Глухой рокот барабанов и грохот помпезно хвастливых военных маршей, прокатившихся по улицам Газы в годовщину последней серьёзной конфронтации с Израилем, очевидно должны были заглушить любые сомнения жителей сектора по поводу бесспорности успеха ХАМАСа в том столкновении. Хотя вдали от шума торжественных шествий, победа исламистов кажется уже не столь очевидной.
Прошлогодняя операция, получившая в Израиле название «Облачный столп», началась с ликвидации израильской армией одного из ведущих военных лидеров ХАМАСа — Ахмеда Джабари, проводившего регулярные ракетные обстрелы еврейского государства. И закончилась соглашением, обеспечившим самый спокойный год за всё время, с тех пор, как Израиль отступил из сектора Газа.
Более того, во избежание нежелательных последствий, ХАМАС даже создал специальное подразделение, состоящее из 600 бойцов, занятое жёстким пресечением любых попыток со стороны конкурирующих террористических группировок проявлять самодеятельность на поприще борьбы с сионизмом. И именно оно уничтожило в июле военного лидера «Исламского Джихада», вознамерившегося было развить неуёмную активность в этом направлении.
Другой причиной шумных демонстраций, вероятно, стало желание властей сектора отвлечь внимание населения от тяжелого экономического кризиса, охватившего в последние месяцы Газу. Прошли те золотые времена, когда ХАМАС получал финансирование и от Ирана, и от «Братьев-Мусульман», и даже от Саудовской Аравии. Сейчас всё изменилось. Молодой шейх Катара практически прекратил спонсирование. Саудовская Аравия превратилась в злейшего врага. Да и в Египте, дружественная власть единомышленников сменилась на яростных оппонентов. Турция занята своими проблемами и Сирией, по поводу которой ХАМАС успел рассориться и с Ираном.
Правда, после переворота в Египте лидеры ХАМАСа постарались возобновить контакты с исламской республикой, но похоже, что до прежней дружбы ещё далеко. Тем более, Тегеран, сам находящийся под мощнейшим давление международных экономических санкций, не способен теперь поддерживать Газу также эффективно как раньше.
По сути, единственным, кто продолжает сегодня заботиться о жителях сектора остаётся лишь Израиль, существование которого ХАМАС, в свою очередь, продолжает гордо не признавать.
Пропускной пункт в Керем Шалом на севере сектора работает с небывалой в последние 6-7 лет мощностью. Ежедневно от 500 до 1000 грузовиков с товарами, сырьем и продовольствием проходят из Израиля в Газу. На фоне жесткой блокады, организованной новыми египетскими властями, Израиль, де факто стал единственным спасителем жителей сектора от гуманитарной катастрофы.
Особенно тяжелое положение сложилось в энергетической сфере. Египетские военные уничтожили значительную часть подземных туннелей (до 80% по их собственным оценкам, около трети по мнению израильских специалистов), по которым в Газу приходило порядка миллиона литров топлива в день.
Поэтому теперь ХАМАС вынужден покупать топливо у ФАТХа, правящего в Рамалле, по рыночной, а не контрабандной цене, составляющей около 2 долларов за литр. Для частных автовладельцев Газы это очень дорого. Но ещё хуже обстоят дела с топливом для электростанции, генерирующей значительную часть местного электричества. Поскольку ХАМАС не поддерживает контактов с Израилем, он вынужден использовать в качестве посредника всё тот же ФАТХ. Воспользовавшись предоставленной возможностью, сообразительный Абу Мазен, покупает топливо у израильских поставщиков примерно по доллару за литр и предлагает его братьям в Газу по цене в два раза дороже.
Лидеры ХАМАСа отказались платить спекулятивную цену и электростанция, фактически, встала. Жители сектора получают электричество в течении 6 часов, а затем на 12 часов остаются без него. Отсутствие электроэнергии привело также к закрытию многих предприятий, что увеличило безработицу в секторе.
Очевидно, Палестинская Администрация Абу Мазена использует сложившуюся ситуацию, не только для того чтобы нажиться на спекулятивном посредничестве. Она отказывается снижать цену на топливо, несмотря на тяжёлые бедствия жителей Газы, в надежде на то, что это приведёт к восстанию против ХАМАСа и позволит ФАТХу вернуть себе власть в секторе.
Однако, похоже, что пока у ФАТХа шансов нет. Доказательством тому служит несостоявшаяся 11 ноября, приуроченная к девятой годовщине смерти Ясира Арафата, акция протеста движение Тамруд в Газе, созданного по аналогии с одноимённым движением в Египте, чьи массовые демонстрации привели к отстранению «Братьев-Мусульман» от власти.
Тамруд в Газе был создан то ли мятежным лидером ФАТХа Мухамедом Дахланом и его спонсорами из ОАЭ, то ли египетским спецслужбами, то ли ими всеми вместе. Однако в отличие от Египта, на территории сектора движение так и не сумело вырваться за пределы социальных сетей в интернете.
С одной стороны Тамруд в Газе не имеет той мощной поддержки со стороны армии, как это было в Египте, с другой, решительные превентивные меры властей ХАМАСа, арестовавших активистов движения и без колебания использовавших силы безопасности для жестокого подавления любой их деятельности, пресекли попытки протеста.
Таким образом, ХАМАС продолжает оставаться ведущей силой в секторе. Но ситуация нестабильна и ухудшается с каждым днём.
Для выхода из энергетического кризиса ХАМАС имеет сегодня лишь две альтернативы и обе не вызывают ни малейшего энтузиазма у лидеров Газы.
Одна из них заключается в том, чтобы пойти на примирение с ФАТХом, по сути, признать их власть. Вторая — признать существование Израиля и начать покупать у него топливо напрямую. Израиль способен энергетически обеспечить Газу даже без спекулятивных наценок ФАТХа.
Но судя по-всему, главы ХАМАСа возлагают наибольшие надежды на третий вариант, ожидая развития ситуации на переговорах в Женеве.
Несмотря на разногласия возникшие из-за Сирии, Тегеран остается самым перспективным союзником Газы. Поскольку умение сочетать религиозный радикализм с политическим прагматизмом и успешное выживание во враждебном окружение на фоне противостояния внутренним протестам и тяжелого экономического положения, делают иранскую модель государственного управления крайне привлекательной в глазах лидеров Газы. Даже невзирая на суннито-шиитские противоречия.
В манере управления сектором чувствуется иранский стиль. Он проявляется и в организации военных парадов, типичных для режима аятолл, и в поддержании мощного силового аппарата, способного эффективно подавлять любую внутреннюю оппозицию.
Иранское влияние присутствует даже в шаге, призванном улучшить имидж ХАМАСа на Западе — недавнем назначении женщины на пост англоязычного пресс-секретаря правительства Газы. Недаром двадцатитрёхлетняя Исраа Альмудаляль до получения новой должности работала на иранском телеканале.
В то же время и для Ирана ХАМАС является важным партнёром. В первую очередь как важнейший плацдарм в израильском подбрюшье, а кроме того один из крайне немногочисленных союзников в суннитском лагере. Поэтому, вероятно мы увидим продолжение сближения Ирана и ХАМАСа.
Если договаривающиеся в Женеве стороны подпишут договор, и санкции с Ирана будут сняты, финансовые возможности помочь ХАМАСу у Ирана станут значительно шире. При этом и мотивация Ирана укрепить ХАМАС, в преддверии возможной израильской атаки, станет выше, поскольку вероятность подобной угрозы возрастёт.
Другими словами, если санкции снимут, то ХАМАС получит деньги, оружие и другую помощь от Ирана, всю больше становясь зависимым от него.
Стоит заметить, что подобная ситуация может оказаться вполне выгодной для Израиля.
Отношения Израиля и Ирана, все больше напоминающие противостояние США и СССР в холодной войне, в будущем могут привести к вполне устойчивому равновесию, основанному на прагматичном взаимном желании сохранить региональную стабильность. ХАМАС под контролем Ирана в такой ситуации окажется более спокойным и сдержанным, чем прежде, когда его вдохновляли идеи «Братьев-мусульман» о великом халифате.
ХАМАС уже не заинтересован в эскалации напряжённости с Израилем, поскольку вступиться за него сейчас некому. Египет не станет его защищать и будет только рад такой конфронтации. Турция далеко. Да и Иран не готов сейчас ввязываться первым, предпочитая сохранять ХАМАС в качестве сдерживающего фактора.
Поэтому, ХАМАС несмотря на агрессивную риторику, судя по всему , продолжит соблюдать низкий профиль и даже подавлять активность мелких террористических групп, предотвращая ракетные обстрелы.
Что ещё важнее, устойчивость ХАМАСа сохранит раскол между ним и ФАТХом. А это, в свою очередь, на данном этапе значительно снижает шансы на то, что Обама и Керри сумеют продавить свой безумный и убийственный для Израиля план передачи Иудеи и Самарии под контроль Абу Мазена.
Чрезмерный оптимизм не способствует сохранению благополучия. «Земляне поставлены перед выбором: продолжать уничтожать друг друга или договорится о едином миропорядке на планете, который способен создать цивилизованное общество и поддерживать мир на планете.
Договор с Ираном, по умолчанию, направлен на перемирие, продолжительность которого будет поставлена в зависимость, насколько договор окажется «хорошим». Значит, вся возня вокруг договора ведется в угоду перемирию, предусмотренному Кораном. Иными словами, Обама последовательно осуществляет свои замыслы, которыми он поделился еще в Каире» https://www.facebook.com/brudnylev/posts/257888311027630
.Разумным, к сожалению, человек еще не стал и продолжает воздвигать на планете Вавилонскую башню. Этот проект обречен, как и все другие, которые не выдержали испытание временем. Никакие союзы между соперничающими группировками на планете не способны решить главную задачу, сформулированную еще пророками: «ПЕРЕКОВАТЬ МЕЧИ НА ОРАЛА». Что мешает это сделать? Отказ понять, что коранический прицип «дин фитра» (в переводе-естественная религия) есть, вера в то, что каждый младенец рождается мусульманином и уже потом, родители-христиане, иудеи, буддисты или атеисты, портят его своим немусульманским воспитанием, уводя от «пути истины и ислама». Этот принцип воспринимается на планете все большей частью населения, и недалек тот час, когда здравомыслящие люди будут не в состоянии остановить набирающее обороты явление. Пример Европы не научил людей, что в ПРИРОДЕ время – важнейшая сила, определяющая ход истории.
Если Международный Трибунал не видит, что коранический принцип означает конец цивилизации на планете и не устанавливает жесткий срок приведения Корана в соответствие с моральными устоями, изложенными десятью заповедями, то судьбу планеты решит пророчество Зхарья (13:8, 9): «И будет на всей земле, — слово Бога, — две трети жителей в ней истреблены будут, умрут, а треть останется в ней. И введу треть эту в огонь, и очищу их»: человек появился на планете потому, что животный мир был не способен изменять условия своего существования. Только развитие сознания способно сделать человека подобием Бога, а не возврат к инстинктам, чего добивается ислам. Но невежество политиков не позволяет им это понять. Их действия можно объяснить и параноей, если они готовы пойти на уничтожение цивилизации, чтобы не отказываться от удовлетворения своих интересов.
«На фоне жесткой блокады, организованной новыми египетскими властями, Израиль, де факто стал единственным спасителем жителей сектора от гуманитарной катастрофы.»
В израиле евреи бедствуют, а израильское правительство помогает мусульманским террористам.