Этот праздник является очень выразительным примером творчества еврейских мудрецов. В нем проявился глубинный, мистический, символический и ритуальный талант величайшего каббалиста Аризаля, создавшего этот праздник на основе нескольких аспектов иудаизма.
Существуют подходы и процессы, которые очень важны для человека в жизни. Большое значение имеют ритуалы. Они поднимают нас над рутиной будней. Хотя ритуалы и сами могут стать будничными, если происходят часто и мы их совершаем машинально. Поэтому праздники годичного цикла, которые бывают раз в год, не успевают застыть в рутине. При этом они дают «аромат» (flavor) каждому месяцу.
Также для нас важны символы. Наше подсознание и надсознание понимают символ как конверт, внутри которого скрывается послание — таинство и подключение к глубинным слоям психики и мистики. Ритуал — это практическое действие, символ — это интеллектуальный образ. Если же мы их подключаем к идее Всевышнего — максимального Авторитета в нашем мире, то и сами возносимся над материальными ограничениями и обретаем крылья для полета. Также для нас большое значение имеет подключение к старине — к древним корням, через которые мы питаемся архаической энергией.
Для праздника Аризаль взял древнюю дату календаря — 15 швата, которая имела прикладной смысл — точка расчета годичного периода для вычисления налогов от урожая плодов во время жизни евреев в Израиле. После изгнания евреев римлянами эта дата потеряла прикладную актуальность, но точка на календаре осталась (как бы пенек с корнями от срубленного дерева, к которому привили новое растение).
Нахождение даты Ту би-Швата в день полнолуния (середина еврейского лунного месяца) дает ей также энергию полной луны. Западный мир и его календарь потеряли связь с луной — евреи эту связь сохранили.
Большое значение в связи с этим праздником имеют семь плодов — пшеница, ячмень, маслины, виноград, финики, инжир и гранат — их список взят из Торы, где говорится о плодах, которыми славится Земля Израиля.
Аризаль использовал в ритуале Ту би-Швата два пасхальных «инструмента». Во-первых, идею седера — упорядоченного процесса еды как ритуала. Во-вторых, идею четырех бокалов вина, выпиваемых во время седера.
Обычно в праздники регламентировался только первый бокал вина или сока в виде кидуша, который освящает трапезу в самом ее начале. Остальные бокалы вина (в другие дни) имеют неформальный статус. Для Ту би-Швата четыре бокала имеют значение четырех освящающих элементов.
Одно из мистических объяснений (но есть и другие) заключается в том, что мы живем в четырех мирах — это асия, йецира, брия и ацилут, или материальный, психологический, творческо-интеллектуальный и духовно-религиозный миры. И каждый из бокалов освящает один из этих миров. И мы как бы входим во все четыре мира, осознаем свое присутствие в них и освящаем все четыре своих измерения.
Для большей образности используется красное и белое вино. Красное — символ материи, белое — символ духовности. Первый бокал — красное вино, второй — красное с добавлением белого, третий — белое с добавление красного, четвертый — белое вино.
Не обязательно выпить полностью все бокалы вина, можно из каждого бокала отпивать по чуть-чуть. Важно не столько выпить, сколько осознать, что мы поднимаем себя по ступеням духовных миров.
Также в этот праздник мы используем орехи и плоды с косточками. Орехи символизируют сокрытие (внутри скорлупы), а плоды с косточкой символизируют сокрытие внутри внутреннего мира (двойное сокрытие). Косточка выглядит еще более неприступной, чем скорлупа ореха, но в ней прячется семя, которое может вырасти в целое дерево.
Очень важно серьезно относиться к идеям ритуала и символа. Иногда они нам кажутся детскими, как новогодние утренники. Но мистики объясняют, что человек проходит по жизни в три этапа. В детстве ребенок искреннее включается в символы и ритуалы, но не осознает их. Потом наступает возраст критичности (от 13 до 40 лет), когда от ритуалов и символов отказываются, как от детскости. И уже затем приходит время раскрытия в нас мистика, и мы снова обращаемся к ритуалам и символам, однако уже воспринимаем их как глубинные ресурсы нашего духовного мира. Мы включаем осознанность, и душа настраивается на связь с Высшей реальностью.