Ивет, как называют Министра иностранных дел Авигдора Либермана близкие друзья и старые враги — несомненно опытный политик.
Сопровождаемый скандалами на протяжении почти двух десятилетий, человек, которого презирали, ненавидели и боялись широкие слои израильской политической и информационной элиты, Либерман вышел невредимым из всех колючек, обвинений и препятствий, брошенных на его пути.
«Было испытано все : его обвиняли в коррупции, называли бандитом, расистом , но ничего не помогло», — сказал старый противник Либермана газете Таймс оф Исраэль не так давно. «Его избиратели», отметил соперник, «продолжают за него голосовать».
Либерман — своеобразный политический гений и его потенциальные ловушки всплыли в его решении реанимировать старое предложение: включить крупный центр арабского населения Израиля в Галилее, «треугольник» арабских городов, прилегающих к «зеленой черте», в любой территориальный обмен с будущим палестинским государством.
План назвали по-разному: расизмом, трансфером, этнической чисткой и другими эпитетами. Однако эти ярлыки не отменили идею. Во всяком случае, для Либермана это доказательство того, что он попал в самую точку.
Вне всяких сомнений, Либерман действительно хотел бы видеть и выступал на протяжении многих лет за то, чтобы израильско-палестинские границы определялись по этническому признаку, а не по произвольному маршруту линии прекращения огня с Иорданией. Но этот план имеет две цели, кроме простой надежды Либермана, что он удастся. Это риторическая ловушка, которая по своей простоте и силе захватила идеологов израильских арабов, может ему послужить в его партийной реабилитации на выборах.
В чем заключается ловушка?
Чтобы понять, каким образом план полностью сбрасывает с весов разговоры израильских арабов, нужно всего лишь прочитать критику самих израильских арабов.
Афиф Абу Мух, 32-летний специалист в области высоких технологий из Бака эль Гарбия, одного из городов «треугольника», планируемых для обмена по плану Либермана, сердито написал о предложении на этой неделе в блоге израильского политолога Таля Шнайдера.
«Теперь, в качестве новогоднего «подарка», — пишет Абу Мух,- «меня собираются передвинуть вместе с моей семьей, лишить меня моего гражданства (а имеют ли они законное право сделать это?) «и все для того, чтобы удержать блоки поселений как часть Израиля».
План рассматривает «арабских граждан» (этот термин имеет большое значение, как мы увидим) как «стадо овец, а не граждан государства» и представляет собой «торговлю людьми — гражданами, которые относятся к меньшинству», — обвиняет он.
Один анти-сионистский блог подхватил жалобы Абу Муха, назвав план Либермана
«схемой, по которой Израиль произведет трансфер общины, содержащей 300 000 палестинских граждан под палестинский суверенитет при любом предлагаемом мирном плане с тем, чтобы укрепить еврейское большинство в Израиле».
Абу Мух уточняет этот пункт такой параллелью:
«Только представьте себе, что произойдет, если в один прекрасный день президент Соединенных Штатов, Барак Обама, предложит передать суверенитет отдельных частей США, населенных еврейским меньшинством, другой стране, скажем — Кубе, в качестве компенсации за другие регионы, и тем самым уменьшит количество еврейских граждан в США».
Интересно отметить неправильное употребление слов и пробелы в этом описании плана. «Трансфер», «переместить меня и мою семью» «стадо овец» и «торговля людьми» — фразы, которые предполагают, что израильские арабы будут физически перемещены. Конечно, это совсем не план Либермана. Он надеется передать саму территорию в руки Палестины, вместе с ее жителями, оставшимися в своих нетронутых домах. Суверенный Израиль сократится, и земли, которые члены ФАТХа и израильские арабские члены Кнессета продолжают называть «оккупированными», будут освобождены от сионистской оккупации.
Абу Мух жалуется на то, что этот план навязывается ему, потому что он «принадлежит к меньшинству», тогда, как этот план стремится позволить ему присоединиться к национальному большинству: арабоязычному, мусульманскому, палестинскому.
Абу Мух и блоггеры, которые подхватили его жалобы, делают упор на сравнении с американцами. Однако сравнение с Америкой высвечивает основные моменты их риторики, а не их предполагаемую позицию. Как бы мы действительно назвали Обаму, если бы территории, передаваемые Кубе, были расположены рядом с островом, или, скажем, Южная Флорида была бы населена миллионами этнических кубинцев, отдельные представители которых в Конгрессе на протяжении десятилетий выступали бы против незаконной колониальной «оккупации» Америкой их прежде испанской родины? Стали бы мы называть такого президента «расистом» за это отступление?
Если предположить менее запутанную параллель, что бы мы сказали о католическом городе в Северной Ирландии, который, получив шанс присоединиться к Ирландской Республике путем расширения ее границ до того, чтобы город оказался внутри них, категорически отверг бы эту идею как «расистскую»? Будет ли это расизмом удивляться, почему ирландские католики предпочитают «колониальный» британский паспорт вместо своего ирландского освобождения?
И в этом точно находится аккуратно поставленная ловушка Либермана: заставить израильских арабов, прямо или косвенно, отказаться от освобождения оккупированных палестинских земель.
Или, как он высказался сам на своей странице в Facebook, «арабы Вади Ара вдруг стали «обожателями Сиона».
Реабилитация
Возможно самая сильная критика плана, которая может быть лучшим показателем его основных намерений, связана с его сроками.
Либерман растерял значительную часть своего электората за прошедший год. Из 15 мест в прошлом Кнессете. НДИ имеет только 11 в текущем, после слияния с партией премьер-министра Биньямина Нетаньяху, «Ликуд». Опрос, проведенный бизнес журналом Глобс в октябре 2013 дал ей всего шесть мандатов на новых выборах. В общенациональных муниципальных выборах в октябре дела партии обстояли очень плохо: в Ашдоде, например, из пяти мест в городском совете осталось всего два. Стоит вспомнить, что Ашдод — израильский город с наибольшим числом русскоязычных израильтян, из которых НДИ по-прежнему привлекает значительное большинство в свою поддержку. Толчок к полному слиянию НДИ с правящей партией Ликуд был бесцеремонно отвергнут активистами Ликуда в последние месяцы.
Теперь Либерману грозит перспектива идти на следующие выборы без альянса с Ликудум и с резко уменьшенной базой независимой поддержки.
Жестокость политической реальности привела НДИ к необходимости воззвать к некогда надежной базе: русскоязычным иммигрантам, которые не доверяют ортодоксальному еврейскому религиозному истеблишменту и своему арабскому меньшинству.
Таким образом, новый законопроект, предложенный всего две недели назад, имеет целью роспуск ортодоксальных религиозных советов, которые формируют местные властные структуры израильского раввинского истеблишмента. Это единственно возможная радикальная мера против раввината, уже предложенная партией, и она всплыла в то же самое время, что и реанимация плана Либермана по «треугогльнику».
Пострадавший на выборах и нежеланный в своем бывшем политическом доме в Ликуде, Либерман обратился к верной оппозиционной политике, которая раньше давала ему большую поддержку.
Гордость и предубеждение
В плане Либермана есть многое, за что его можно хвалить с узкой точки зрения политической выгоды. Он сбрасывает политическую риторику израильских арабов с весов и собирает базу для восстановления своей избирательной репутации.
Хотя циничный аналитик может восхищаться умом и пользой риторической ловушки, но теперь, когда предложение Либермана введено со всей серьезностью в мирные переговоры, ущерб может появиться с неожиданной стороны.
Слишком часто в политической болтовне между арабскими идеологами и еврейскими популистами игнорируется тот примечательный факт, что огромное количество израильских арабов, возможно, больше половины их, на самом деле — гордятся тем, что они израильтяне.
Согласно израильскому демографическому указателю за 2012, отражающему цифры опросов за последние годы, 44.5% израильскиз арабов сказали, что они «гордятся быть израильтянами»: 14.1% “очень горды”, 30.4% “довольно горды” в 2011. Этот показатель был даже выше – 52.8% арабов сказали, что они горды быть израильтянами. Годовой индекс плавает между 40% и 53% в последние десять лет.
«Следует отметить, что выражение, которое используется в обследовании — не «израильский гражданин», а «израильтянин», — пишет историк и политический комментатор профессор Александр Якобсон в своем анализе результатов обследования 2012».
«Эта гордость, конечно, не является мнением израильских арабских политических лидеров, которые отвергают даже просторечие «израильский араб».
«Насколько мне известно», — объясняет Якобсон,- «никто из руководителей арабской общественности не принимает даже название «Израиль», и многие отвергают этот термин намеренно…. Приемлемой альтернативой является не «израильский палестинец» или ‘палестинский израильтянин», а «палестинский араб – житель Израиля», или «палестинский араб в Израиле».
Что приводит нас обратно к гневному письму Афифа Абу Муха? Вряд ли вызывает удивление, что Абу Мух обвиняет Либермана в расизме, но весьма примечательно, что делает он это, как бы вскользь, кратко и косвенно отмечая, что предложение «содержит некоторое количество отсталых идей»
Зато, Абу Мух посвящает 193 слова своим налогам, и это примечательный ряд аргументов.
«Каждый месяц, около половины моей зарплаты забирается государством, так чтобы премьер-министр мог купить мороженного на 10 000 шекелей в год, ароматических свечей на 6000 и позволить себе тратить воду на 80 000 шекелей (не говоря о полумиллионе, потраченном на кровать для похорон Тэтчер и т.д.)», — жалуется Абу Мух.
Его налоги расходуются на поселения, а не на его собственную общину, добавляет он: «Налоги, которые я вынужден платить по закону, идут на строительство поселений. За тот же период моя община и другие арабские общины редко видят что-либо взамен этих налогов. Все израильские правительства годами педантично направляли деньги на поселения, а не в те места, где в них нуждаются».
И последний штрих: такое предпочтение поселений на самом деле вредно для Израиля.
«Почему нас используют как объект бартера с целью сохранения поселений? Каким образом люди, которые живут там, превосходят арабских граждан? Как раз наоборот, ничто не причиняет большего вреда имиджу Израиля, чем поселения. И вовсе не зря, что израильский закон не был там применен и место находится под военным управлением. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы американские или европейские лидеры нападали или осуждали Израиль за арабские общины в треугольнике, Галилее или Негеве?»
Можно простить интерес к тому, каковы покупательские привычки премьер-министра, правительственное пренебрежение к арабским городам или критике Израиля западными лидерами за то, что он собирается что-то сделать с будущим гражданством Абу Муха . Это действительно могут быть достойные аргументы для всех сторон.
Однако Абу Мух не спорит против Израиля, а утверждает за него. Израильский араб горько жалуется в иврито-язычном блоге, который читают израильские политические элиты, что это не он или его товарищи «арабские граждане» (бросается в глаза, что термин «палестинские» как название израильских арабов, совершенно у него отсутствует), кто причиняет вред израильскому доброму имени в международном сообществе, а поселенцы, и на самом деле – это он платит налоги, даже притом, что не получает за это никаких благ.
Другими словами – он предан Израилю.
Неточная риторика Абу Муха, используемая для описания плана Либермана, становится, таким образом, вдруг понятной. План рассматривает арабов Израиля как «стадо овец, а не как граждан государства», пишет он, и нацелен на них, потому что они оказались «гражданами, принадлежащими к меньшинству» [курсив мой — H.R.G].
В обеих фразах его жалоба не в том, что израильские арабы перемещаются или сталкиваются с дискриминацией. Он знает, что план не предусматривает физического перемещения их, а прозрачно предпочитает быть членом меньшинства с израильским гражданством, чем большинством без него. Он жалуется, скорее, на то, что план игнорирует само гражданство, рассматривая его как оборотное и неважное.
Израильские арабы неоднородны в своем неприятии Израиля, как настаивают Либерман и арабские члены Кнессета. Половина из них откровенно рада быть израильтянами. В прошлом партия НДИ призывала ввести клятву верности для израильских меньшинств, без которой они не получат все преимущества гражданства. Тем не менее, даже притом, что израильские арабы медленно начинают ощущать себя частью государства, все больше заявляют в опросах, что они поддерживают АОИ и даже доверяют правому правительству, НДИ предлагает обусловить подписание окончательного соглашения удалением их из политического организма.
Перевод: Miriam Argaman | |
Опубликовано в блоге «Трансляриум« |