Волшебное слово
Знаете ли вы одно волшебное слово? Я имею в виду не какие-либо заклинания, а обычное слово «спасибо», которое в действительности творит чудеса.
Скоро в США будет отмечаться День благодарения, весь смысл которого в напоминании: не воспринимай добро как само собой разумеющееся, а выражай свою благодарность. Этот праздник впервые отмечался в 1621 году английскими колонистами, которые привнесли в него глубокий духовный смысл — они хотели выразить благодарность Всевышнему за урожай после голодного года. Многие американцы утверждают, что День благодарения — самый любимый праздник. Однако мало кто знает, что этот праздник заимствован у евреев.
В популярных справочниках и календарях вы найдете объяснение, что День благодарения заимствован от еврейского праздника Песах, когда евреи благодарят Всевышнего за избавление из египетского рабства, отмечая день Исхода седером — праздничной трапезой. Так же и американцы отмечают День благодарения праздничным обедом, на который принято приглашать нуждающихся людей. Кстати, эта идея тоже заимствована. Пурим отмечает чудо спасения праздничной трапезой. Мы садимся за стол и приглашаем друзей и всех, кто нуждается. Маймонид предупреждал, что радоваться собственному спасению не означает просто сесть за стол и вкушать праздничную трапезу. Необходимо делиться ею с другими, иначе это превращается в праздник живота.
Радоваться — значит делиться радостью! Не случайно обычаем Пурима является шалахмонэс — подарки друзьям, предложение хотя бы двух блюд: еды или напитка.
В США благотворительные организации приглашают нуждающихся на праздничные обеды. Сам президент находит время в День благодарения помочь бездомным и неимущим для того, чтобы показать пример благотворительности.
Царство кривых зеркал
Почему мы празднуем Хануку? Есть много ответов на этот вопрос. Однако в сидуре (молитвенник), рассказывающем о чуде победы маккавеев над греками, приводятся следующие слова: «А после того пришли дети Твои в Твой Дом… очистили Храм… зажгли свечи и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя…»
Ханука — это, прежде всего, праздник Благодарения. В эти дни поют «Халел» и другие благодарственные песни. Вместо того чтобы прославлять военную доблесть, победители вознесли благодарность Всевышнему. И этим доказали свое величие!
Почему зачастую трудно выразить благодарность тому, кто сделал нам одолжение? В «Поучениях отцов» говорится: «Если кто-то сделал тебе маленькое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет большим; если же ты сделал кому-то большое одолжение, пусть в твоих глазах оно будет маленьким».
Мы живем в мире кривых зеркал. Эгоизм искажает наши взаимоотношения с людьми. Часто мы не замечаем того, что нам сделали, и забываем даже поблагодарить. Когда мы делаем для кого-то небольшое одолжение, мы требуем за это благодарность. Мудрецы предлагают нам исправить эту кривизну и увидеть обратное: сделал кому-то большое одолжение — смотри на него как на мелочь, а небольшую услугу, оказанную тебе, принимай как большое одолжение и благодари за него.
Почему же нам так трудно благодарить? Да потому, что мы не хотим чувствовать себя обязанными! Само слово «благодарить», на иврите «моде», имеет два значения: одно — «благодарить», а другое — «признавать истину». По-русски и по-английски это разные слова, а на святом языке — одно и то же. Ибо выражение благодарности и есть признание того факта, что вам действительно помогли. Это признание рождает желание ответить любезностью на любезность — отблагодарить. Потому добрый поступок является семенем добра, которое прорастет в сердце человека и взойдет в виде прекрасных плодов — добрых дел. В этом смысле неблагодарность приравнивается мудрецами к разрушению посадок.
Мое — мое, твое — твое
В «Поучениях отцов» говорится, что праведники — это люди, которые не берут чужого, но при этом готовы поделиться своим, говоря: «Твое — твое, и мое — твое». Негодяи же говорят: «Мое — мое, и твое — мое». Мудрецы спорят о том, как назвать людей, которые считают, что «мое — мое, твое — твое». Одни утверждают, что это «средние» люди: не праведники, потому что не делятся и не творят добра, но и не негодяи, потому что не грабят и не берут чужого. Другие считают, что это одно из качеств, присущих жителям Содома и Гоморры, которые, без сомнения, были негодяями.
В чем суть спора? Если человек не берет чужого, потому что не хочет воровать и уважает его имущество, то он «средний». Но если же причина, по которой он не хочет брать чужого, заключается в том, что он ничего не хочет давать другим, то это качество людей не лучших. Такой человек не хочет быть никому обязанным, а хочет держать, как говорится, свое при себе. Его нежелание делиться приводит к тому, что он ничего не берет у других, лишь бы не быть никому обязанным. Он отказывается от всякого рода любезностей из-за нежелания отвечать тем же.
Все, кроме меня!
Почему Адам был изгнан из рая? Да, он съел плод с древа познания добра и зла. И Ева съела, однако наказания не последовало. Грех повлиял на их души: они спрятались в райском саду. Тогда Всевышний задал Адаму вопрос, с которым Он обращается к каждому из нас: «Где ты, человек?» Адам же продолжал прятаться. Тогда Всевышний предоставил ему возможность раскаяться: «Может, ты съел плод, который Я велел не есть?» Адам ответил: «Ты дал мне жену, и она дала мне плод, и я съел».
Во всем мире были лишь трое: Всевышний, Адам и Ева. Кто же виноват? Адам обвинил всех, кроме себя: «Ты дал мне жену, а она дала мне плод…» Мудрецы видят в этом не только нежелание принять ответственность за свой поступок, извиниться и признать ошибку, а наоборот, стремление обвинить других. Главный грех — неблагодарность! Мудрецы именно так говорят: «Адам был изгнан из райского сада за неблагодарность. Адаму было плохо одному, Б-г дал ему жену, а он вместо благодарности жалуется и обвиняет ее».
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа», — рассказывает нам Тора о порабощении евреев. Но как новый фараон мог не знать о Йосефе, который спас всех египтян от голодной смерти? Неблагодарный фараон не хотел знать, то есть не хотел признавать факта помощи Йосефа — чтобы не быть обязанным его потомкам.
Когда Моисей пришел к фараону со словами: «Отпусти народ мой, и он будет служить Всевышнему», — тот ответил: «Не знаю Всевышнего». Мудрецы поясняют: «Сначала он сказал: не знаю Йосефа, а потом — не знаю Б-га!» И если неблагодарность разрывает связь человека с Всевышним, то чувство благодарности — это путь к Б-гу. Фараон, не желающий благодарить, в конце концов приходит к отрицанию Б-жественного. Когда же человек проявляет благодарность, он делает первый шаг на пути к духовному. Этот шаг ведет его в райский сад, откуда был изгнан Адам.
Путь к счастью
Еврей просыпается и произносит: «Благодарю Тебя, Всевышний…» Он просыпается с радостью. Само слово «иудей» означает «благодарный».
Когда у Леи родился четвертый сын, она сказала: «На этот раз отблагодарю Всевышнего!» Почему за четвертого сына, а не за первого? Лея обладала пророческим даром, она знала о том, что миссия ее семьи — воспитать 12 сыновей. Она полагала, что каждая женщина — она сама, Рахель и служанки Билга и Зилпа — будут иметь три сына. Когда же у нее родился четвертый сын, она поняла, что получила больше, чем ей полагается, и за это следует благодарить Всевышнего. «Иуда» означает «признавать истину и благодарить». Не случайно благодарный Иегуда сумел признать истину — свою ошибку с Тамар. А потомок Иегуды царь Давид признал свою ошибку с Бат Шевой и написал благодарственные песни — псалмы Давида!
Мы привыкаем к окружающему нас миру и начинаем воспринимать всех и все как само собой разумеющееся. Кто-то нам помогает, и мы считаем, что так и надо. Человек, который забывает сказать спасибо, конечно, огорчает помогающих ему людей. Но самый большой ущерб неблагодарный человек наносит самому себе. Переставая ценить что-либо, он перестает этому радоваться. Наступает Ханука и напоминает об обязанности наслаждаться каждым мгновением жизни, ценить и благодарить всех, кто делает тебе что-то хорошее.