Если когда-нибудь кто-нибудь вздумает сравнить уровень современной ему израильской политики с уровнем тринадцатого года, то он, возможно, с удивлением, обнаружит, что в базовом, тринадцатом году у Еврейского Государства политики не было.
Собственной политики.
То есть, какие-то поползновения, имитирующие государственную деятельность в ее обоих аспектах: внутреннем и внешнем, разумеется, были, иначе никто бы не согласился содержать Государство аполитичное, т.е., парализованное, и, вообще бы рухнуло оно. Но то, что именуется внутренней политикой, можно считать, отсутствовало начисто, а внешней – представляло лишь малоадекватные реакции на возмущения, вызываемые проявлениями чужих политик.
В принципе, ничего страшного. Большинство государств мира так и живут, без собственной политики. Но они, в таком случае, как правило, кучкуются по каким-то признакам: ментальным, региональным, экономическим и т.д., вырабатывая коллективные принципы отношений со своими демосами и иными государствами или их гроздьями.
Наша же особенность в том, что мы одиноки на этой планете и, в принципе, неспособны к слишком близкой интеграции с инакими. Главным препятствием тому – наша извечная собственная инаковость по отношению к миру. Мы заслужили право на нее многотысячелетним противостоянием растворению в холодных и горячих потоках истории, в ее кислотах и щелочах, в ее морозилках и горнилах.
И это ощущение передается даже искренне вошедшим в нашу семью.
Пусть бесится ветер
жестокий
В тумане житейских
морей
Белеет мой парус,
такой одинокий,
На фоне стальных
кораблей.
— записал когда-то, еще в книге бытия своего доиерусалимского, поэт — муж и отец еврейских женщин.
И именно мысль об инаковости и самообороне приходит в голову, когда зажигаешь ханукальные свечи.
Ибо Ханука – это День Победы, нашей, еврейской победы. Единственный еврейский праздник, когда мы очередной раз радуемся чуду. Но лишь в Хануку это чудо изгнания оккупантов из нашей Земли. Не Девятое мая — День нашей Победы, евреи, а Ханука! Без бряцающих брежневских иконостасов, без кумирных путинских «Крыльев советов». Без политкорректности, но с ощущением Чуда, которое не в чаде жаровен с суфганийот, не в оливковом масле, горящем, светящем и жарящем, а в заслуженной нашими далекими предками Победе над многажды превосходящими силами оккупантов, стремившихся, первым делом, уничтожить нашу инаковость. А, тем самым, и нас.
Сюжет борьбы с нашей инаковостью, в общем-то, извечен и множественно повторен в мировой истории. И мы всегда должны помнить о нем и стремиться, несмотря на нашу нынешнюю количественную ограниченность, правильнее даже сказать — малость, к проведению сильной собственной политики. Как внешней, так и внутренней, имеющей приоритетом над проблемами внешнего мира решение собственных, еврейских проблем. Ибо никто за нас, как показал опыт тысячелетий, этого делать не станет.
Это очень важный момент, который надо бы усвоить нашим политикам — как новобранцам, так и ветеранам, чьей ментальной традицией, исторически сложившейся, стали авантюризм, бессистемность помыслов и действий, с полспудной, а нередко – открытой надеждой на помощь «доброго дяди», если, вдруг, что… И это, кажется, единственное общее свойство наших органов управления и, персонально, управленцев, квазисменяемых действующими парламентскими механизмами и, одновременно, квазипреемственными в проведении государственных дел. А, следовательно, и политики.
… Сумерки сменились тьмой… Зажигаем ханукию:
Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими Заповедями и заповедал нам зажигать ханукальные свечи!
Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь Вселенной, свершивший чудеса предкам нашим в их дни и это время!
Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что мы жили с Твоей поддержкой и достигли этого времени!
Лехаим, идн!
Автор — Реувен Миллер
Иерусалим. 3 декабря 2013 г.