Южно-суданский конфликт и израильские интересы

 

Конфликт, вспыхнувший в минувшее воскресенье в Южном Судане угрожает не только стабильности африканского государства, но может нанести серьёзный ущерб израильским стратегическим интересам.

В основе противостояния между нынешним президентом Южного Судана Сальвой Кииром и его оппонентом бывшим вице-президентом страны Риком Машаром лежат, в первую очередь, политические амбиции и межэтнические противоречия.

В то же время, по всей вероятности, немалую роль сыграл здесь и вопрос об альтернативных маршрутах транспортировки южно-суданской нефти.

И более того, возможно, что попытка переворота в самой молодой стране мира связана также и с нарастающей борьбой между Израилем и Ираном в Восточно-Африканском регионе и вообще на Черном континенте.

***

Южный Судан возник в 2011, отделившись от Судана. Возникновению государства предшествовала длительная гражданская война между арабским мусульманским севером и нилотским христианско-языческим югом. В ходе войны северяне пытались исламизировать нилотские провинции, занимаясь геноцидом неарабского населения.

В 2005 под эгидой президента США Джорджа Буша было подписано соглашение о национальном перемирии и предоставлении автономии населению Южного Судана, завершившееся через шесть лет референдумом и провозглашением независимого государства.

Правящую партию Народно-освободительное движение Судана возглавил Сальва Киир, из самого многочисленного в стране народа динка, создав коалицию, куда вошли представители и других этнических групп.

Наиболее влиятельным политиком в правительстве после Киира стал Рик Машар, один из командиров повстанческой армии во время гражданской войны и представитель народа нуэр, второго по величине в Южном Судане.

В 1991, в разгар гражданской войны, отряды Машара, состоящие из нуэр и отколовшиеся от повстанческой армии устроили резню динка в окрестностях города Бор. При этом Машар, похоже, пользовался поддержкой хартумского правительства, заинтересованного в распрях между повстанцами.

Тем не менее, после провозглашения независимости, Киир, желавший сформировать широкую коалицию и тем самым уменьшить межэтническое напряжение, пригласил раскаявшегося Машара в правительство.

***

Несмотря на сравнительно плодородный климат и достаточное количество воды, экономика Южного Судана полностью завязана на продажу нефти, доходы от которой составляют 98% от бюджета страны.

После отделения Южному Судану досталось три четверти нефтяных месторождений, оцениваемых почти в семь миллиардов баррелей. В то же время единственный нефтепровод, позволяющий транспортировать нефть на экспорт, проходит через Северный Судан.

Отношения между странами после завершения гражданской войны остались далеки от дружественных, что связано как с мусульманской нетерпимостью северян, не простивших отделения, так и борьбой за пограничные районы нефтедобычи.

Хартум с удовольствием бы придушил экономику южного соседа, перекрыв ему нефтепровод, однако плата за транзит нефти по своей территории стала для Судана важной составляющей экономики.

Южный Судан согласился платить по 23 доллара за каждый баррель нефти, пропущенный через нефтепровод, идущий по территории северного соседа и одновременно начал поиски других вариантов.

Весной, стало известно, что правительство Сальвы Киира рассматривает сразу два альтернативных маршрута для нефтепроводов. Один к Красному морю через Эфиопию в Джибути, другой с выходом к Индийскому океану через кенийский порт Ламу.

Планы строительства нового нефтепровода, способного лишить Судан монополии на транзит, безусловно не вызвали энтузиазма в Хартуме.

В июне Судан перекрыл соседу нефтепровод, утверждая, что южане используют доходы от продажи нефти для финансирования сепаратистов на границе между государствами.

Киир направил в Хартум своего заместителя Машара для улаживания конфликта, вероятно рассчитывая, что прежние связи Машара с хартумским правительством помогут в разрядке ситуации.

Однако, возвращение Машара, уладившего кризис, вызвало новые проблемы. Можно предположить, что обеспокоенный возможной потерей нефтяного транзита, Хартум предложил Машару политическую поддержку в обмен на торможение строительства нефтепровода.

В июле Киир распустил правительство и отправил в отставку Машара, ставшего главным оппонентом действующему президенту и конкурентом на предстоящих в 2015 выборах.

А осенью, возобновилась деятельность, связанная с созданием нового нефтепровода.

В начале декабря отправленные в отставку министры во главе с Машаром созвали пресс-конференцию в которой обвинили Киира в диктатуре. Девять дней спустя начался мятеж в гарнизоне президентской гвардии, переросший в перестрелки в столице страны Джубе и приведший к сотням убитых. Ряд оппозиционных лидеров был арестован, но Машару удалось скрыться.

Стремясь снизить межэтническую составляющую конфликта, Киир заявил, что большая часть арестованных мятежников относится к его собственному народу динка, а не к нуэр.  Более того, проправительственные источники Южного Судана напрямую обвинили Машара в связях с Хасаном Аль-Тураби – лидером суданских исламистов и вдохновителем джихада.

Тем временем восставшие заняли Бор, тот самый, в котором более двадцати лет назад отряды Машара устроили резню. Ключевое положение этого города, позволяет контролировать среднее течение Нила – важнейшей водной артерии региона, а также районы добычи нефти.

***

Израиль, завязал отношения в Южном Судане ещё в середине прошлого века. В ходе гражданской войны Иерусалим поставлял оружие повстанцам, тренировал и обучал бойцов, оказывал их отрядам политическую и финансовую помощь.

Именно Израиль был два года назад первой страной, которую с официальным визитом посетил после провозглашения независимости Сальва Киир. Президент Южного Судана поблагодарил Израиль за поддержку в освободительной войне и предложил открыть посольство в Иерусалиме.

Весной 2012 в разгар пограничного конфликта между Южным Суданами и его северным соседом, израильские самолеты регулярно доставляли военную помощь в Джубу, включавшую и военную технику, и наемников из соседних африканских стран.

Южный Судан играет для Израиля ключевую роль, в первую очередь, благодаря своему соседству с Суданом, ставшим в последние годы важнейшим плацдармом Ирана в регионе.

Исламская республика создала целый ряд военных баз на территории Судана, среди которых военно-морские базы, оружейные склады и даже целые заводы по производству оружия предназначенного для передачи «Хизбалле», ХАМАСу и Исламскому Джихаду.

Владение истоками Нила и обладание нефтяными месторождениями также делают Южный Судан важнейшим союзником еврейского государства.

В начале года представители Южного Судана сообщили о подписании соглашение о поставках нефти с израильским нефтяными компаниями. Впрочем, до прокладки нового нефтепровода перспективы получения нефти из Южного Судана для Израиля остаются крайне неопределёнными.

По сообщению Джерузалем Пост к моменту начала беспорядков, в Южном Судане находились сотни израильтян. Посол Хаим Корен подтвердил, что МИД поддерживает контакт с гражданами Израиля, но отказался отвечать на вопросы корреспондента подробнее. Другой представитель министерства Поль Хиршсон подтвердил, что Израиль достаточно активен в Южном Судане.

***

Другими словами, сохранение дружественного Израилю правительства Сальвы Киира является стратегическим интересом Иерусалима.

И похоже, что в этом вопросе позиции Израиля и США полностью совпадают. Для Вашингтона Южный Судан является ключевой базой, позволяющей контролировать африканскую Аль-Каиду и других радикальных исламистов, обладающих развитой сетью в Судане и угрожающих морским трассам через Красное море.

Скорее всего, Израиль постарается использовать свои связи в кругах офицерской элиты Южного Судана, сложившиеся за годы гражданской войны, чтобы повлиять на прекращение конфронтации между этническими группами в армии и способствовать нормализации.

В отличие от Иерусалима, как правило, предпочитающего не афишировать свои внешнеполитические усилия, в столь деликатных вопросах, Вашингтон открыто сообщил, что направляет спецпредставителя Дональда Бата для привлечения конфликтующих сторон к переговорам.

Очевидно, администрация США в качестве главного инструмента умиротворения будет опираться на обещания денежной и другой помощи. В конце минувшей недели госсекретарь Керри уже озвучил сумму в 25 миллионов долларов выделенную на стабилизацию положения.

Это, кажется уже привело к определенному прогрессу. Машар заявил, что никакой попытки переворота не было и что речь идет о недоразумении. Киир в свою очередь выразил готовность начать переговоры с конкурентом.

Таким образом, возможно, американские финансовые стимулы вкупе со связями израильтян сумеют предотвратить эскалацию кровопролития и хаоса в этом африканском государстве.

 

nepom2Автор — Александр Непомнящий

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора