После того, как не слишком дипломатично высказанный на прошлой неделе министром обороны Израиля скептицизм по поводу мирного процесса вызвал некий дипломатический скандал, государственный секретарь Джон Керри заявил, что его не пугают подобные утверждения, пояснив, что он «твёрдо верит в перспективы мирного процесса». И в этой своей вере Керри не одинок. Вокруг веры в то, что израильско-палестинский мир достижим, и достижим неотвратимо, возникла целая индустрия, которую не могут поколебать никакие факты. В качестве классического примера можно привести результаты объединённого израильско-палестинского опроса, опубликованные в декабре прошлого года под недвусмысленным заголовком: «Большинство израильтян (63%) и палестинцев (53%) поддерживают создание двух государств для двух народов».
Это звучит весьма обещающе, пока вы не прочтёте текст, напечатанный более мелким шрифтом. И тогда оказывается, что большинство палестинцев вообще не поддерживает соглашение о создании двух государств – или, по крайней мере, такое, которое будет основано на «известных всем» принципах. Фактически, когда в опросе озвучиваются элементы этого «известного всем» пакета условий, базирующихся, по мнению исследователей, на параметрах Клинтона и Женевской инициативе, 53% палестинцев возражают против такого соглашения, и только 46% высказываются за.
Более того, некоторые специфические параграфы пакета отвергаются как палестинцами, так и израильтянами, хотя 54% израильтян поддерживают весь пакет в целом, а 37% выступают против.
Например, значительное большинство — 68% — палестинцев возражает против «известного всем» плана раздела Иерусалима (Израиль оставляет за собой еврейские районы, включая еврейский квартал Старого Города и Западную Стену, в то время как палестинцы получают палестинские районы, включая остальные кварталы Старого Города и Храмовую Гору), и только 32% согласны с этим. Это находится в полном соответствии с их неизменным отказом признать какую бы то ни было связь евреев с Иерусалимом. Но израильтяне также отвергают это условие в соотношении 56% к 37% — соответственно их неизменному отказу уступить арабам святое место иудаизма, Храмовую Гору. Такое совпадение отражает понимание обеими сторонами того, насколько это предложение нереализуемо (как я объяснила в статье от 2012 года – Прим. перев.).
Но ещё более значительное большинство – 71 к 28 процентам – палестинцев не согласны с демилитаризацией палестинского государства (неудивительно, что израильтяне поддерживают это условие). Но оно уже долгое время признаётся международными посредниками как существенный элемент обеспечения безопасности при любом решении.
В вопросе беженцев авторы опроса умудрились составить его таким образом, что с ним не согласились обе стороны. Правда, палестинцы отвергли его с относительно небольшим разрывом – 52% к 46%, что меня поначалу удивило. Большинство предыдущих опросов показывало, что намного бОльшее число палестинцев не согласно отказаться от своей давнишней мечты – покончить с еврейским государством путём «возвращения» в границы Израиля миллионов палестинских беженцев. Но внимательно вчитавшись в текст, напечатанный более мелким шрифтом, я поняла, почему: в этом вопросе разработчики опроса отказались от параметров Клинтона в пользу Женевской инициативы, с которой не было и не будет согласно ни одно израильское правительство.
По этому плану Израиль отказывается от своего права определять, какому количеству палестинцев дать разрешение на поселение на его территории, обязавшись вместо этого согласиться на среднее количество палестинцев, которые будут приняты другими государствами — как, например, Иордания, которая в своё время предоставила гражданство миллионам палестинцев. Именно по этой причине предложенный в опросе план вызвал меньше возражений среди палестинцев, чем стандартная версия, согласно которой Израиль имеет право решать, какому количеству разрешить поселиться на его территории безотносительно числа палестинцев, принятых другими странами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что израильтяне решительно отвергли такой план (50% против и 39% за).
И, наконец, есть в этом плане самый важный раздел: даже «после образования независимого палестинского государства и разрешения всех спорных вопросов» палестинцы, тем не менее, отвергли «взаимное признание Израиля как государства еврейского народа и Палестины как государства палестинского народа» большинством в 56% против 43%. Другими словами, даже после того, как все другие вопросы будут «решены», палестинцы всё еще не хотят признать право еврейского народа на своё государство.
Так что, на самом деле, означает утверждение, что палестинцы «поддерживают решение двух государств для двух народов»? Видимо, то же самое, что оно означало всегда, как это было выявлено в необычно честном опросе 2011 года: не два государства, мирно и безопасно сосуществующих по соседству друг с другом, а два государства как ступень к окончательному уничтожению Израиля. Именно поэтому они настаивают на расселении в Израиле миллионов палестинцев; именно поэтому они отрицают какую бы то ни было связь евреев с Иерусалимом; и именно поэтому они не могут признать Израиль как «государство еврейского народа».
И до тех пор, пока дело обстоит именно таким образом, вера Керри в «перспективы мира», на самом деле, выглядит как «мессианская» — даже если со стороны Моше Яалона было не так уж мудро прибегнуть к такому выражению.
Опубликовано в журнале Commentary 16 января 2014 г.
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, январь 2014 г.
Чем меньше человек понимает в какой-либо проблеме, тем больше он уверен, что может её разрешить. В изаильско-палестинской проблеме, в этом вечном конфликте Керри не понимает и, по-моему, не способен понять ничего. Просто не дано! И было бы лучше, если бы ни США, ни ЕС не вмешивались в эти отношения. Думаю обе стороны скорее нашли бы компромиссные решения.
Знать бы еще, кто такие палестинцы.
Автор не знает. Как и, что такое историческая Палестина.
Большинство людей, особенно, высокообразованных, абсолютно не интересует смысл употребляемых ими терминов. Особенно, клише из политической риторики, которые зачастую термины подменяют.