обращения ко мне: «автор комментария». Суть этой подчеркнутой отстраненности, по-моему, не только и не столько в желании «быть с коллективом», который на этом сайте относится к тому, что я пишу, а иногда и ко мне самому, резко негативно, а в самой демонстрации собственного Вашего «презрения» к «отщепенцу», коим без всякого сомнения здесь являюсь я, Борис Кегелес. Такими «соображениями» наверняка руководствовались тысячи тех «рядовых членов коллектива», кто «при встрече переходил на другую сторону улицы», «открыто не подавал руки» или подписывал «гневные письма трудящихся», добровольно и с готовностью становился «осведомителем» (стукачом).У меня, кстати, вернее некстати, редакция газеты (с которой у Вас, шахматиста и в-прошлом-диссидента «все вась-вась») отрубила доступ к сайту, как делала она это уже неоднократно и пишу я это, применяя довольно громоздкий способ, по-видимому в последний, для этой газеты, раз. Здесь, я считаю, уместно сказать, что такую «одиозность» я заслужил исключительно всвязи с высказыванием своего собственного мнения, которое почти всегда не совпадало с «мнением коллектива», почетным членом которого Вы, г-н Гулько, являетесь. И которое ни разу(!) здесь не было достойно и открыто опровержено. Я, в этой связи и на основании тезиса, высказанного мной в комментарии, почти уверен, что Вы, г-н Гулько, в своей прошлой жизни как раз и были таким «рядовым членом коллектива» и все эти Ваши «диссидентские» страшилки с «преследованиями» «укрыванием в под’ездам» и «убеганием по крышам — обыкновенное фурмановское вранье. «Ты только мне не мороси» — как говорили пацаны в нашем дворе.Борис Кегелес.B.K.
Известный парадокс в том, что люди привычно оценившие мою точку зрения самым отрицательным способом, не только не возмутились реакцией газеты, отключившей меня без каких бы то ни было причин от доступа к ее веб-сайту, но даже и не усомнились в этом и как-будто бы даже получили «некоторое» от этого удовлетворение.Между тем, декларативно все они, «как один» За «Свободу слова», За «возможность высказывания собственного мнения, каким бы противоречивым оно не было» … Декларативно. Опять-таки. Интересно, что при этом все эти люди предположительно относятся к самим себе как к свободолюбивым гражданам свободной и великой страны, решительно разорвавшими связь с тоталитарным прошлым и презрительно называют всех, кто хоть-чуть отличается от них «совками».Я вынужден здесь со всей убежденностью уверенно заявить всем этим людям: «Совки вы позорные!».Борис Кегелес.B.K.
Автору этого послания: в своём прошлом послании Вы написали: «пишу я это… по-видимому в последний, для этой газеты, раз.» Так чего стоят Ваши обещания?
Фраза, которая Вам, г-н Гулько, так пришлась по вкусу, никогда не носила форму «обещания» — скорее предположения. Связано это было с тем, что мой доступ на сайт был прекращен и сопутствующие этому технические трудности не позволяли мне быть сколько-нибудь уверенным в моем присутствии здесь, на сайте. Я, кроме того, пишу «по-видимому» — что означает, что Вы, так же как и другие пользователи сайта, сможете *увидеть* так ли это.
С другой стороны, мне понятен Ваш ажиотаж и нетерпение. Что ж, потерпите … === Б.К. === P.S. Со своей стороны искренне желаю Вам продолжать работу по собственному само-улучшению. Позвольте мне выразить надежду встретить Вас в будущей жизни законченным цадиком.
John Donut #2, я обдумал Ваше предположение: «могла ли женщина быть в прошлой жизни мужчиной, например мадам гедрич в роли шабтая цви?» Я думаю, уважаемая Рахель на роль реинкарнации Шабтая Цви явно не подходит. Но как насчёт нынешнего президента США? Напомню, что лже-мессия Шабтай Цви принял мусульманство.
К сожалению мадам гедрич пособница мусульман вместе с руссо-язычным пилитиком красным алэком бруком. Обе эти персоны поддеррживают строительство новых, и действие уже работающих, мусульманских террористических центров в ббруклине.
«Потомок дурака из Натурей Карты может оказаться умнее своего папаши..»
Ну что за дурной тон, ай-я-яй
Патолог, я бы написал: «Потомок умницы из Натурей Карты может оказаться ещё умнее, чем его папаша». Но звучит это как-то уж больно издевательски.
ещё скажите ультра, мракобесы, вот и будете своим среди своих
Как утверждает авторите В.Высоцкий, от баобаба может произойти лишь баобаб,а тем более от близкородственных связей… Если на Нетурей Карта» взглянуть со стороны,то эта группа-пожалуй единственная из размножившихся носителей разных версий иудаизма,будучи перемещ енной во времени в древний Израиль,сохранила бы шанс не быть побитой камнями! А впрочем …