Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей…
А.С.Пушкин
Рассказывая о беременности праматери Ривки, Тора упрекает её в ужасном грехе – неблагодарности. Как же праведница могла до такого скатиться? Попробуем разобрать.
Забеременев, Ривка испытывает невероятные физические страдания, так как дети дерутся и сталкиваются в её утробе. Но это не самое страшное. Она боится, что родит «человека-флюгера»,- ведь, когда она проходит мимо дома изучения Торы, Яков стремится выбраться на свободу, а когда мимо храма идолопоклонства – пытается выйти наружу Эсав. Ривка думает, что в животе у неё один плод. Люди, которых так бросает из стороны в сторону, неисправимы.И Ривка, трепещущая перед мужем, перед его духовным величием, сознавая, что дурная наследственность – это из её дома, переживает как она подвела Ицхака! И возможно, Ицхак будет вынужден с ней развестись. То, что обычному человеку идёт в заслугу, праведнику небеса ставят в упрек — как недостаточное упование на Всевышнего.
Не желая причинять дополнительные страдания пророкам — мужу и свёкру (Аврааму), она направляется в дом учения сына Ноаха Шема и его правнука Эвера: узнать волю Б-га. И раскрывается ей, что в её чреве два народа, борьба между ними пойдет до самого конца дней, и старший будет обычно служить младшему.
Почему это пророчество получила именно Ривка, а не Ицхак? Всевышний управляет миром по принципу минимального чуда. Ривка выросла в семье обманщиков, поэтому скорее могла бы увидеть в Эсаве притвору, чем Ицхак; и вообще, женщины лучше мужчин разбираются в домочадцах. И никому не будет большого сюрприза, если Ривка разгадает природу разбойника-Эсава раньше своего мужа.
Но главное не в этом. А в том, что, исполнившись волей Всевышнего, Ривка начинает жить новой жизнью. Написано, что она любила Якова,- потому что знала, что испорченность Эсава изначально предопределена и неисправима. И её любовь всё время усиливалась от сознания того, что она исполняет волю Всевышнего.
В итоге Ривка приняла на себя не свойственные для её натуры функции управлять сыном и мужем. Управлять сыном Яковом – непосредственно используя власть обладательницы Откровения. Ослушавшегося пророка,- как, впрочем, и самого пророка, пытающего скрыть своё, людям предназначенное пророчество,- Небеса карают смертью!
От мужа Ривка скрывает, что получила то пророчество — чтобы не унижать его. И, как умная и тактичная женщина, управляет супругом так, что он этого не замечает.
Теперь я хочу рассмотреть отношения Эсава и Ицхака. Почему Ицхак, в отличие от Ривки, не видел недостатков Эсава и более того, хотел благословить его на главенство в семье?
Есть версия, что именно в силу своей чистоты, отрешенности, он не замечал его недостатков. Мне кажется, дело не только в этом. Эсав с детства проявляет особое уважение к отцу. Это не было восхищением его праведностью,- хотя возможно, было и это. Хотя бы отчасти. Порой закоренелый уголовник может испытывать уважение и трепет перед бескорыстным человеком духа – возможно, именно потому, что тот так ему противоположен.
Основное, мне кажется, то, что Эсав не был дурак и понимал, что если он не станет почитать отца, то и его дети плюнут на него. А почета Эсав по своей природе жаждал более всего.
Ошибка Ицхака, если это была ошибка, вынужденная. Только Всевышний знает мотивацию и нутро людей. Поэтому, видя, как Эсав старательно соблюдает заповеди почитания отца, ощущая его силу, мужество, ум -невозможно было, не имея пророчества, разобраться в корне души и будущем Эсава.
А возможно, ларчик открывается куда проще: Ицхак и Ривка были «ладьями» («колесницами») Всевышнего. Ривка отталкивала, а Ицхак притягивал Эсава, ведь иначе невозможно воспитывать детей. Предположив это, попытаюсь погадать, почему так разделились роли? Эсав, в отличие от Якова, который уважал отца и мать, почитал только отца, потому что ему было небезразлично, будут ли уважать его собственные дети.Астанут ли они уважать его жен, ему было абсолютно всё равно. Он сам, зная натуры близких к себе женщин,прятал ценные вещи у матери.
В итоге всей этой многомудрой и многоступенчатой игры, благословение обоих досталось праведному Якову. Есть толкование, что Ицхак надеялся создать святой народ немножко подобно системе «варн» у индусов. Эйсав, «человек поля», был бы «кшатрием», администратором и воином, а Яков, «человек шатров», – «брамином», «пандитом» — мудрецом, постигающим духовную науку. Тогда на Эсава была бы возложена обязанность кормить и защищать Якова, и ему за это полагалась изрядная доля духовных заслуг. Ицхак, как свидетельствует Тора, «любил Эсава» и несомненно хотел ему, как всякий отец своему сыну, блага.В первую очередь – роли в служении всемогущему Б-гу и доли в вечном мире. Но – давным-давно Создатель открыл Ривке, что это, увы, невозможно. Еврейский народ – одна душа, одно целое – в самом корне своём; корни души Эсава – носителя традиции Лавана и Якова – продолжателя дела Авраама срастись не могут. По крайней мере, до времени Машиаха.
Рамбам писал, что шахматы являются моделью жизни — с той разницей, что в жизни мы немножко игроки, а в основном – пешки, а в шахматах – в основном игроки и немножко пешки. Впрочем, бывают колесницы-праотцы, которые существенно определяют ход игры. Выражаясь шахматным языком, Моше Рабейну – ферзь.А Король у нас один, и его нельзя не только заматовать, но и даже объявить Ему шах… Как публика сейчас ни пытается.