Американская мечта. Недельная глава Торы «ВАИШЛАХ»

Франческо Айец. Встреча Яакова и Эйсава
Франческо Айец. Встреча Яакова и Эйсава

«Так сказал твой слуга Яаков» (32:5).

Положение еврейского народа в мире еще никогда не было столь сложным и противоречивым, как сегодня. С одной стороны, мы пользуемся невиданным ранее материальным комфортом и признанием. Перед просвещенными и образованными евреями открыты все двери. Западный мир принимает нас с распростертыми объятиями. Достаточно упомянуть, что евреи составили половину нобелевских лауреатов в 2013 году. Такого симбиоза с нееврейским окружением не знало даже испанское еврейство в свой золотой век.
Кто бы мог подумать еще лет семьдесят назад, что еврей, да к тому же религиозный, будет баллотироваться на пост вице-президента США? Что в антисемитской Европе евреи будут занимать высшие государственные посты, как в Австрии, или претендовать на них, как во Франции?
Короче говоря, евреи чувствуют себя как никогда комфортно, они уважаемы, и им достается щедрый кусок от «национального яблочного пирога».
Но, с другой стороны, нам все явственнее грозит цунами нового антисемитизма. Его источник — не только невежественные исламские массы, заполонившие Европу, но и просвещенная часть западного общества: студенты в университетских кампусах, профессура и журналисты. Глубина и ярость этого антисемитизма, часто принимающего форму «критики Израиля», вызывают тревогу за судьбу еврейской диаспоры.
В чем-то мы виноваты сами: нас подводит приверженность «американской мечте». Но американская мечта — не наша мечта. Это мечта нашего дядюшки Эйсава.
Эйсав видит мир как нагромождение небоскребов, мир изобилия, покрытый густой сетью дорог и авиалиний, нашпигованный глобальными зрелищами: кинофестивалями, олимпиадами и международными конкурсами. Он видит бифштекс в каждой тарелке, на каждом столе.
Мы видим на каждом столе молитвенник…
Руки — руки Эйсава. Он может быть щедрым и великодушным. Но когда мы пытаемся проникнуть в его епархию, он приходит в бешенство. Ведь в глубине души Эйсав хорошо знает, кто мы такие, и ждет от нас соответствующего поведения. Он понимает, хотя и подсознательно, что Яаков — это голос, что он представляет мир духа, Торы и молитвы.
Поэтому, когда современные потомки Яакова забредают на территорию Эйсава, их ждет яростный и жестокий отпор.
Это вовсе не значит, однако, что евреи должны жить в нищете в угоду Эйсаву. Но лучше не выставлять напоказ свои материальные достижения и приобретения. Не стоит раздражать его своими успехами, богатством и популярностью.

«Чем я лучше?..»
Мы учим это из сегодняшнего недельного раздела Торы: «Так сказал твой слуга Яаков».
В мидраше рассказывается, что составитель Мишны рабби Иегуда ха-Наси, которого звали просто Ребе, заканчивал свои письма римскому императору Марку Аврелию Антонию, с которым состоял в тесной дружбе, словами «твой слуга». Но к чему такое унижение? Ребе объяснял: «Чем я лучше нашего праотца Яакова, который, обращаясь к Эйсаву, называл себя его слугой»?
Мидраш осуждает Ребе за такое следование примеру Яакова. Да и сам Яаков подвергается критике со стороны комментаторов Торы: не следовало ему унижаться перед Эйсавом во время их встречи.
И тем не менее, назвав себя слугой Эйсава, Яаков заложил традицию — ввел общую схему наших отношений с потомками своего брата-злодея, и эта схема сохраняется поныне, как говорит еврейская традиция: «Поступки отцов — знак для их сыновей».
Сегодня такое привычное уничижение перед нееврейским окружением сопровождается значительным ослаблением еврейского самосознания в Европе и Америке. Чем меньше евреи осознают себя евреями, тем слабее их поддержка Израиля и тем чаще они вступают в смешанные браки. Столь массовую ассимиляцию невозможно было себе представить еще 50–70 лет назад. Больше половины молодых евреев и евреек отдают сегодня предпочтение нееврейским партнерам.
В этой мрачной перспективе остался лишь один луч света, который превращается, однако, в мощный прожектор. Речь идет о религиозных евреях.
Религиозные общины бурно растут как в Израиле, так и в диаспоре. Высокая рождаемость в религиозных семьях, сопровождаемая массовой ассимиляцией в нерелигиозной среде, приводит к быстрому изменению демографического баланса: религиозные общины все настойчивее и смелее выходят на передний край еврейской общественной жизни, занимая преобладающие позиции как по численности, так и интеллектуально.
Однако в религиозных общинах тоже далеко не все гладко. (А разве есть «гладкие» общины?) К сожалению, растет процент разводов, хотя по сравнению со светским обществом он по-прежнему крайне низок. Новым фактом нашей жизни стало появление «группы риска» среди детей из религиозных семей. Оторвавшись от привычной среды, эти детки нередко скатываются на самое дно, доходят до злоупотребления алкоголем и наркотиками.
И вот теперь еще одна опасность. Растущее благосостояние религиозных общин, особенно в диаспоре, привело к моде на экстравагантные свадьбы и бар-мицвы, шикарные виллы и дорогостоящие круизы с глат-кошерной едой.
Зачем же злить Эйсава? Ведь в нем еще много ненависти и способности эту ненависть реализовать. В конце концов, чем мы лучше нашего праотца Яакова?

Евреям не помогают
«И было на третий день, когда они были больны, взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч и вошли уверенно в город, и перебили всех мужчин» (34:25).
Почему Шимон и Леви были уверены в успехе своей операции, когда вошли с мечами в ханаанский город, чтобы отомстить за изнасилование своей сестры?
По словам комментатора «Кли Якар», им придавал уверенность сам факт, что жители города сделали себе обрезание по требованию своих вождей Хамора и Шхема.
Прежде сыновья Яакова боялись, что если они нападут на них, то к тем на помощь придут соседние племена. Однако после массового обрезания эти страхи улетучились. Ведь обрезание — это первый этап перехода в иудаизм. Теперь жители города стали евреями в глазах своих соседей, презренными евреями, которых никто не выручит из беды.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора