Во сне и наяву. Недельная глава Торы «Ваешев»

Во сне и наявуЯаков поселяется в Ханаане. Его любимый сын Йосеф, которому он в знак особого расположения дарит разноцветную полосатую рубашку из тонкой шерсти, доносит отцу о плохом поведении братьев. Братья ненавидят Йосефа, особенно после того, как он пересказывает им два своих пророческих сна, в одном из которых их снопы кланяются его снопу, а в другом перед ним склоняются солнце, луна (отец с умершей матерью) и одиннадцать звезд (братья). Заподозрив Йосефа в стремлении узурпировать духовную миссию семьи, сыновья Яакова замышляют убить его. Но когда Йосеф приходит к ним на пастбище в Шхем, братья отказываются от прямого убийства и продают юношу в рабство купцам, проходящим с караваном. Затем они показывают Яакову рубашку Йосефа, смоченную кровью зарезанного козленка, и убеждают отца, что его младшего сына растерзал дикий зверь. Яаков безутешен. Оказавшись в Египте, Йосеф становится собственностью Потифара, начальника царской стражи.
Здесь Тора прерывает рассказ, чтобы поведать о судьбе Иегуды и его семьи. Старшего сына Иегуды Эра постигает смерть за то, что он хотел предотвратить беременность своей жены Тамар. На ней женится левиратным браком брат Эра Онан, но и он умирает за тот же грех. Иегуда остается вдовцом, и Тамар решает обманным путем забеременеть от него, поскольку он не дал ей в мужья своего младшего сына Шелу, а ей было известно, что от Иегуды произойдет династия еврейских царей. Замысел удался: Тамар рожает близнецов.
Тем временем Йосеф становится управляющим в доме Потифара. Жена хозяина домогается любви красивого раба и, разгневанная отказом, ложно обвиняет его в попытке изнасилования. Йосефа бросают в тюрьму. Там он удачно толкует сны двух царедворцев, попавших в немилость к фараону. Предсказания Йосефа в точности исполняются: начальник виночерпиев реабилитирован, а начальника пекарей казнят. При выходе на свободу главный виночерпий обещает ходатайствовать за Йосефа во дворце, но забывает о нем.

***

«И приснился сон обоим в одну ночь, каждому свой сон, каждому сон своего толкования: виночерпию и пекарю царя Египетского…» (40:5)
После эпизода с женой Потифара Йосеф был брошен в тюрьму, где быстро возвысился и приобрел влияние, став, фактически, главным распорядителем или, если хотите, старостой этого заведения: «И отдал начальник темницы в руки Йосефа всех узников…» (39:22).
Вскоре под его опекой оказались два вновь прибывших заключенных: главный виночерпий и начальник пекарей царского дворца. Они были заподозрены в заговоре — в намерении отравить фараона, подмешав ему яд в вино и, соответственно, в хлеб.
Так интерпретирует эту историю автор «Таргум Йонатан», перевода-толкования ТаНаХа на арамейском языке.
Вскоре этим двум опальным царедворцам приснился сон — каждому свой. Эти сны, хотя и казались разными, удивительно сходились по сюжету. Утром знатные узники выглядели взволнованными и испуганными, что не ускользнуло от внимания Йосефа, которого приставил к ним начальник палачей.
Узнав, что его подопечных сбили с толку увиденные ночью сны, Йосеф предложил истолковать их, но тут же оговорился, что все толкования сновидений исходят от Б-га, а он сам лишь Его посредник. Примерно то же самое Йосеф сказал позже и самому фараону, когда его вызвали во дворец для той же цели.
Первым рассказал свой сон главный виночерпий. Он видел виноградную лозу, и на лозе было три ветви. Прямо на его глазах лоза зацвела, на ней появились почки, которые тут же превратились в гроздья ягод. Держа на ладони чашу фараона, виночерпий выжал в нее ягоды и подал чашу в руку фараона.
Три ветви, объяснил Йосеф, символизируют трех праотцев еврейского народа — Авраама, Ицхака и Яакова, чьим потомкам было суждено стать рабами в Египте, месить раствор, таскать кирпичи и тяжело работать на полях. Однако затем они выйдут на свободу, ведомые тремя «пастырями» — Моше, Аароном и их сестрой Мирьям.
Что касается заключительного эпизода этого сна, продолжил Йосеф, чаша фараона, которую наполнил виночерпий, символизирует чашу наказания, которую фараон будет вынужден испить до дна.
И раз он видел такой хороший для евреев сон со счастливым концом, то и для него, сновидца, будет хорошее толкование: три ветви — это три дня. Через три дня фараон вспомнит о нем и вернет его с честью на прежнюю высокую должность, и будет он, как и прежде, подавать вино своему обожаемому монарху…
И здесь Йосеф допустил серьезную оплошность. Он на время забыл о своей твердой вере в Б-жественное провидение и на время передал свою судьбу человеку: попросил главного виночерпия замолвить за него словечко во дворце, походатайствовать перед фараоном, чтобы его освободили из тюрьмы. Пусть расскажет ему, что он был похищен из страны «иврим» и что здесь, в Египте, он не сделал ничего такого, чтобы заслужить столь тяжелое наказание.
Между тем начальник пекарей, услышав, как хорошо Йосеф интерпретировал сон главного виночерпия, воспылал надеждой и принялся пересказывать ему свой сон. Правда, голос был у него неприятный, злой. Он был одним из трех персонажей ТаНаХа, которые начинали свою речь со слова «Аф»: «Аф они бахаломи… И мне тоже снилось…» «Аф» может означать на иврите также и «гнев». Все три упомянутых гневливых персонажа плохо кончили, включая царского пекаря.
Он рассказал Йосефу, что видел во сне три плетеные корзины у себя на голове с белым хлебом, а в самой верхней корзине лежала изысканная выпечка, которой он обычно потчевал фараона. На эти вкусные изделия слетелись птицы и стали клевать их прямо на его голове.
Йосеф сурово взглянул на обер-пекаря и объяснил, что три корзины — это три изгнания, которые предстоит пережить сынам Израиля, — Египет, Вавилон и Эдом (в последнем случае речь идет о нынешнем продолжающемся уже две тысячи лет изгнании, которое началось после разрушения римлянами Иерусалимского храма).
И поскольку начальник пекарей увидел плохой сон о евреях без счастливого конца, то и толкование для него самого будет таким же. В конце концов толкователь имеет право расшифровывать сны так, как ему хочется, а сны, как сказано в Талмуде, исполняются в соответствии с толкованием.
«Итак, слушай, — сказал Йосеф. — Три корзины — это три дня, оставшиеся тебе до смерти. Через три дня фараон велит отрубить тебе голову, с которой птицы клевали пироги, и повесить тебя на дереве. И те же птицы будут клевать твою плоть».
Как пророчил Йосеф — так и произошло. На третий день фараон устроил пир, чтобы отметить свой день рождения. Во дворец были приглашены все его слуги, включая главного виночерпия и начальника пекарей, которые были выпущены из тюрьмы по такому случаю.
Во время пира выяснилось, что виночерпий не был в числе заговорщиков, пытавшихся отравить фараона, а начальник пекарей был. В результате первый был оправдан, освобожден из тюрьмы и восстановлен на своем прежнем посту. Что касается бывшего главного пекаря, с ним долго не церемонились: его, беднягу, обезглавили и повесили в тот же день — в точном соответствии с предсказанием Йосефа.
Сам Йосеф тоже пострадал, хотя и не в такой трагичной мере. За то, что он слишком доверился главному виночерпию, человеку из плоти и крови, вместо того чтобы уповать на Всевышнего, за то, что искренне надеялся, что бывший знатный узник походатайствует за него во дворце, Б-г сделал так, что виночерпий забыл о нем и вспомнил только через два года, когда уже самому фараону потребовались услуги толкователя снов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора