Мы заканчиваем изучать недельные главы книги «Берешит», в которой разбираются ключевые фрагменты жизни праотцев — от Авраама до Йосефа и Йегуды.
Текст, описывающий жизни праотцев, имеет несколько слоев смыслов. В «первом чтении» эти истории описывают жизнь людей, великих людей, которых мы считаем основателями нашего народа. Но — наши мистики учат нас, что с помощью этих же персонажей «внутренняя» Тора говорит нам о нашей глубинной структуре личности. И наши праотцы описывают структуру наших глубинных функций, которые содержат наш духовный потенциал.
Каждый человек может прожить жизнь, ограничиваясь приземленным «бытовым» уровнем. А может раскрыть в себе огромные творческие и духовные пласты, реализовать масштабные проекты по саморазвитию. И схема этого проекта «зашифрована» в ключевых фигурах книги «Берешит».
Мы помним, как наши персонажи связаны со схемой сфирот. Авраам — это сила сфиры Хесед в нас. Ицхак — Гвура, Яаков — Тиферет, Йосеф — Йесод, Йегуда (как прототип царя Давида) — Малхут.
С другой стороны, говорят мистики, Всевышний взаимодействует с человеком через эти же структуры. То есть если человек хочет выйти на продуктивную связь с Творцом Мира, он может сделать это через фокусирование на своих качествах, описываемых структурой сфирот.
Хесед-Гвура-Тиферет — это Высшие части личности, которые можно образно назвать «золотым треугольником».
Йесод — это уже несколько более приземленная часть, которая обращена к нашим земным задачам, но также связана с мощными духовными силами. Можно на том же языке метафор назвать ее «серебряной» силой.
У силы Йосефа есть два важных канала влияния, которые описаны Торой через сюжеты с Йосефом. Это канал «сновидения», где Йесод помогает взаимодействию между тонким миром снов и нашим плотным миром. И это канал «менеджмента», который работает с нашими земными реалиями.
Из трудов наших комментаторов можно выделить ценные подходы.
Описывается в тексте Торы, что после долгих лет разлуки Яаков встречает Йосефа. И великий комментатор Торы Раши пишет (ссылаясь на Мидраш), что во время этой волнующей встречи Яаков читал молитву «Шма, Исраэль».
Простое объяснение этого сюжета — Яаков испытывал величайшую радость от встречи с сыном и не хотел остаться в этот момент просто на уровне эмоций, даже самых радостных. Яаков стремился поднять значимость этого момента, соединив его с восприятием Всевышнего.
Но здесь для нас открывается еще несколько более глубинных смыслов. Один из самых важных смыслов мы можем использовать при нашем чтении молитвы «Шма, Исраэль».
Как мы писали, Яаков и Йосеф символизируют две части нашей глубинной личности. Яаков — как «тиферет» — центральный «узел» Высшей части личности. А Йосеф — как «йесод» — более «низкий» узел, который обращен к земному миру. Говоря языком электронных схем, встреча Яакова и Йосефа означает создание «контакта» между этими двумя элементами.
Это дает нам следующую ситуацию. Когда мы читаем молитву «Шма, Исраэль», мы можем представлять, что внутри нас происходит «соединение» этих двух уровней Высшей личности (подобно встрече Яакова и Йосефа). Такое представление поднимет уровень выполнения заповеди чтения молитвы «Шма, Исраэль» на более высокий уровень.
Добавим еще несколько деталей. Принято при чтении молитвы «Шма» прикрывать ладонью правой руки глаза. Это также может помочь нам лучше сфокусироваться на идее соединения тиферет-йесод.
У мужчин возникает еще один «бонус». Когда мужчина читает молитву «Шма», он собирает вместе четыре кисти цицит (всего 8 х 4 = 32 нити) и при чтении «Шма» держит все эти кисти вместе, зажимая их вместе в кулаке левой руки. Этот «жгут» из 32 нитей также можно представить как «кабель связи», участвующий в соединении тиферет-йесод. Тридцать два — число не случайное, в наших книгах говорится о тридцати двух путях Б-жественной мудрости.
Итак, прикрывая глаза правой рукой, мы перенаправляем наше внимание во внутренний мир. А зажимая левой рукой 32 нити кисти цицит, мы представляем себе, что этот жгут из нитей символизирует линию связи тиферет-йесод. Таким образом, эта знаменитая молитва становится механизмом активации внутри нас духовного соединения. И активация этого соединения поможет более активному расцвету нашего глубинного духовного мира.